Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К вопросу об интуиции




Г

I

F

I

— тип преобразующего лидера;

— осознание необходимости обновления;

— технические, политические, культурные проблемы лидерства;

— направления деятельности по пути к обновлению;

— преодоление сопротивления изменениям.

1. Лидеры-преобразователи ориентированы на изменения, нововведения, предпринимательство. Этот тип лидера представляет собой определенный процесс поведения, включающий самообучение и подверженный управлению. Это своего рода наука, включающая последовательность предсказуемых шагов. Трансформация, организация для того, чтобы сделать корпорацию стратегически более конкурентоспособной — сложная задача.

Весь процесс перестройки структур корпорации можно представить в виде драмы в 3-действиях:

— обновление, при котором происходит осознание потребности в изменении;

— создание нового видения;

— институализация изменений.

Лидеры должны научиться противостоять управляющим среднего уровня, которые становятся основным объектом воздействия в ходе перестроек, пока последние не осознают, к чему они должны прийти.

а) Сигналы. Ход событий. Потребность в изменениях возникает под влиянием внешней среды. Внешний импульс должен быть осознан лидером. Ключевые лица, принимающие решения в организации, должны почувствовать неудовлетворение от положения статус-кво. Осознанная необходимость дает толчок процессу преобразований. Ключом к подавлению сил сопротивления изменениям является качество нового лидерства.

б) Создание нового видения. Лидеры должны сформировать такое видение проблем и возможностей, которое приняло бы подавляющее число членов организации, а также лидеры должны суметь мобилизовать свои кадры на действия по-новому. Когда некоторая критическая масса людей принимает новое видение, лидеры должны добиться понимания и поддержки, чтобы воплотить новое видение в жизнь.

в) Обновление — пустой разговор, если не сделать видение реальностью, а новое мышление обыденным.

Новые реалии, условия и действия должны закреплять перемены. Это своего рода развитие новой культуры. Крупные преобразования высвобождают могучие конфликтующие силы, поэтому для управления процессом перемен нужно понять и индивидуальное психологическое отношение к ним.

5 Зак. 1795

Это может быть состояние страха и надежды, тревоги и облегчения, подавленности и инициативы, угрозы самолюбию или предчувствие овладения новой ситуацией.

Лидер должен помочь людям ощущать больше положительных эмоций и заставлять их мобилизовать силы на собственное обновление.

2. Лидеры живут в мире, где ресурсы становятся все более ограниченными, а перемены в технологии, в правилах экономической игры случаются все чаще. Основной проблемой становится мобилизация очень разной по характеру работ силы, а это создает почву для конфронтации, а не сотрудничества. Многие организации вынуждены прибегнуть к сокращению рабочей силы, а это создает сразу массу трудных проблем для лидера. Здесь сразу всплывают все вопросы относительно справедливости, которые в период роста организаций остаются как-то незамеченными. Широко принятое определение главного фактора организационного успеха — возрастающую мобильность организации — нужно рассмотреть заново, с тем, чтобы решить, влияет ли он на мотивацию работников в условиях, когда многие квалифицированные люди не могут быть продвинуты вверх по служебной лестнице. Поэтому лидерам потребуется учитывать и политические вопросы, если они хотят сделать свои организации действительно конкурентоспособными на мировом рынке, научиться управлять различными интересами в них, мотивировать людей иными средствами в отсутствие рычагов частых продвижений по службе и повышения оплаты.труда.

Постановка перспектив

Почему лидеры реорганизаций, подобно библейским пророкам, оказавшимся в пустыне, призывают людей изменить путь пока это не поздно? Потому что трудно преодолеть «феномен сваренной лягушки». Лягушка опускается в кастрюлю с холодной водой и медленно подогревается. Она могла бы в любое время выпрыгнуть из нее, но изменения в окружающей ее среде происходят настолько незаметно и постепенно, что лягушка на них никак не реагирует и в итоге погибает. И среди организаций существуют такие, которые не реагируют на изменение условий во внешней среде, чтобы вовремя предотвратить катастрофические для них последствия. Лидеры в отличие от простых менеджеров не замкнуты на свои подразделения, постоянно изучают окружающую среду в поисках угрозы, поэтому судьба организации в их руках.

3. Методологическую основу для организации изменений обеспечивают технические, политические и культурные разрезы проблем лидерства.

— Технические проблемы.

Людей, деньги и ресурсы необходимо соединить так, чтобы добиться минимизации угроз со стороны внешней среды и максимизации использования ее возможностей. Стратегическое планирование, целеполагание, организационное проектирование и создание гибкой системы управления — все это инструменты для решения технологических проблем в организациях.

— Политические проблемы.

Это проблемы распределения власти и ресурсов. Вопрос о том, кто должен быть вовлечен в процесс решений, как распределить вознаграждение и доходы — сложные проблемы для лидеров. В этой сфере проявляются противоречия — между целями организации и личными интересами.

— Проблемы культуры.

Ни одна организация не может создать такой полный набор норм и процедур, который бы определил поведение человека во всех ситуациях. Поэтому организации формируют некие ценности, которые в идеальном случае способны соединять организационные и индивидуальные цели. Это помогает инфбрмационно выполнять решения на всех уровнях.

4. Направления деятельности по пути к обновлению включают в себя:

а) вызов лидеру. Одной из основных ошибок в большинстве организаций является отсутствие человека, способного сказать королю, что он гол. Эффективные лидеры должны разработать механизмы, обеспечивающие получение противоположной информации;

б) формирование системы внешних связей. Прислушивание к мнению коллег в клубах, в торговых и профессиональных ассоциациях обеспечивает многообразное видение мира;

в) посещение других организаций. Ознакомление с работой и состоянием дел в других компаниях, особенно западноевропейских и японских может иметь большое значение;

г) процессы управления. Идеальной ситуацией для лидера является такая, когда задачи изменения в его организации продиктованы не преодолением бедственного положения, а защитой доминирующего положения в отрасли посредством постоянной бдительности;

д) распространение новостей. Информация о среде, с которой сталкивается организация, должна быть широко распространена среди сотрудников. Это необходимо для того, чтобы все поняли сущность внешних проблем.

5. Лидеры реорганизации должны понять, как люди реагируют на изменения. Преодоление сопротивления тех, кто привык к старому, намного сложнее, чем простое декларирование новых порядков. Люди должны так перестроить свою психодинамику, чтобы отказаться от прошлого, пройти переходный период и предпринять что-то новое.

а) Индивидуальная динамика. Основа перемен базируется на индивидуальных изменениях. Существуют определенные предсказуемые психологические процессы, происходящие во время перемен в жизни и связанные с большими эмоциями. Человек должен пережить, перестрадать, и после этого рождаются новые оценки, новый взгляд на жизнь. Пока люди не пройдут через это, они по-настоящему не будут готовы к новым начинаниям. Необходимо завершение одной ситуации перед тем, как предпринимать что-то новое. Если эти стадии не полностью завершены, может возникнуть положение, при котором возможно повторение старых ошибок или просто такая сильная приверженность старому, что трудно будет построить для себя новую жизнь.

б) Фаза подведения итогов. Состоит из 4-х процессов.

1-й — «освобождение». Дг~т импульс перехода к иному состоянию. Это вызывается толчками внешней среды или накоплением информации внутри объекта.

