Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5.1 Формы взаимодействия субъектов в педагогических (образовательных) процессах




План:

1. Педагогическое взаимодействие и его виды.

2. Формы взаимодействия в образовательном процессе.

3. Взаимодействие семьи и образовательного учреждения.

4. Профессиональное взаимодействие педагогов мастер-классы.

1 вопрос

Педагогическое взаимодействие является универсальной характеристикой образовательного процесса. Между тем даже поверхностный анализ реальной педагогической практики обращает внимание на широкий спектр взаимодействий: "ученик--ученик", "ученик--коллектив", "ученик--учитель", "учащиеся -- объект усвоения" и т.п. Основным отношением педагогического процесса является взаимосвязь "педагогическая деятельность--деятельность воспитанника". Однако исходным, определяющим в конечном итоге его результаты является отношение "воспитанник--объект усвоения".

С опорой на категорию "взаимодействие" (образовательный) педагогический процесс может быть представлен как интеграция взаимосвязанных процессов взаимодействия педагогов с воспитанниками, родителями, общественностью; взаимодействия учащихся между собой, с предметами материальной и духовной культуры и т. п. Именно в процессе взаимодействия устанавливаются и проявляются информационные, организационно-деятельностные, коммуникативные и другие связи и отношения. Но из всего многообразия отношений воспитательными оказываются лишь те, в ходе реализации которых осуществляются воспитательные взаимодействия, приводящие к усвоению воспитанниками тех или иных элементов социального опыта, культуры. От богатства действительных отношений личности и зависит ее действительное духовное богатство. Отношения воспитанника, включенного в педагогический процесс, являются универсальным явлением, характеризующим воспитание. По уровню их сформированности можно судить и об общем уровне развития личности.

Выделяют:

- педагогическое взаимодействие;

- учебно-педагогическое взаимодействие;

- учебное взаимодействие.

Принято различать разные виды педагогических взаимодействий, а следовательно, и отношений: педагогические (отношения воспитателей и воспитанников); взаимные (отношения со взрослыми, сверстниками, младшими); предметные (отношения воспитанников с предметами материальной культуры); отношения к самому себе. Важно подчеркнуть, что воспитательные взаимодействия возникают и тогда, когда воспитанники и без участия воспитателей в повседневной жизни вступают в контакт с окружающими людьми и предметами.

Веским аргументом в защиту взаимодействия как сущностной характеристики образовательного процесса является тот факт, что вся разнообразная духовная жизнь воспитанников, в которой происходит их воспитание и развитие, имеет в качестве своего источника и содержания именно взаимодействие с реальным миром, организуемое и направляемое педагогами, родителями и другими воспитателями. Причем по мере развития воспитанников возрастает их собственная роль в этих взаимодействиях.

Педагогическое взаимодействие всегда имеет две стороны, два взаимообусловленных компонента: педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника.

Воздействия могут быть прямые и косвенные, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, по наличию или отсутствию цели, характеру обратной связи (управляемые, неуправляемые) и т.п. Столь же многообразны и ответные реакции воспитанников: активное восприятие и переработка информации, игнорирование или противодействие, эмоциональное переживание или безразличие, действия, поступки, деятельность и т.п.

В настоящее время выделяют учебно-педагогическое взаимодействие, которое обретает организационные формы сотрудничества, такие как деловые, ролевые игры, совместно-распределенная деятельность, работа в триадах, группах, тренинг-классах. При этом сотрудничество предполагает прежде всего взаимодействие самих учеников (студентов). В образовательном процессе создается ситуация множественности планов и форм учебного взаимодействия, усложняется и его общая схема.

Учебное взаимодействие обучающего (педагога) и обучающихся (учеников, студентов), общающихся между собой, входит в более сложную систему взаимодействия в образовательном процессе, который реализуется внутри образовательной системы. В этой системе в тесном взаимодействии находятся такие ее подсистемы, как управление (министерство, комитет, отделы образования), администрация (ректорат, директорат), педсовет, кафедры, преподавательские коллективы, классы, группы. Каждая из них характеризуется структурой взаимодействия, определяющей его ситуацию, стиль и эффективность. Учебное взаимодействие проявляется в сотрудничестве как форме совместной, направленной на достижение общего результата деятельности и общении.

