Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образование как социокультурный феномен

Под образованием понимается единый процесс физиче­ского и духовного формирования личности, процесс социа­лизации, сознательно ориентированный на некоторые иде­альные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, добро­детельный христианин, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность). В таком понимании образо­вание выступает как неотъемлемая сторона жизни всех об­ществ и всех без исключения индивидов. Поэтому оно есть прежде всего социальное явление.

Образование как социальное явление — это социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре данного общества через овладе­ние определенными знаниями, умениями, навыками, нравственными ценностями и нормами поведения, со­держание которых в конечном счете определяется соци­ально-экономическим и политическим строем данного об­щества и уровнем его материально-технического развития.

Как и всякий социальный институт, институт образова­ния складывался на протяжении длительного периода исторического развития и принимал различные историчес­кие формы.

Образование как социальное явление — это прежде все­го объективная общественная ценность. Нравственный, ин­теллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества непосред­ственно зависит от уровня развития образовательной сфе­ры.

Признание образования в качестве общечеловеческой ценности подтверждается конституционально закреплен­ным правом человека на образование в большинстве стран.

Образование выступает средством трансляции куль­туры, овладевая которой человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и стано­вится способным к неадаптивной активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъектность и приумножать потенциал мировой цивили­зации.

Гуманистическая цель образования требует пересмотра его содержания. Оно должно включать не только новей­шую научно-техническую информацию, но и гуманитарные личностно-развивающие знания и умения, опыт творчес­кой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру и человеку в нем, а также систему нравственно-эти­ческих чувств, определяющих его поведение в многообраз­ных жизненных ситуациях.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Связь педагогики с другими науками | Система образования: общая характеристика
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 276; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.