2-й — «неотождествление». Человек проходит период перемен в свой индивидуальности. Какая-то часть этой индивидуальности, связанная с прежней ситуацией или привязанностями, становится просто несущественной, человек вынужден идентифицировать себя в новой реальности. Это происходит не сразу.

3-й — «преодоление иллюзий». Осознание большей невозможности того, что восхищало прежде. Если этого не происходит, возникают ложные иллюзии, делаются тщетные попытки восстановить прошлое или то, что уже не может быть, проявляется ностальгия по старым, добрым временам.

4-й — «смена ориентации». Люди начинают понимать, что они дошло до черты — Рим горит, а они пытаются как-то улучшать дела, когда требуется что-то совсем другое.

в) Переходный период. Время, когда требуется отказ от прошлого, процесс отмирания и возрождения. Организации, задача которых состоит в обновлении, сталкиваются с процессом перемен аналогично известному Фениксу, который должен был принести себя в жертву, чтобы вновь возродиться.

Люди, включившиеся в процесс перемен, на этой стадии должны одновременно взаимодействовать и с силами прошлого, и с теми, которые подталкивают их в будущее. В этот период трансформации обнаруживается во многом непоследовательное поведение.

#

г) Новые начинания. Последняя фаза периода обновления. В ходе ее людям необходимо адаптироваться к изменяющимся условиям и мобилизовать энергию для действия в новой ситуации. Здесь люди поистине восхищают возможностями. Им удается порвать с прежним поведением, старыми шаблонами и подходами и начать формировать новые. Они, как Феникс, возрождаются из пепла и встречают будущее с энтузиазмом и энергией.

Лидеры должны уметь настроиться на психодинамику, описанную выше. Именно такое понимание открывает путь для борьбы с сопротивлением переменам.

д) Организационное сопротивление переменам. Сопротивление осуществляется разными путями, но часто эта первая реакция связана с тем, что людям требуется время, чтобы оценить издержки и выгоды перемен для себя.

Технические причины сопротивления: привычки и инерция. Они вызывают сопротивление, которое связано с решением отдельных задач.

Страх перед неизвестным или сложность предсказуемости развития организации. Незнание будущего или трудности с его предвидением вызывают у многих тревогу — сопротивление.

— Политические причины:

1) угроза влиятельным коалициям. Общая угроза состоит в конфликте старой и новой гвардии;

2) принятие решений с перераспределением ресурсов из-за их ограниченности. Когда пирог уменьшается, необходимо принимать решение о том, кто получит меньше ресурсов, а это ведет к сопротивлению изменениям;

3) обвинение лидеров за прошлые проблемы. Основное сопротивление возникает из-за того, что лидерам нужно критически отнестись к своим прошлым решениям и поведению для осуществления новых перемен. _,

Психологически людям очень трудно перестроиться, если они ощущают ответственность за проблемы, которые они теперь пытаются решить. Лидеру со стороны легче: он не занимается самобичеванием, когда говорит о недостатках организации.

— Культурологические причины:

1) недостаток климата для изменений. Там, где процветает конформизм (приспособленчество), нередко одновременно ощущается и недостаток восприимчивости к изменениям. Одной из первых задач для лидеров реорганизаций является определение тех членов их управленческой команды, которые способны удовлетворить новым требованиям, и тех, которые не способны. Здесь полезно: изучение ценностей, их обсуждение, анализ требований, которые должны быть изменены;

2) увлечение чрезмерно простыми решениями.

Когда перед менеджерами раскрываются секреты организационных структур, кружков качества, характеристик эффективного управления, они воспринимают их и пытаются использовать для лечения всех организационных болезней. Однако ни один из методов не может быть универсален.

Проблема в том, что люди слишком увлекаются методами и навыками, которыми они владеют, и ищут ситуацию, где они могут быть применимы. В итоге эффект «маленького мальчика с молотком». Если вы дадите ребенку молоток, он быстро сообразит, что все сложное может быть подчинено только лишь заколачиванию. В связи с вышеизложенным рекомендуется:

1. Иметь программу. Четкую программу действий — перечень того, что надо сделать для осуществления реорганизации. Она становится как бы якорем. Использование того или иного метода может быть конкретно оценено через то, что необходимо сделать.

2. Простой ответ не должен стать нормой. Лидер не должен допускать попыток найти панацею. Не существует простых решений сложных и динамичных проблем, стоящих перед организацией.

3. Исключить увлечение чрезмерной пропагандой: возникает чувство неоправданных ожиданий; проявляется определенное стремление сохранить новую деятельность независимо от того, успешна она или нет.

Лидеры реорганизаций должны поощрять сбалансированный взгляд на то, что может быть достигнуто одной программой.

§ 4. НА ПУТИ К СОЗДАНИЮ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

I. Создание нового видения:

— диагноз проблем;

— создание мотивирующего видения;

— мобилизация приверженности.

II. Институционализация изменений:

— творческое разрушение;

— лидер как социальный архитектор I;

— лидер как социальный архитектор II.

1. Многие из лидеров преобразований, добившихся успеха, такие, например, как Ф. Д. Рузвельт с его новым курсом, не имели ясного видения, куда они хотят привести свои организации. Вместо этого они занялись «планомерным поиском возможностей», ставкой на изменяющиеся условия. Планомерный поиск возможностей — это способность превращать непредсказуемые события в строительные кирпичики перемен. Преобразование организаций

— это творческая стратегия, разрабатывать и реализовывать которую должно научиться все большее число управляющих.

Для этого требуется диагноз источников ряда проблем. Лидер занимается личным самоанализом, обеспечивает возможность самоанализа для преобладающей части сотрудников. Необходим анализ внешней и внутренней среды фирмы. Система контроля должна выдавать данные о состоянии разных частей организации.

Таким образом лидер проводит диагноз одновременно на нескольких уровнях:

1. Оценивает потенциал выживания фирмы в условиях конкуренции;

2. Оценивает свой профессионализм;

3. Оценивает способности, мотивацию и навыки членов управленческой команды.

Схема исследования организации

1 задача — структуризация проблемы. Процесс, в ходе которого определяется, какие решения требуется принять, конструируются из материалов проблемных ситуаций, которые являются тревожными и неопределенными.

Для схем исследования используется концептуальная основа с опорой на анализ системы технических, политических и культурных факторов (ТПК).

Техническая система.

1. Миссия и стратегия. Определение соответствующего набора производимых продуктов и предоставляемых услуг.

— Степень привлечения технической экспертизы. Составленные планы распространяются в организации с тем, чтобы сотрудники фирмы имели четкое представление о том, что от них ожидают.

2. Организационная структура. Зависит от принятых технических решений и реакции на внешнюю среду. Определяется, какое разделение труда и какие интеграционные механизмы позволяют организации эффективно выполнять свою миссию.

3. Управление человеческими ресурсами. Включает разработку системы управления персоналом, соответствующей организационным целям и структуре.

Политическая система.

Вопросы политики редко обсуждаются в организации в открытую, но нередко они занимают существенную часть времени высшего руководства. Кто будет влиять на формирование миссии организации и ее стратегии — в отсутствие лидерства по этим вопро-

сам могут возникнуть коалиции, которые будут защищать интересы определяемых групп в организации.

Взвешивание интересов разных групп внутри компании является важной частью принятия политических решений.

Лидеру необходимо иметь в виду 2 среза проблемы распределения власти. 1-й — это вопрос о централизации, насколько подчиненные свободны по отношению к их руководителям. 2-й — распределение власти между разными группами в организации. 1-й срез проблемы — вертикальный; 2-й — горизонтальный.