Важно отметить, что образовательная система, например, школьное образование, особенно дошкольное образование, взаимодействует с системой "семья" (родители, родители родителей) и с системой "общественность". Все эти связи проецируются в более или менее явной форме на учебно-воспитательный процесс непосредственно в классе (в аудитории). Это выражается в отношении учеников к учебе, учителям, школе, что, в свою очередь, есть проекция системы их ценностей на характер учебной деятельности.

В основах образовательного процесса лежат осознанность и целенаправленность взаимодействия учителя и учеников. Данный процесс реализуется в форме сотрудничества и общения. Важно, что деятельность субъектов совместна и направлена на достижение общих результатов. На учебную деятельность оказывают существенное влияние системы ценностей, т.е. влияние семьи и общества.

Коротаева Е.В. выделяет следующие виды педагогического взаимодействия:
- деструктивный (разрушающий) вид педагогического взаимодействия искажает форму и содержание образования, дестабилизирует связи между участниками, элементами педагогической системы;
- рестриктивный (ограничивающий) вид педагогического взаимодействия осуществляется через контроль за развитием и формированием отдельных качеств личности без учета целостного подхода к процессу развития личности;
- реструктивный (поддерживающий) вид педагогического взаимодействия направлен на решение тактических задач в образовательном процессе, обеспечивающих сохранение достигнутого результата;
- конструктивный (развивающий) вид педагогического взаимодействия одновременно обеспечивает целостность развития личности и создает условия для ее дальнейшего всестороннего развития и оптимальной адаптации к социуму.

2 вопрос

В педагогической сфере взаимодействия носят двойственный характер. Традиционная педагогика признает ведущую роль учителя в образовательном процессе и, соответственно, такие формы взаимодействия со стороны учителя: как наставничество, внушение, влияние, убеждение; формы взаимодействия со стороны воспитанника: подражание, содействие, бездействие или противодействие.

В связи с гуманизацией образования наметились тенденции к изменению характера взаимоотношений и взаимодействий между учителем и учащимися. Взаимодействие понимается как относительно равное участие взрослых и детей в совместной деятельности. Основы именно этого типа взаимодействия состоят в том, что другого принимают таким, каков он есть, без кардинальных, в чем-то разрушающих личность, воздействий на его сознание и поведение. Подчеркнем, что позиция принятия одинаково значима для каждого участника взаимодействия.

Гуманистический подход позволяет принимать ребенка таким, каков он есть и сохранять его уникальное мировосприятие: опираться на положительное в развивающейся личности; не сравнивать ребенка с другими; оценивать не личность ребенка, не его поведение в целом, а только конкретные поступки; исходить из интересов ребенка с учетом перспектив его развития. Общение пронизывает все виды человеческой деятельности.

