Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особые способности




1) Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают, могут одновременно следить за несколькими событиями, из поля их восприятия не выпадают интонации, жесты и позы, модели поведения окружающих людей.

2) Такая способность к восприятию идет бок о бок с уязвимостью, рождаемой повышенной чувствительностью: эти дети все

воспринимают и на все реагируют. Их нормальный эгоцентризм приводит к тому, что они все происходящее относят на свой счет. Иногда такие дети чувствуют вину, даже когда их ни в чем не обвиняют, ощущают себя отторгнутыми, даже если их собеседник не имел в виду ничего плохого.

3) Благодаря широте восприятия и чувствительности эти дети глубоко переживают социальную несправедливость. «Человек, восприятие которого хронически опережает его возможности, всегда находится под стрессом». (Лета Холлингзуорт, 1927). В 1942 году Лета Холлингзуорт написала: «Много реформаторов погибло от рук толпы, которую они хотели просветить. Высокоодаренный ребенок должен научиться воспринимать глупцов терпеливо, не злорадствуя, не гневаясь, не отчаиваясь и не плача, а с пониманием, если ничего нельзя поправить».

4) Еще одно выдающееся свойство — это громадное упорство в области своих интересов. Один из самых ранних показателей одаренности — это время, в течение которого 2—3-летний ребенок концентрируется на одном занятии. Ребенок бывает поглощен своим делом несколько часов кряду и возвращается к нему в течение нескольких дней.

5) Высокая увлеченность делом может приводить и к нежелательному стремлению доводить все до полного совершенства (пер-фекционизм).

Повышенные требования одаренного часто приводят к тому, что собственную работу в той или иной сфере деятельности он судит по взрослым меркам, причиняя себе ненужную боль и переживания.

6) Завышенные личные стандарты и чувство неудовлетворенности, возникающие тогда, когда результаты оказываются хуже запланированных, приводят к еще одной сфере уязвимости, которая связывается с высокой преданностью делу; стремление всегда соответствовать высоким ожиданиям приводит к неудовлетворенности собой, к тому, что ребенок начинает воспринимать себя как неудачника.

7) Требовательная необходимость преуспеть, диктуемая излишними родительскими амбициями сопровождается довольно высоким уровнем враждебности таких детей (Freeman, 1979).

8) Всепоглощающее любопытство одаренных детей — одна из сильных их сторон. Роберт Уайт описал это свойство как врожденную черту человеческих детенышей — страсть исследовать окружающую среду, измерять ее и находить в ней смысл. Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любопытством, и одаренные с присущей им широтой потенциала познания обладают огромным «аппетитом» в поиске новых знаний и ощущений, которые питали бы их развивающийся разум.

9) Одаренные отличаются разнообразием интересов: это порождает склонность начинать несколько дел одновременно, браться за слишком сложные задачи.

10) Им необходимо учиться находить баланс, соответствие между энтузиазмом и прагматизмом: это обретается лишь с опытом и называется здравомыслием.

11) Еще одна сторона одаренного заключается в том, что почти во всех начинаниях он добивается успеха, а в некоторых — выдающихся результатов.

Казалось бы, что это должно приводить к развитию сильного позитивного самовосприятия, но в жизни происходят странные парадоксы. Рядом с опытом преуспевания идет неумение пережить неудачу. Многие одаренные люди, осознающие свои большие способности, воспринимают любое место кроме первого, как поражение, а себя — как неудачников.

Человеку нужно знать, что порой потерпеть неудачу — это нормально и даже неизбежно, ее надо принимать как возможность для переоценки и адаптации, но не как повод для отчаяния и самоунижения. Но собственный опыт преуспевания не воспитывает в одаренных приемлемой реакции на неудачу. Такого ребенка с раннего возраста необходимо вовлекать в возможно более широкий круг занятий, чтобы он узнал, насколько широки таланты в нем самом и в других.