Одна из главных задач для лидера — обеспечение преемственности руководства. Принимается решение кого продвинуть, как это сделать. 2-я политическая задача в управлении человеческими ресурсами: разработка системы вознаграждения. 3-й политический вопрос в организации: действие системы оценки ее функционирования. Кто кого оценивает, кто устанавливает критерии — это вопросы очень важные, т. к. они связывают проблемы оценки с проблемами оплаты и продвижения сотрудников.

Культурная система.

Важной областью управления культурой является кадровая система.

Процесс начинается с подбора людей, их тщательной оценки с учетом прежде всего их соответствия организации и ее преобладающей культуре.

— Другим инструментом является способ развития персонала и его социализация. Основная направленность этого процесса — приобщение людей к доминирующим ценностям организации.

Диагноз проблем.

1) Самодиагноз лидера. Наряду с диагнозом всей организации происходит и процесс самооценки. Как актер, готовящийся к новой роли, лидер должен оценить свою техническую подготовку и решить для себя, на какие шансы он будет обращать внимание. Он должен разобраться со своим пониманием власти. Если он хочет что-то изменить, ему необходимо понять мотивы индивидуального поведения своего и других людей. Он должен разобраться с ценностными установками людей, с тем, что их притягивает в данной организации. Ни один человек в одиночку не способен перестроить крупную организацию.

2) Определение базы для создания видения проблем и возможностей.

Естественным компонентом реорганизации янляется видение будущего желаемого состояния. При этом также необходимо оце-- нить и реальность. Это решается с помощью диагностического процесса. По мере диагностирования вырабатынаются 3 принципа:

Принцип 1 — разграничение проблем. Лидеру нужно иметь четкий взгляд на мир, позволяющий осуществить диагноз;

Принцип 2 — сбор данных. Необходимо анализировать данные, полученные'в ходе обмена информации или путем систематических исследований. Возможно создание специальных рабочих групп для изучения вопросов реорганизации.

Принцип 3 — упрощение. Сложная реальность должна быть сведена к нескольким центральным проблемам еще до того, как к их решению привлекут других людей.

Лидеры реорганизаций должны найти способы вдохновить людей на реализацию своих проектов. Необходимо определение и создание видения более совершенной организации, воздействие на людей с целью внушения им этой мечты. Это видение будущего должно быть сформулировано так, чтобы подчинить болезненность процесса перемен усилиям по их осуществлению. Необходимо разработать новые принципы своей деятельности в будущем. Это выражается в иных стандартах: ценностях, взглядах на мир и действиях.

Целостное видение. Видение — это идеал, к которому стремишься. Используя метафору с воздвижением здания, видение начинается с архитектурного изображения — идеального проекта, мотивирующего людей к действию. Оно высвобождает энергию, мотивирующую к действию, обеспечивая основу для принятия решений, задаст параметры планомерного поиска возможностей.

Видение — это процесс развивающийся. По мере вовлечения людей в этот процесс акценты будут смещаться и оценки становиться более зрелыми. Видение оказывает мотивирующее воздействие по 2-м причинам: 1. Ставит организацию и ее членов перед вызовом, заставляет стремиться к самосовершенствованию.2. Помогает построить концептуальную траекторию движения организации в будущее. Видение включает 2 основных элемента. 1-й — выработка концептуальной модели понимания назначения организации — здесь оно выступает путеводителем. 2-й — эмоциональный призыв: та часть видения, в которой заложен мотиваци-онный имп\ лье и с которой люди могут согласиться.

Процесс создания видения

Хорошее видение создается из интуиции (мышление правым полушарием мозга — как творческого, интуитивного и инстинктивного) и логического анализа (работа левого полушария — как линейного, аналитического, систематического и осознанного процесса). Именно в результате работы первого рождаются фантазии и мечты.

Творчество не может процветать в критической и враждебном атмосфере (это надо учитывать, поощряя высказывание новых идей и мнений). Хорошим шагом для лидера может быть публикация в престижном деловом ж-уриале статьи о его организации, о том, какой она будет через пять лет и какую роль он сыграл в ее преобразовании.

Затем необходимо эту статью обсудить в организации. По результатам обсуждения стратегических планов лидер получает информацию о степени согласованности мнений ключевых лиц.

Как только видение сформировано, а миссия организации определена, лидер начинает разработку последовательности действий. Она включает набор приоритетов, которые необходимы для того, чтобы сделать мечту действительностью.

Начинается проектирование, т. е. разработка деталей и нормативов, которым должна удовлетворять будущая организация. Основу для деловых проектов задает матрица ТПК. Цель подобной деятельности: подготовка набора рабочих проектов («зарисовок»), который затем приводят к последующему набору вариантов планов преобразований.

4. Формирование видения будущей организации — важная творческая задача. Для ее решения необходима мобилизация приверженности работников к будущим изменениям. Она состоит в том, чтобы оторвать людей от прошлого и передать им причастность к будущему. Существует ряд стратегий для мобилизации приверженности, например:

— планирование для генерирования вовлеченности. Создаются временные целевые группы управляющих совместно со своими подчиненными. В дополнение к текущим задачам им поручается планирование организационных новшеств. По завершении плана создается убеждение в «светлом будущем» и чувство ответственности за него;

ч обучение как средство.генерирования вовлеченности. В одной компании на протяжении целого года сотни высших руководителей пропускались через мастерскую стратегического мышления. Идея заключалась в том, что мастерская создает временную систему, которая послужит прототипом новой культуры организации;

— изменение состава группы. Иногда необходимо изменить состав команды, предоставляя работникам старшего возраста возможность раннего выхода на пенсию с выплатой компенсации. И привлекают новых — приверженцев реорганизаций;

— изменения в процессе управления, который структурирует пробелы в организации. Для этого применяют форму проведения собраний, установления повестки дня, порядок отчетности, предоставляют работникам раскрыть свои возможности. Например, в «мастерской лидерства» между менеджерами согласовывались раз-

\

нообразные вопросы по реализации лидерского курса. В результате создавался новый дух сотрудничества и групповой работы.

Лидерская повестка дня: каждый, кто покидал мастерскую, имел сформулированное в письменной форме видение того, чего он собирается достичь. Они продумывали, как будут обеспечивать приверженность к созданному ими видению, какие потребуются шаги для реализации их изменений.

II. 1. После того, как образ будущего создан, необходимо обратить свое внимание на разработку новых организационных структур и процессов, чтобы воплотить этот образ в действительность. Необходимо «перекроить» роли, неформальные связи и формальные структуры организации.

Лидер становится социальным архитектором, использующим социальные отношения и структуры в качестве инструментов для проектирования новой организации.

Все мы опутаны сетями социальных отношений. Эти сети определяют, кто есть мы сами и кто есть другие по отношению к нам. Лидер преобразований должен творчески разрушить и потом заново переплести систему социальных связей, чтобы создать значимые перемены.

Решающее время для понимания роли социальных связей в любой организации наступает тогда, когда происходит смена высшего руководства. Сети играют центральную роль в том, чтобы делалось дело. Именно с помощью сетей мы определяем то, как мы представляем и осуществляем себя. Отсутствие значимых сетей рассматривается как признак плохой социальной адаптации.

В преобразуемых организациях происходит полный риска процесс, для многих их членов нарочно создается беззаконие. Разрушаются старые сети в надежде, что будут сформированы новые. Лидер преобразования должен создать новый набор социальных сетей с новыми канонами и связями.

