Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что такое юность.




Каковы содержание и длительность юности как стадии жизненного пути?

Ответы на эти вопросы никогда не были однозначными, и сами термины, в которых описывают возрастные сдвиги, довольно неопределенны. «Переходный возраст» как стадия перехода от детства к зрелости имеет своей биологической основой половое созревание, поэтому его часто называют пубертатным периодом, но физическая зрелость, способность человека к деторождению еще не делают человека взрослым..

У человека основным содержанием деятельности является труд. Отношение индивида к виду опосредствуется его отношением к обществу и культуре. Отсюда качественно иное, чем у животных, содержание понятий созревания и подготовки к жизни. Переход от детства к взрослости предполагает приобщение к культуре, овладение определенной системой знаний, норм, навыков.

Образы юности в разных обществах существенно различны. Античные и средневековые авторы обычно ассоциируют юность с расцветом физической силы и воинской доблести, но одновременно — с необузданностью и интеллектуальной незрелостью.

В XVIII веке появился новый образ юности, подчеркивающий момент сознательного самоопределения. В трактате «Эмиль, или о воспитании» (1762) Ж.-Ж. Руссо называет начало юности, которое он относит к 15 годам «вторым рождением». В психологии XIX в. юность трактуется как период внутреннего кризиса, пробуждения чувств, как романтическая эпоха «бури и натиска», воплощение чистейшей субъективности.

Но отношение человека к самому себе и действительности имеет материальные основы. И деятельность, содержание которой преломляется в психологии соответствующего возраста, должна рассматриваться конкретно-исторически.

Как же реализуются эти требования в современной науке?

Большинство психологов XIX в. и начала XX в. исходили еще из всеобщей «романтической» модели юности. Начиная с 1920 г. картина постепенно меняется.

Серьезный удар по «универсальному» образу юности был нанесен этнографическими исследователями, установившими важные этно-культурные различия в процессах и способах социализации. Обобщая этнографические данные, Р. Бенедикт пришла к выводу, что тип перехода от детства к взрослости зависит от того, насколько велик разрыв в нормах и требованиях, которые предъявляет данное общество к ребенку и взрослому.

Кроме национальных возрастная психология должна считаться с социально-экономическими различиями.

3-я группа факторов, которые нужно учитывать,— это исторические различия и различия между поколениями. «Жизненный путь человека — это история формирования, развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения». Современники определенной эпохи, принадлежащие к одному символическому поколению, не обязательно являются сверстниками.

«Поколение войны» включает и тех, кому в 1941 г. было 17 лет, и тех, кому исполнилось 25. I

4-е измерение, которое должна учитывать возрастная психология, составляют дифференциально-психологические различия.

Сюда входят половые различия и вариации индивидуально-типологического порядка, производные от особенностей организма или типа личности.

Психологическое исследование может быть организовано либо сравнительным, либо генетическим способом. Сравнительный метод выступает как метод возрастных, или поперечных, срезов и сводится к сопоставлению свойств двух или более групп людей (выборки), отличающихся друг от друга хронологическим возрастом или уровнем развития.

Формой генетического метода являются продольные (лонги-тюдные) исследования, прослеживающие изменение свойств одних и тех же людей на протяжении более или менее длительного периода времени.

Когда индивид претерпевает наибольшие изменения? Устойчивость связана с природой самих измеряемых свойств:

— Биологически стабильные черты, обусловленные генетически, устойчиво сохраняются на протяжении всей жизни, теснее связаны с полом.

— Культурно обусловленные черты гораздо более изменчивы.

— Биокультурные черты варьируют в зависимости от биологических и социально-культурных условий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 703; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.