12) Еще один редкий дар в талантливых детях — это способность воспринимать связи и отношения между предметами и явлениями, они видят неожиданные, непривычные связи между концепциями и событиями: эти связи нередко составляют основу творчества и изобретательности. Проблема уязвимости здесь возникает тогда, когда уникальное видение уводит ребенка на нехоженые тропы.

Педагоги и родители, желающие сохранить в ребенке новаторство и творчество, должны быть гибкими в методах воспитания и готовыми к тому, что путь, выбранный самим ребенком, может оказаться лучшим. (По материалам зарубежной печати).

Приведенные критерии показывают, что при определенном внимательном отношении к диагностическим данным можно получить весьма полезные сведения об особенностях развития творческой личности, а учитывая эти данные в педагогических ситуациях, можно добиться определенных результатов в развитии творческих способностей.

Психодиагностические методики, данные в приложении, были разработаны Латвийским Государственным Институтом Физической Культуры, лабораторией психологии ВНИИФК, а также некоторые методики приводятся по материалам методического посо-

бия «Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии» под редакцией Ю. М. Забродина (М., 1990.).

Выбор методик был обусловлен теми учебно-практическими задачами, которые стояли перед автором в процессе работы над созданием курса «Психология творчества» (см. Козырева А. Ю. «Педагогика психологии творчества», М., 1992).

Организация и проведение обследования

Проведение хорошо организованного психологического обследования требует к нему заблаговременной подготовки. Она должна начинаться с комплектования групп бригады людей (2—3 человека), которые будут помогать психологу проводить тестирование. Необходимо обучить их правильному и корректному проведению тестов, в которых они будут участвовать.

Параллельно обучению бригады нужно подготовить бланки для опросных методик, карандаши (лучше цветные), 2 миллиэлектро-секундомера, 2 секундомера и 2—3 комплекта таблиц Шульте.

Важным этапом в подготовке является также и выбор места для проведения обследования, которым может быть любое просторное и пригодное для эксплуатации электроаппаратуры помещение.

Группа детей не должна превышать более 20 человек одного возраста. В противном случае можно получить необъективные результаты.

Само обследование лучше начинать с небольшого взаимного собеседования, которое даст общее представление о контингенте детей, а главное ненапряженную «рабочую» обстановку. Затем дети приступают к заполнению шкал тестов после чего следует показ слайдов с тестом Равена и теппинг-тест. При выполнении остав1-шихся психомоторных тестов участвуют 2—3 помощника психолога.

После проведения тестирования необходимо быстро и точно провести обработку полученных результатов.

Теппинг-тест

Для выполнения теппинг-тест (по методике, разработанной в лаборатории психологии ВНИИФК) применяется специальный бланк.

Дается задание — нанести в каждую графу точки по следующему алгоритму: в первой графе — 2 точки, во второй — 1, в третьей — 6, в четвертой — 1, в пятой — 2. Ниже, на этом же бланке, дан образец нанесения точек в графы.

В течение одной минуты испытуемым дается возможность оп-робывать указанный алгоритм в специально отведенной для этой дели графе.

Перед выполнением задания дается инструкция: «Сядьте удобно, сейчас в протоколе вы будете наносить точки точно по заданию, которое дано на образце. Вы уже опробовали его ниже. Старайтесь как можно быстрее и точнее выполнить задание. Чем быстрее и точнее вы будете работать, тем больше линий протокола вы заполните. Приготовились. Внимание! Начали!». Тест выполняется в течение 30 секунд.

Ошибки могут быть двух типов: нарушение заданного алгоритма и неумение соразмерить свои движения с заданным пространством (нанесение точек в соседние графы).

Ошибки первого типа характеризуют чувство ритма. Ошибки второго типа характеризуют ритмо-пространственную координацию. Оцениваются они следующим образом:

0 ошибок — 5; 1 ошибка — 4; 2—3 ошибки — 2; 5—6 ошибок — 1; 7 и более ошибок — 0.

Ритмо-темповая активность характеризуется объемом выполненной работы, т. е. суммой заполненных полей теста, которая зависит от возраста.