Организации могут быть представлены как группы людей, соединенных разнообразными связями. В этих группах передаются:

— товары и услуги. Сырье, сведения о рынке, финансовые и бухгалтерские услуги;

— информация. Относительно организации и ее окружения;

— влияние. Как официальные приказы, так и неформальные попытки убеждения;

— эмоции. Дружеские обмены между отдельными лицами.

Исследование информационных сетей — того, кто с кем обменивается информацией, — представляет концепции и средства для анализа технических аспектов организации. Изучение сетей влияния — выяснение того, кто в чем и на кого оказывает влияние, — представляет концепции и средства для политического влияния.

Культуру организации лучше всего анализировать, раскрывая дружеские взаимоотношения. Таким образом, имея достаточно хорошее представление о том, какие существуют сети и кто на них влияет, лидер преобразований может получить важное средство для достижения своих целей.

Для того, чтобы изменить организацию, надо заниматься сетями в каждой из трех систем ТПК. Необходимые коррективы предлагают разрушение и формирование заново связей, по которым передаются информация, влияние и эмоции. Переходный период предполагает, что какие-то отношения сохраняются, какие-то создаются заново, а какие-то разрушаются. В рамках переходного периода самая сильная проблема — это неопределенность. Людям непонятно, где получить важнейшую информацию, не ясны нормы и ценности, часто рушатся дружеские отношения. Лидер обязан произвести изменения, необходимые для воссоединения социальной ткани и обеспечения нового старта.

Рекомендации: планирование перехода, для этого:

1) Создание технического плана, который должен быть основан на анализе рабочих обменов, который устанавливает, кому, от кого, когда и какая информация необходима для выполнения работы;

2) Проведение политики преобразований: выявление лиц и групп, чья приверженность переменам требуется для их осуществления; определение той части организации, которая окажется решающей для обеспечения реализации изменений;

Выработка плана создания мотивационной приверженности у всех сотрудников;

Создание системы контроля за осуществлением изменений.

1-й шаг — это анализ поведения людей, обладающих ключевым влиянием; следует определить, где они должны находиться, чтобы успешно обеспечить переход;

3) Культурные преобразования требуют окольных подходов, т. к. это трудноуловимые элементы переходного процесса: это воплощение человеческих убеждений, норм, ценностей. Их нельзя изменить директивным путем. Лидер должен начинать с анализа социальных сетей, который включает:

— установление культурных ценностей и убеждений, которые требуется изменить;

— выявление «стражей», имеющихся в организации культуры, т. е. тех, кто является охранителем устоявшихся норм и ценностей и может оказать поддержку;

— выработка плана того, как дать «стражам» почувствовать необходимость перемен;

— создание системы контроля для поддержки процесса перемен.

7fi

\

II. 2. Преобразующие лидеры должны заставить подчиниться бюрократию. Структура важна. Она создает основу и «оркеструет» поведение в организации. Структура — форма, но ее содержание может быть различным. Часто наблюдается инверсия целей и средств, т. е. то, что изначально выступало как средство, в конце концов превращается в самоцель. В итоге изначальная потребность уже не существует, но формы продолжают функционировать просто потому, что так всегда было заведено.

Некоторые аспекты негибкости проистекают из-за того, что имеющие власть не спешат с ней расстаться даже тогда, когда смещаются технологические требования в организации.

Если вернуться к классическому пониманию организации как рациональной координации деятельности людей, информации и технологии для достижения общей цели производства, то можно оценить важность таких концептуальных понятий, как предсказуемость и контроль. Когда же организация сталкивается с неопределенностью, преобразующие лидеры должны откликнуться принятием конструктивных решений.

Преодоление неопределенностей:

1. Технической: выход из данного вида бизнеса дибо переформирование структуры капиталовложений. Предельная ситуация снижения неопределенности, использование бюрократических процедур типа стандартных методов работы, жесткого планирования и контроля. Альтернативная стратегия — повышение способности организации к саморегулированию через обучение и адаптацию в ходе развития. Происходит поиск адаптивных подходов к решению новых проблем в изменяющихся условиях.

2. Политической: возможны 2 предельные ситуации. С одной стороны, жесткая централизация с концентрацией власти. С другой стороны, органичная система, в которой люди могут менять образ действий посредством голосований, а обмен мнениями происходит в свободной форме. И если демократическая система, возможно, менее эффективна в решении ряда краткосрочных проблем, у нее есть значительный внутренний потенциал для выживания.

3. Культурной: привлекать всех для создания культурных ценностей организации — это тенденция общая в Западной Европе и в США.

Культурная неопределенность уменьшается путем создания однородной культуры. Осуществляется просмотр новых работников уже в ходе подбора кадров, корпоративные ценности закрепляются в механизмах развития персонала на протяжении всей карьеры. Управляющие среднего звена будут пересматривать системы руко-

L

водства, все более будет возрастать потребность в преобразующих лидерах на все уровнях, вплоть до цехов и участков.

II. 3. Лидер реорганизации должен понять, что через кадровые системы создается внутренний потенциал обновления.

Действенный способ формирования и поддержания культуры — это жесткий контроль и над теми, кто только принят на работу, и над теми, кто занимает ключевые посты в руководстве. Жизненные ценности, так же как и навыки, важный критерий отбора при найме и продвижении. Однако, если перестараться с культурным отбором, он приведет к однообразию, которое помешает новациям и переменам. Необходимо видеть разницу между здоровым вызовом и ересью.

Основы управления кадрами.

Кадровая система должна обладать внутренней ценностью. Рекомендации:

— подбирать людей с учетом тех требований, которые определенная должность предъявит к ним в будущем;

— создавать систему поощрения;

— кадры, как и любое достояние, надо хранить. Компоненты кадровых систем:

1. Отбор и предоставление должности. J Отбор был главным инструментом управления реорганизацией,

который Якокка применял в «Крайслер». Критерием того, кто останется, а кто уйдет, была оценка возможностей достижения успехов в новой организации. Затем была разработана система отбора, которая должна была утвердить новую культуру.

2. Оценка. Задача лидера в том, чтобы использовать оценку как краеугольный камень эффективной кадровой системы. Необходимо обеспечить беспристрастные отношения между тем, кто оценивает, и тем, кого оценивают.

3. Вознаграждение. Способ вознаграждения затрагивает следующие организационные факторы:

— привлечение и сохранение кадров;

— мотивацию;

— культуру;

— внесение определенности в структуру организации и ее укрепление;

— затраты.

Таким образом лидер имеет рычаг осуществления перемен, обладающий большими потенциальными возможностями.

4. Повышение квалификации.

Цель повышения квалификации: создать институты, которые выявили бы лучшие свойства человеческой природы и подавили бы худшие.

Средства: перестройка организации для обучения. Существование небольших подразделений в организации дает возможность растить лидеров.— Превращение практически каждого мероприя-I тия в обучающее (семинары по планированию; специальные конк-I ретные поручения, семинары по выработке представлений о буду-I щем и возможном изменении личной роли лидера).

Таким образом, необходима такая кадровая система, которая I заставляет людей быть ответственными, требует от них отчета за ее реализацию, соразмерно вознаграждает и обеспечивает непрерывное обучение, позволяющее ей обновляться на основе идей и практической деятельности людей. (См. «Бизнес и менеджер», М., 1992. Азимут-центр).

