Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие деятельности

Исследования А. Н. Леонтьева и Д. Б. Эльконина показали, что деятельность ребенка качественно изменяется в ходе процесса его развития. Оно представляет третью линию сложного пути становления человека наряду с интеллектуальным и личностным. Д. Б. Эльконин последовательно рассматривал изменение предметного действия ребенка в раннем детстве, совместность выполнения его со взрослым, которая включала прослеживание и пробы. Он отметил, что изменяются не только социальная ситуация развития, но и само предметное действие. И в игре, и в учении деятельность ребенка совершенствуется в плане осознанности, целенаправленности, установления произвольного отношения между мотивами и целями, усложнения операциональной стороны деятельности. В процессе развития у ребенка формируется в первую очередь умение произвольно устанавливать отношения между мотивом, т. е. тем, ради чего выполняется деятельность, и целью, т. е. тем, что должно быть получено в результате деятельности. Ребенок научается планировать, организовывать, соподчинять свои действия, выбирать способы деятельности.

В более сложных действиях выделяется последовательность операций, отрабатывается обобщенный способ действия, затем в ролевых играх, следуя правилам действия, ребенок принимает и проигрывает определенную роль. У ребенка вырабатываются навыки самоконтроля и саморегуляции, основанные на развитии способности отражать цели, действия и способы их осуществления, т. е. основанные на предметной рефлексии. Иначе говоря, в процессе развития ребенка как субъекта деятельности формируются целеполагание, или целенаправленность, саморегулятивность, произвольность, а также четкое разграничение способов и приемов действия для решения разных задач в различных жизненных ситуациях. При анализе основных положений, характеризующих процесс развития ребенка, выяснилось:

1) все рассмотренные линии развития в реальности взаимосвязаны, т. е. их совместное осуществление составляет такое прогрессивное изменение, которое является в полном смысле слова психическим и личностным развитием человека;

2) развитие происходит под воздействием социальной среды и общности в определенной социальной ситуации развития, прежде всего в ситуации воспитания и обучения. Связано это с тем, что все положения прогрессивной педагогической психологии подчеркивают важность развивающего и воспитывающего обучения средствами всех учебных предметов;

3) становление человека протекает во взаимодействии с другими людьми в процессе деятельности, обучения и воспитания. Это является одним из основных положений педагогической психологии.

По словам С. Л. Рубинштейна, ребенок развивается, обучаясь и воспитываясь. Это означает, что воспитание и обучение включается в сам процесс развития ребенка, а не надстраивается над ним. Черты характера ребенка, его способности и личностные психические свойства проявляются и формируются в ходе собственной деятельности ребенка.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структура и функционирование деятельности учения | Дошкольное детство. Игра как ведущая деятельность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 221; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.