 

Возраст     Баллы    
         
Шлет 11 лет 12 лет 7 и более 8 и более 9 и более 6. 7 8 5 6 4 5 6 3 и меньше 4 и меньше 5 и меньше

Тест по таблицам Шульте

В исследование включен тест по таблицам Шульте, где в четырех таблицах в хаотичном порядке расположены цифры от 1 до 25.

1 табл.                               2 табл.
                                 
                                 
                                 
                                 
3 табл.                               4 табл.
                                 
                        S        
                                 
                                 

Перед проведением теста дается инструкция: «Ваша задача — найти и показать по очереди цифры от 1 до 25 сначала на одной таблице, затем на другой и т. д. Всего Вам будет предложено 4 таблицы. Старайтесь работать как можно быстрее и точнее. Вы готовы к работе?» После утвердительного ответа экспериментатор кладет перед обследуемым первую таблицу. По окончании работы на первой таблице — кладется вторая; затем третья и четвертая. Фиксируется время нахождения чисел в правильной последовательности по каждой таблице отдельно.

При обработке результатов данного текста получают следующие характеристики:

эффективность работы (ЭР):

Tl — время нахождения чисел на первой таблице, Т2 — время нахождения чисел на второй таблице, ТЗ — время нахождения чисел на третьей таблице, Т4 — время нахождения чисел на четвертой таблице.

Степень врабатываемости (ВР):

Результат меньше 1,0 — показатель хорошей врабатываемости обследуемого; соответственно, чем выше 1,0 данный показатель, тем больше нужна ему подготовка к основной работе.

Психическая устойчивость (выносливость) к зыполненинЭ заданной работы (П УК-Показатель результата меньше 1,0 говорит о хорошей психической устойчивости; соответственно, чем выше данный показатель, тем хуже психическая устойчивость обследуемого к выполнению заданной работы.

Оценка эффективности работы (в секундах) производится с учетом возраста испытуемого:

 

Возраст     Баллы    
         
Шлет 11 лет 12 лет 45 и лучше 35 и лучше 30 и лучше 46—55 36-45 31—35 56—65 46—55 36—45 66—75 56—65 46—55 76 и хуже 66 и хуже 56 и хуже

Определение уровня невербального интеллекта (методика Равена)

Методикой, оценивающей логичность мышления и имеющей значение для творчества является тест Равена. Тестовый сборник включает в себя 60 матриц (рисунков прямоугольной формы), разделенных на 5 серий (по 12 матриц в каждой). Каждая матрица содержит в себе различные фигуры или совокупности фигур, представляющие собой логическое целое, которые расставлены согласно определенной закономерности и определенным правилам (приложение).

В каждой матрице недостает одной части изображения. Испытуемый должен дополнить недостающую часть матрицы (рисунка) с помощью одного из изображений, данных под матрицей и обозначенных номерами от 1 до 6 или от 1 до 8 так, чтобы матрица (рисунок), дополненная одним из изображений составляла смысловое образное логически правильное целое.

Каждая серия начинается с более легкого задания, которые постепенно усложняются. Также постепенно усложняются серии от А до Е.

При групповом обследовании детей методику лучше применять при помощи проекции слайдов на экран.

Ответы испытуемых записывают в бланки, которые раздаются до показа слайдов. Запись ответов: ставится только цифра выбранного под матрицей недостающего изображения (серии А, В — от 1 до 6; серии С, D, Е — от 1 до 8).

При обработке полученных результатов необходимо от 60 вычислить количество неправильных ответов.

Ключ к тесту Равена

№№     Серии    
матрицы А В С D Е
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

Уровень невербального интеллекта оценивается в баллах. Ппи этом учитывается возраст обследуемых и количество правильных ответов.

 

Возраст Баллы
         
10 лет 11 лет 12 лет 41 и 46 и 50 и 40—36 45—41 49—4f> 35—30 40—35 45—41 29—22 35—30 40—36 21 и 29 и 35 и

Бланк к теппинг-тесту

Фамилия, имя _________________________________ возраст

Образец

Бланк к тесту Равена

(фамилия, имя)

(возраст)

№№ Л В С D Е
           
           
           
           
    *      
           
           
           
           
           
           
           

Методика изучения эмоциональной напряженности

Цель методики: выявить индивидуальные особенности эмоциональной напряженности ребенка.