«Учитесь мыслить широко» — эта идея стала основным содержанием книги Эдварда де Боно «Латеральное мышление», которую без преувеличения можно назвать учебником творчества. С 1977 года автор книги возглавляет Трест исследований познава-I тельных способностей в Кембридже.

! Обычно в само понятие творчества вкладывают оттенок чего-то желательного, но почти недосягаемого, какого-то необъяснимого вдохновения. Но эта книга учит особому способу мышления — ла-| теральному — специальному практическому приему, помогающе-I му продуцировать новые идеи, «Латеральное мышление» букваль-I но расшифровывается как мышление «вширь», которое противопоставляется логике традиционного вертикального мышления.

Латеральное мышление тесно связано с интуицией, творчест-I вом и юмором. У них общая основа, но мышление вширь довольно I сильно отличается от известных нам методов — это тоже способ использования сознания. О сознании обычно говорят как о машине | для обработки информации, некоем подобии компьютера, но это I скорее особая среда, которая позволяет информации организовываться в схемы. В такой системе легко комбинировать, наращивать I и усложнять схемы, но трудно перестраивать и контролировать их. А вот интуиция и юмор сопряжены именно с перестройкой схем, - также как и творчество, хотя здесь упор делается на то, чтобы избежать ограничивающих схем и стереотипных заготовок. В этом смысле мышление вширь больше похоже на творческий процесс. Для того чтобы научиться использовать творчество, нужно перестать смотреть на него, как на нечто недоступное, и научиться вырабатывать новые идеи. Причем идеи, не обязательно относящиеся к техническому творчеству, речь идет о самой сущности новаторства, прогресса в любой области — от науки до искусства, и даже от политики до личного счастья. И самой первой задачей латерального мышления является ломка стереотипов, разрыв старых схем. Многовековая традиция обучения вертикальному мышлению ни-

чуть не противоречит необходимости обучения латеральному, которое, по мнению автора, намного эффективнее.

Но так же, как и логике, то есть любой попытке использовать сознание, латеральному мышлению нужно обучаться.

Для этого автором разработаны специфические методы и упражнения.

Задача их — помочь развить сноровку мышления вширь, использовать его сознательно и практически. Фундаментальная природа латерального мышления настолько отлична от таковой при вертикальном, что обучать двум одновременно невозможно. Прежде всего необходимо развить достаточную сноровку, чтобы латеральное мышление стало постоянно действующим рабочим инструментом. В жизни нам приходится часто решать совершенно нестандартные задачи, принимать безотлагательные решения, и такой навык непременно себя оправдает. Мышление вертикальное отбирает информацию, а латеральное генерирует ее. Для вертикального мышления главное — правильность, а для мышления вширь — изобилие информации. Вертикальное мышление выбирает подход, отбрасывая другие, мышление вширь не отбирает, а выискивает новые подходы. При последнем мы генерируем максимум разнообразных подходов и продолжаем вырабатывать их после того, как найдем самый лучший и многообещающий. Вертикальное мышление идет в заданном направлении, мышление вшир* — чтобы выработать направление. Не обязательно продвигаться при этом к чему-нибудь, можно двигаться от чего-либо.

Мыслящий вертикально скажет: «Я знаю, что я ищу». Мыслящий латерально ответит: «А я ищу сам не знаю что, и не узнаю, пока не найду».

Автор отделяет латеральное мышление от традиционного лишь на момент обучения. Как только метод будет освоен, они сольются, органично дополняя друг друга.

Подробнее ознакомиться с методикой развития латерального мышления можно в книгах Эдварда де Ьоно:

ПО — за пределами «да» и «нет» (ИР 1981, N 11) Пятидневный курс мышления (ИР 1975, N 2, 4) Рождение новой идеи (М., Прогресс, 1976)

Глава 3

(ТВОРЧЕСТВО ДУХА В МИСТИЧЕСКОМ ОТКРОВЕНИИ § 1. УЧЕНИЕ О СВОБОДНОМ ДУХОВНОМ ТВОРЧЕСТВЕ Мысль о гармонии человека, его внутреннего, невидимого мира миром внешним, материальным, проблемы которого так сильно анимают человека, уходят своими корнями к истокам человеческой культуры и цивилизации.

Каким образом обрести себя в этом невидимом, «потерянном мире»? Единственным решением может стать возвращение к знаниям наших древних предков,— так считает Центр «Юнивер» и его Учитель Духовности Жан-Иоанн Гавэр. Основой для преподавания предмета «Искусство стать и быть человеком» служат уроки Президента Центра «Юнивер» по различным аспектам древних философских и религиозных учений. Центр и лицей совместно с государственными, общественными и религиозными организациями у нас в стране и за рубежом, проводят разработки по подготов- I ке пособий по духовному возрождению общества. Примером тако-I го сотрудничества стали совместные встречи, на которых рассматривались вопросы взаимосвязи «заболеваний века» с упадком духовности в современном мире. В лицее преподается также Вселен-, ское Учение о Свободном Духовном Творчестве, Хранителем которого является Жан-Иоанн Гавэр, это учение представляет собой гармоничную структуру познания мироздания через «Перекрестие Жизни». Располагая системой перевода древних знаковых текстов на основе соответствия букв, цифр и других знаков на современный язык, Центр предлагает расшифровки содержания сказок, легенд, Учений, сочетая их с современными научными данными. Практическим воплощением исследовательской работы Центра является Театр Свободного Духовного Творчества «Юнивер», где проводятся занятия по духовному театральному искусству на основе изучения древних театральных традиций.

Вот мнение об этом театре корреспондента московской газеты «Афиша»: «Это попытка соединить философию, религию, науку и искусство в едином первоисточнике — духовности. По философии, которой придерживается Жан Гавэр, актером может стать каждый. Но прежде нужно пройти двухгодичную подготовку, где он дает актерам основы японской и древнекитайской театральных традиций. В курс входит более двадцати различных дисциплин: философия, этика, эстетика, музыковедение, иконография, религия. Но духовность объединяет и подчиняет себе все — даже такие

6 Зак. 1795

телесные предметы, как анатомия, правильное питание, различные системы физической подготовки».

Гармония движения в соответствии с древними традициями прочтения текстов и знаков рукой помогает восстановить утраченную гармонию души, равновесие и радость. В настоящее время создан филиал Центра в г. Киеве («Юнивер-София»). Коллегами и друзьями Жана-Иоанна Гавэра проводится работа по созданию подобного центра в г. Нанте (Франция), столице Норвегии, г. Осло, и в США. ЮНИВЕР (L'Univers — франц., Universam — лат. означает «Мир, Вселенная»), — это Вечное Учение о Свободном Духовном Творчестве. Изучая это Учение, уверяет нас учебник «Живой Духовности», можно познать радость гармонии внутреннего, духовного мира с миром внешним.

Жан-Иоанн Гавэр пишет: «Традиции Учения не претендуют на оригинальность, но представляют собой гармоничный и естественный порядок, что и составляет основу сего мироздания. Учение это всегда развивается, сохраняя свои духовные основы, в каждом из нас непрестанно дополняется новыми и новыми проявлениями человеческой мысли. Ибо как и любое истинное учение, оно всегда живо и вечно лишь в сочетании с новыми проявлениями этой мысли».

«Много веков минуло с тех пор, когда впервые было явлено это Учение земному человечеству», — гласит учебник «Живой Духовности».

Разделение, воцарившееся на Земле и достигшее апогея в конце 20 века, вызвало обращение к этому учению, и чтобы установить утраченное равновесие, необходимо единение, в этом цель Учения о Свободном Духовном Творчестве. Человек — творец, рожденный в свободе, значит истинное творение создается в свободе, к которой человек стремится всю свою жизнь. Свобода же неразрывно связана с процессом познания, объемного восприятия внешнего и внутреннего мира, сочетания обычного и необычного. Наиболее близким по духу Учению и способным увидеть и ощутить его является наследие Николая и Елены Рерихов, а также других философов, размышлявших о человеке и его Вечной Жизни. Эти произведения дают возможность человеку приобрести, отыскать Нить Ариадны, проходящую через прошлое, настоящее и будущее и уходящую в вечное.

«Наука, если она хочет быть обновленной, должна быть прежде всего неограниченной и тем самым бесстрашной. Всякое условное ограничение уже будет свидетельством убожества и станет непреодолимым препятствием на пути достижения. Вспоминаю один разговор с ученым, который настолько хотел быть защитником новой

* Искусство стать и быть человеком. Изд-во МПЮКИС, М., 1991.

науки, что даже старался унизить значение всех древних накоплений. Между тем именно каждый представитель молодой науки должен быть прежде всего открыт ко всему полезному и тем более к тому, что уже засвидетельствовано веками. Всякое отрицание уже противоположно творчеству. Истинный творец прежде всего не доходит до отрицания в своем светлом, постоянно поступательном движении. Творец не имеет даже времени на суждение и отрицание. Процесс творчества совершается в неудержимой прогрессии...

Именно свободная, неограниченная наука опять открывает человечеству многие, давно забытые полезные находки. Фольклор снова идет рука об руку с нахождениями археологии. Песня и предание подкрепляют пути истории...

Ограниченное отрицание не должно иметь место в кругозоре молодых ученых. Лишь убогое мышление могло бы отрезать и загромождать поступательные пути. Решительно все, что может облегчать эволюцию, должно быть приветствовано и сердечно осознано. Все, что может служить на пользу развития человеческого мышления, все должно быть и выслушано и принято. Безразлично в какой одежде или в каком иероглифе принесется осколок знания. Благо знание во всех краях мира будет иметь почетное место. В нем нет ни старого, ни молодого, ни древнего, ни нового. В нем совершается великая неограниченная эволюция. Каждый, затрудняющий ее, будет исчадием тьмы. Каждый, посильно содействующий ей, будет истинным воином, сотрудником света» (Н. К. Рерих. Бесстрашие. В сб. «Избранное». М., 1979).

«Наше восприятие мира ограничено во времени и пространстве, мы слышим и видим лишь на ничтожное расстояние, а вся подлежащая нашему прикосновению действительность, в своих отдельных звеньях, длится малый срок, неудержимо превращаясь в быль и сон, и только то, что мы мыслим о жизни, только образ мира в нашей душе не знает ни уз, ни меры и открывает нашему искусству всю беспредельную, как вселенная область воспоминания, надежды, мудрой мечты и предчувствия».

«Все в мире — искусство»,— так скажет человек, изучающий Учение о Свободном Духовном Творчестве, подразумевая под этими словами желание во всех проявлениях не нарушать естественной гармонии, т. е. во всем создавать неповторимые произведения, творения, и это и есть проявление свободного Духа.

Учебник «Живой Духовности» предлагает нашему вниманию правила жизни, которые оставили для нас наши древние предки, чтобы помочь каждому человеку войти во Храм Духа, сохраняя и укрепляя его, познать Духовность.

1) У всех людей есть душа, но у каждого его душа выбирает свое.

2) Не поддавайтесь раздражению.

3) Сдерживайте свой гнев.

4) Не сердитесь на другого, если он идет против Вас.

5) Будьте в обхождении терпимым, высказывайте широту души.

6) Не будьте мелкими в повседневном.

7) Не вникайте в пустяки, подмечайте мелочи как бы невзначай.

8) Расширяйте сознание, не отрицая, но созидая.

9) Скрывайте свои чувства, чаще улыбайтесь.

10) Самообладание — цель самовоспитания.

11) Если начнете выражать гнев и бушевать, на Вас будут смотреть как на недостойного.

12) Если на Вас нападет грусть, Вы должны прикрывать ее улыбкой и делать так, чтобы никто не догадывался о ваших истинных переживаниях.

13) Следите за своим голосом, он должен быть приятным и спокойным, речь размеренной и уверенной.

14) Основная идея вежливости — быть всегда приятным в отношениях с другими.

15) Радуйтесь со счастливым и не показывайте друфм своих слез.

16) Избегайте общедоступности. Велик был мудрец, огорчавшийся, когда его творения нравились очень многим. Всеобщая похвала претит разумному.

17) Помните: для чистых все чисто, а для оскверненных и неверных нет не только ничего чистого, но осквернены и ум их, и совесть.

18) Не гонитесь за многим, стремитесь к глубине и знайте: суть величия не в количестве, но в качестве.

19) Знайте, что натура без культуры остается несовершенной. У кого нет культуры, у того достоинств вполовину.

20) От человека, не прошедшего хорошей школы, всегда отдает грубостью, ему надо шлифовать себя, стремясь во всем к совершенству.

21) Да будет Ваше общение с друзьями школой знаний, а беседа — приятным обучением: смотрите на друзей как на наставников и подкрепляйте пользу от Учения наслаждением от беседы. Дружба разумных взаимно выгодна.

22) Пусть Вашим правилом станет: все в жизни — искусство. Значит, чем бы Вы ни занимались и что бы Вы ни делали — относитесь к этому занятию как к создаваемому Вами неповторимому произведению искусства, в котором Вы видите себя. Так Вы познаете Духовность истинную, а значит самого себя.

По вопросу об интуитивном постижении душевного мира человека в соотнесении его с миром культурно-исторических ценностей оригинальные идеи были высказаны представителями понимающей психологии В. Дильтеем и Э. Шпрангером.

Понимающая психология — направление в немецкой психологии конца XIX — начала XX века, считавшее главной задачей психологического исследования не причинное объяснение душевной жизни человека, а ее понимание путем соотнесения ее внутренних смысловых образований (переживаний) с миром культурно-исторических ценностей. Идею разработки данного направления выдвинул немецкий философ В. Дильтей, утверждавший, что — «природу мы объясняем, а душевную жизнь понимаем». В основе этой идеи лежало противопоставление наук о природе наукам об обществе и отрицание самой возможности изучить социально-историческую обусловленность психики человека с помощью объективных, в том числе экспериментальных, научных методов.

Выступление Дильтея против экспериментальной психологии как науки, якобы игнорирующей самые существенные особенности человеческого сознания, встретило решительные возражения со стороны ряда ее представителей, в частности немецкого психолога Г. Эббингауза, отмечавшего, что программа понимающей психологии сводится к интуитивному постижению психики, не имеющему объективных критериев. Последователь Дильтея Э. Шпрангер, который и ввел сам термин, выделил 6 типов человеческого поведения по отношению к различным областям культуры. В качестве идеальной модели выступал человек (личность) — теоретический, экономический, эстетический, социальный, политический и религиозный. В дальнейшем эта типология была использована в работах американского психолога Г. У. Олпорта и др. для экспериментального изучения ценностных ориентации личности. Феноменологический, описательный подход, предложенный Дильтеем в противовес причинно-аналитическому, оказал влияние на многих психологов-идеалистов — А. П. Фендера, Ф. Крюгера и др.