Задачи: на основании анализа ответов на анкетный опросник определить степень эмоциональной напряженности ребенка.

Материал: для проведения исследования необходимо приготовить бланк протокола, ручку или карандаш для заполнения и текст опросника. Для обработки результатов используются «ключи».

Правила проведения: 1. Прочитать инструкцию и проверить, правильно ли она воспринята. 2. Проследить за правильностью заполнения бланка протокола. 3. Методику можно применять начиная с 11—12-летнего возраста.

Методика позволяет выявить особенности эмоциональной сферы, способности управлять своими переживаниями и составлена на основе методики Н. М. Пейсахова и Г. Ш. Габлреевой (1988).

Инструкция: вам предлагается дать ответы на 30 утверждений. Если утверждения соответствуют вашему имеющемуся опыту или

часто повторяющимся состояниям (т. е. если вы с утверждением согласны), то у его порядкового номера поставьте знак «+» или напишите «ДА». Если же вы с этим утверждением не согласны, то напишите знак «-» или ответ «НЕТ». Если вы затрудняетесь с ответом, то напишите «не знаю». Старайтесь не делать пропусков и отвечать на все утверждения.

Образец бланка для заполнения

Фамилия, имя возраст пол
класс школа дата выполнения
     
     
  . 13  
     
     
     
     
     
     
     

1. Мне с трудом удается сосредоточить свое внимание на уроке.

2. Отступление учителем от основной темы занятий сильно отвлекают меня.

3. Меня постоянно тревожат мысли о предстоящей контрольной, проверочной работе, экзаменах.

4. Иногда мне кажется, что мои школьные знания по отдельным предметам ничтожны.

5. Отчаявшись выполнить какое-либо задание, я обычно «опускаю руки».

6. Я не успеваю усваивать учебный материал, и это вызывает чувство неуверенности в себе.

7. Я болезненно реагирую на критические замечания учителя.

8. Неожиданный вопрос преподавателя приводит меня в замешательство.

9. Меня сильно беспокоит положение в классе.

10. Я безвольный человек и это отражается на моей успеваемости.

11. Я с трудом сосредоточиваюсь на каком-либо задании и это раздражает меня.

12. Несмотря на уверенность в своих знаниях, я испытываю страх перед опросом на уроке, экзаменах.

13. Порой мне кажется, что я не смогу усвоить всего учебного материала и это меня пугает.

14. Во время ответа на уроке я обычно сильно смущаюсь.

15. Возможные неудачи на экзаменах очень тревожат меня.

16. Во время выступления или ответа я начинаю заикаться.

17. Мое состояние во многом зависит от успешного выполнения учебных заданий.

18. Я часто ссорюсь с друзьями по школе из-за пустяков и потом жалею об этом.

19. Состояние класса и отношение его ко мне очень влияет на мое настроение.

20. После спора или ссоры я долго не могу успокоиться.

21. У меня обычно не бывает головных болей после длительной и напряженной работы.

22. Меня ничто не может вывести из хорошего расположения духа.

23. Не выполненные задания или неудачи на контрольных работах не волнуют меня.

' 24. Я не волнуюсь и не испытываю сильного сердцебиения перед ответом на уроке, экзамене, если уверен в своих знаниях.

25. Я обычно в числе первых заканчиваю контрольную работу или иду отвечать на экзамене и стараюсь не думать о возможных ошибках.

26. Мне обычно не требуется много времени на обдумывание дополнительного вопроса, задаваемого учителем.

27. Насмешки одноклассников не портят мне настроения.

28. Я обычно сплю спокойно и не мучаюсь во сне, даже если у меня в школе неприятности.

29. В классе я чувствую себя легко и непринужденно.

30. Мне легко организовать свой распорядок дня, обычно я успеваю сделать все, что запланировал.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 299; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.