Дильтей (Diltey) Вильгельм (1833— 1911) заявил о своем понимании психологии в 1880—1890 гг. Однако его влияние не чувствовалось до начала XX века; в 1914 г. Н. Н. Ланге писал о Дильтее как мыслителе редкой оригинальности, но оставшемся «малоизвестным» (Ланге Н. Н. Психология. М., 1914, с. 62). Дильтей подчеркивал, что человека можно понять только из истории, которую он рассматривал идеалистически как историю духа.

В процессе истории люди выступают как духовные целостности, субъекты. Дильтей считал, что господствовавшая психология — атомистическая, элементаристская — не дает адекватной кар-

тины душевной жизни человека, она строится на объяснительных методах, заимствованных из естествознания, и как наука о личности должна быть отвергнута. Ее место должна занять описательная, понимающая психология — наука о духе, опирающаяся на метод понимания.

Для понимания характерен целостный подход к человеку, раскрывающий структуру его душевной жизни в единстве аффекта, интеллекта и воли. Для понимающей психологии важно раскрыть смысловое содержание душевной жизни личности. Оно становится понятным, если мы постигаем направленность данного человека, выделяем и понимаем, что для него ценно. В окружающих условиях человек выбирает что-то как ценное и отвлекается от другого. «Понимающая психология» рассматривает также развитие личности, каждый этап которого определяется характерной для него ценностью, все более возрастающей. Психическое развитие предполагает качественное изменение ценностей.

Описательная психология, по Дильтею, должна стать основанием для всех наук о духе: истории, искусства, литературы, этики и др.

В психологии Дильтея достигает своего предельного выражения дуализм низшего и высшего, отчетливо выступивший уже у Вунд-та,— это метафизическое разделение психологии на 2 эта*а, или, как писал Л. С. Выготский, «на 2 науки — физиологическую, естественнонаучную или казуальнную психологию, с одной стороны, и «понимающую», описательную или теологическую психологию духа как основу всех гуманитарных наук — с другой».

Такое разделение открыто провозглашало отказ от естественнонаучного, причинного материалистического изучения высших психических функций, психологии личности — отказ, который явился следствием метафизического противопоставления объяснения и описания в научном исследовании. Но за этим отказом скрывается важная мысль о недостаточности механистического натуралистического подхода к психологии человека. Однако собственная попытка Дильтея — пойти в психологии по линии соотнесения структуры отдельной личности с духовными ценностями общества — не открывала адекватного пути для изучения психики человека, т. к. развитие высших психических функций представлено в ней как чисто духовный процесс, а «сами сферы культуры возникают в силу чисто духовного процесса, внутреннего самодвижения духа». При таком субъективистком идеалистическом понимании истории и культуры исторический подход в психологии вводится лишь формально.

* Выготский Л. С. История развития высших психических функций. М., 1960, с. 24.

* Далее по книге В. Дильтея «Описательная психология» (М., 1924)

...Науки о духе нуждаются в такой психологии, которая была бы прежде всего прочно обоснована и достоверна, чего о нынешней объяснительной психологии никто сказать не может, и которая вместе с тем описывала бы и, насколько возможно, анализировала бы всю мощную действительность душевной жизни...

...Ход ее должен быть аналитический, а не построительный. Она должна исходить из развития душевной жизни, а не выводить ее из элементарных процессов.

...Предметом ее должны являться развитой человек и полнота готовой душевной жизни.

...Психологическое изыскание вырастает из самого переживания. К переживанию примыкают логические операции сравнения, различения, абстракции, синтез, анализ и др., объединяемые в психологическом наблюдении. Они дают возможность наблюдение закрепить в описании, обозначить его наименованием и дать общий обзор его путем классификации.

...Общая часть такой психологии описывает, дает номенклатуру и, т. о., работает над будущим согласованием психологической терминологии.

Дальнейшей задачей общей части является выделение структурной связи в развитой душевной жизни.

...За общей частью следует расчленение 3-х основных связей, скрепленных в структуре душевной жизни. Связь составляет главный предмет анализа внутри каждого из 3-х членов душевной жизни, именно интеллекта, жизни побуждения и чувств и волевых действий; эта приобретенная связь дана в развитом человеке... Она постижима для нас лишь опосредованно, поэтому мы сравниваем ее творения для того, чтобы постигнуть ее полнее и глубже. На произведениях гениальных людей мы можем изучить энергетическое действие определенных форм умственной деятельности. В языке, в мифах, в религиозных обычаях, нравах, праве выявляются такие результаты работы общего духа, в которых человеческое сознание объективировалось и, т. о., может быть подвергнуто расчленению. Что такое человек, можно узнать не путем размышлений над самим собой и даже не посредством психологических экспериментов, а только лишь из истории.

...Насколько иначе обстоит дело со связью наших побуждений и чувств, составляющей 2-й основной предмет расчленения областей душевной жизни. Тут мы видим подлинный центр душевной жизни. Поэзия всех времен находит здесь свои объекты; интересы человечества постоянно обращены в сторону жизни чувств, счастье и несчастье человека находятся в зависимости от нее.

...Чувства и побуждения не могут быть произвольно воспроизведены или доведены до сознания. Наши определения... лишь ука-

зывают на условия, при которых наступает данное душевное состояние.

Третья основная связь в нашей душевной жизни образуется из волевых действий человека. Волевое действие вытекает из общего уклада жизни наших чувств и побуждений. В нем заключается намерение внести изменения в эту жизнь. Таким образом, он заключает в себе некоторого рода представление о цели.

Уже во время взвешивания мотивов с представлением цели связывается представление о средствах. В душе возникает проверка, выбор, предпочтение и наиболее подходящее... становится моим волевым решением.

Анализ волевых действий приводит к нахождению зависимости их от приобретенной связи душевной жизни, содержащей правила, которым наши действия подчиняются. Рядом с этим постоянство волевой связи можно поставить единообразие этой связи в отдельных индивидах.

Так возникают основные формы человеческой культуры, в которых объективируется постоянная и единообразная воля. Формы эти составляют выдающийся объект для анализа, направленного на элементы воли и соединения их..

...Структура душевной жизни, связующая воедино ^раздражение и движение, имеет свой центр в пучке побуждений и чувств, исходя из которых измеряется жизненная ценность изменений в нашей среде и производится обратное воздействие на него.

...Душевная жизнь не слагается из частей, не составляется из элементов; изначально и всегда она есть некоторое объемлющее единство. Из этого единства дифференцировались душевные функции, однако остающиеся связанными с их общей душевной жизнью.

Указанная психическая внутренняя связь обусловливается положением жизненной единицы в окружающей ее среде.

Жизненная единица находится во взаимодействии с внешним миром, особый род этого взаимодействия может быть обозначен с помощью общего выражения — как приспособление психофизической жизненной единицы — и обстоятельств, при которых проникает ее жизнь.

...Из учения о структурной связи душевной жизни следует, что внешние условия, в которых находится индивид, будут ли они благоприятными или задерживающими, всегда вызывают стремление к созданию и поддержанию состояния удовлетворения побуждений и счастья.

...Когда связь составных частей душевной жизни оказывает действие на полноту жизни, удовлетворение импульсов и счастья, мы называем ее целесообразною.

...Понятие душевной жизненной связи находится в тесном отношении к ценности жизни. Ибо ценность жизни и состоит в душевной действительности, поскольку последняя находит свое выражение в чувствах. Для нас имеет ценность лишь пережитое в чувствах.

Ценными в нашем существовании являются вся полнота жизни, какую мы испытываем, богатство жизненной действительности, которое мы предчувствовали, изживания того, что в нас заложено. Больше того, мы переносим эту ценность также и на отношения, взгляды и идеи, на деятельность.

Душевная структурная связь целесообразна потому, что она имеет тенденцию развивать, закреплять и подымать жизненные ценности.

...Научную же обработку истории человеческого развития оста-• ется еще создать. Ей предстояло бы изучить влияние 3-х классов условий: телесного развития, влияния физической среды и окружающего духовного мира».

Шпрангер (Spranger) Эдуард (1882—1963) развивал идеи структурной психологии, делал ударение на целостную психическую жизнь как уникальную структуру, которая не сводится к ■ элементарным процессам. «Психология как наука о духе» Э. Шпрангера является дальнейшим развитием «понимающей психологии» В. Дильтея, учеником которого он был. По мнению Шпрангера, понимание индивида возможно на основе его отношения к историческому окружению — явлениям культуры. Выделил 6 основных ценностей и 6 идеальных культурных типов человека (см. выше).

Э. Шпрангер является автором разносторонних работ по вопросам европейской культуры, педагогики, философии, религии.

Основной труд — «Lebensformen. Geistwissenschaftliche Psuchologie» (Формы жизни), в которой Шпрангер, продолжая идеи Дильтея о 2-х психологиях: «естественнонаучной» и «психологии как науке о духе», излагает свое понимание задач психологии как науки о духе, которую считает единственно оправданной наукой о человеческой психологии.

...Дильтей обозначал душу как целесообразную связь или как теологическую структуру. Однако он ограничился тем, что говорил о внутренней теологии, т. е. он описывал структуру духовной связи так, что обозначал ценное и не имеющее ценности для индивида посредством эмоционального регулятора. Но так просто, как вводит понятие структуры Дильтей, эта проблема не решается.

...На более высокой, особенно на исторической, ступени душа участвует в образовании объективных ценностей, которые не сво-

* По книге В. Дильтея «Описательная психология». М., 1924. ** Далее по книге Э. Шпрангера «Lebensformen...»

дятся только к самосохранению. Эти ценности, возникшие в исторической жизни, мы называем духом, духовной жизнью или объективной культурой.

...Индивидуум переживает как ценные предметы и достижения, которые вовсе не относятся к непосредственному самосохранению. Это может быть деятельность познания, которая не имеет в своей основе жизненной необходимости. И эстетическая радость не должна рассматриваться во всех своих проявлениях как результат биологической целесообразности. Духовный человек отличается от естественного как раз тем, что он знаком с более высокой и более широкой потребностью, чем просто жизнь и животное чувство удовольствия. В своих удовольствиях человек достигает более высоких ценностей и соответственно дифференцирует их для себя.

...Исторически определенная духовная жизнь — культура — не означает осуществление лишь объективных ценностей; она содержит в себе также кажущиеся ценности, будь это ценностные ошибки или субъективные ценности, которые происходят из временных оценок. Но то, что в культуре является объективно ценным, должно мыслиться как выполнение норм ценности, как результат ценностной закономерности, которая противостоит индивидуальному сознанию как требование.

...Отклонение от идеи нормальной структуры человека вообще» переходит в исторические и личностные особенности, которые как раз и должна описать психология.

Духовно-научная психология исходит из целостности духовной структуры. Только в тотальной структуре души располагаются полные смысла частные структуры: процесса познания, технической работы, религиозного сознания. Поскольку достижения этих структур у различных субъектов тождественны, возникает коллективный дух над «ограниченными и случайными «я» возвышается духовный мир надындивидуального смысла, который вырастает в процессе исторического развития, преобразуется и при определенных обстоятельствах распадается.

Нужно отметить, что эти размышления перекликаются с учением Вернадского о ноосфере, т. е. той сфере идей, которая окружает оболочку Земли и в которой сконцентрирован весь духовный опыт человечества и интеллектуальный потенциал нашей планеты.

§ 3. «ФЕНОМЕН ДУХОВНОЙ ЖИВОПИСИ»

В очерке «Свет бессмертия» («Голос», N 3 за 1991 год) Михаил Дмитрук рассказал о художнице Бэлле Давыдовой, которая пишет

*По книге Э. Шпрангера «Lebensformen...».

с натуры... души святых, ангелов и херувимов — всю небесную иерархию. Лабораторные исследования показали, что ее полотна обладают мощными энергоинформационными зарядами, которые благотворно влияют на здоровье людей. Подобным свойством обладают даже фотокопии этих картин...

...Николаевы впервые услышали о Давыдовой от своих друзей. По их рассказам, целительница творила чудеса, возвращая здоровье безнадежно больным людям, от которых отказались врачи.

Состояние больных катастрофически ухудшалось, несмотря на усилия медиков, среди которых были светила. Они не могли даже поставить точный диагноз.

Но это сделала фельдшер Бэлла Давыдова. Правда, свой диагноз она сообщила пациентам после их выздоровления — иначе оно вряд ли стало бы возможным. У матери — лимфосаркома, а у дочери воспаление щитовидной железы и ожирение должны были привести к неизбежному слабоумию.

Врачи могут возразить, что сейчас это невозможно проверить. Да — но в этом нет надобности. Если целительница сумела вылечить безнадежно больных людей, то, наверное, она знала несколько больше об их недугах, чем врачи, которые ставили противоречивые диагнозы и ничем не могли помочь.

— Я увидела на пороге «живые трупы»,— вспоминает Бэлла Нисимовна.— Мои помощники из мира духовного сообщили, что психика матери и дочери завершает программу самоуничтожения организма. Чтобы спасти этих людей, пришлось стирать старую программу и закладывать новую — работать с подсознанием и даже над генетическим кодом.

Но 26 марта 1988 года больные ничего этого не знали. Поддерживая друг друга, мать и дочь впервые переступили порог квартиры Давыдовой.

— Раньше я не верила экстрасенсам,— рассказывает Ирина Михайловна.— Считала их шарлатанами, которые обирают простофиль. Когда все способы лечения были испробованы — осталось надеяться только на чудо. Сами пошли на поклон к целительнице. И прямо на пороге ее квартиры произошло необъяснимое: мой скепсис мгновенно исчез — я поняла, что здесь наше спасение.

А хозяйка в то время сама еще не оправилась от тяжелейшего недуга. Два года она умирала от рака крови, а недавно пережила клиническую смерть и возрождение. Говорила, что ее спасли от гибели посланцы высших миров, которые с тех пор руководят ее развитием. Их она и призвала на помощь, увидев перед собой несчастных мать и дочь.

— Сначала было очень страшно,— вспоминает Ирина Михайловна.— Бэлла Нисимовна стала разговаривать с невидимыми сущностями, которые помогали ей делать операции на астральном

теле моей дочери. Они вынимали энергоинформационные структуры сердца, мозга, легких, щитовидной железы и резали их невидимыми скальпелями.

Мать могла бы принять это за театральное действо, если бы дочь не рассказывала о странных ощущениях. Она и вправду чувствовала, как ее... режут скальпелями. Когда операция становилась очень болезненной, целительница погружала больную в глубокий гипноз.

А потом мать на себе




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 241; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.