В литературе выделяют формы взаимодействия субъектов учебного процесса

Субъектами учебного процесса являются преподаватели, обучающиеся и администраторы.
Всевозможные методы взаимодействия преподавателей и обучаемых делят на три класса.
1. Обучение посредством взаимодействия обучаемого с образовательными ресурсами.
Данная форма взаимодействия характеризуется минимальным участием преподавателя в процессе обучения и ориентирована в основном на самообучение. Студент самостоятельно изучает образовательные ресурсы самого различного характера – печатные, аудио- и видео - материалы, электронные учебники, электронные журналы, интерактивные базы данных. Причем возможно как использование некоторых внешних по отношению к данному курсу ресурсов (указание преподавателем ссылок на общедоступные электронные библиотеки, электронные журналы, базы данных и т.п.), так и непосредственное предоставление преподавателем собственных методических разработок по данным курсу. Подчеркнем, что использование внешних ресурсов должно носить рекомендательный характер, так доступ к ним может быть ограничен по различным причинам (техническим, материальным и др.). Если же речь идет об обязательном изучении некоторого ресурса (например, регламентирующих материалов по курсу, некоторого электронного или печатного учебника), то всем учащимся должна быть предоставлена возможность доступа к этому ресурсу. Например, если речь идет об электроном учебнике, то учащиеся должны иметь выделенное компьютерное время для его изучения, все печатные, аудио- и видео- материалы должны быть распространены среди учащихся в установленные сроки и т.д.
2. Индивидуализированное преподавание и обучение, для которых характерны взаимоотношения одного студента с одним преподавателем или одного студента с другим студентом. При данной форме взаимодействия студент и преподаватель одновременно выступают активными участниками процесса обучения. Процесс обучения строится как диалог, в ходе которого студент может получить консультацию по интересующим его вопросам, а преподаватель скорректировать план изучения дисциплины в зависимости от результатов, достигнутых учащимся. Данная форма взаимодействия студента и преподавателя реализуются в системе открытого образовании в основном посредством таких технологий, как телефон, голосовая почта, электронная почта.
3. Активное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса.
Данная форма предусматривает не только активное взаимодействие между преподавателем и группой обучаемых, но и взаимодействие между самими обучаемыми. Такое интерактивное взаимодействие признано одной из самых эффективных методик обучения. Причем данная форма обучения может осуществляться как путем личной встречи преподавателя с группой обучаемых (проведение семинаров), так и путем проведения заочных конференций, форумов и т.п.
Несомненно, что только сочетание всех вышеприведенных форм взаимодействия преподавателей и студентов дает возможность реализовать передовые педагогические методики и обеспечивает наибольшую эффективность процесса обучения. Одним из первостепенных вопросов при этом становится вопрос о соотношении и взаимодополнении данных методов в учебном процессе конкретного учебного заведения. Доля использования каждой конкретной формы обучения зависит не только от выбранных педагогических методик, но также от технологической оснащенности учебного заведения, степени подготовки дидактического обеспечения и тьюторов (преподавателей - консультантов).
Роль преподавателя в процессе обучения в системе открытого образования существенно отличатся от роли преподавателя в вузах с традиционными методиками обучения, что обусловлено в первую очередь спецификой проведения консультаций и семинаров, их краткостью и интенсивностью, а также разновозрастной группой обучаемых. В задачи тьютора входит организация эффективного изучения курса, проведение групповых семинаров и индивидуальных консультаций студентов, проверка и комментирование письменных заданий. Несомненно, в каждом вузе, внедряющем концепцию открытого образования, должна быть выработана специальная методика подготовки тьюторов.
Взаимодействие между администраторами и преподавателями, между администраторами и студентами, а также взаимодействие администраторов различных структурных подразделений ИУ также существенно изменяется за счет внедрения в учебный процесс информационных технологий. Это, прежде всего, технологии составления и распространения различных нормативных документов, технологии обмена рабочими планами и программами курсов, технологии составления расписаний групповых занятий.

 

3 вопрос

 

К институтам социализации относятся семья, образовательное учреждение, микросреда, социальные группы, общественные организации, средства массовой информации, институты политики, культуры, церкви (Дядюнова И.А.).

1). Семья имеет приоритет как основной источник социализации и обладает огромными возможностями в формировании личности, поэтому так велика ответственность семьи за воспитание.

2). На социализирующую, воспитательную функцию семьи оказывает влияние ряд факторов:

· социальное положение;

· материальное положение;

· род занятий родителей;

· образование родителей;

· эмоционально-нравственная атмосфера в семье, в том числе мировоззрение и ценности.

В настоящее время идет поиск новых путей сотрудничества детского сада и семьи как в исследованиях ученых, так и в практике детского сада, разрабатываются новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи двух систем - детского сада и семьи, сообществе детского сада и семьи. Сущность подходов состоит в объединении усилий дошкольных учреждений и семьи для развития личности как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей.

Сегодня современным родителям необходима помощь, ибо отсутствие знаний по психологии и педагогике ведут к ошибкам, непониманию, а значит, - к безрезультативности воспитания. Поэтому основные усилия педагогического коллектива должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей.

В настоящее время семья, по мнению специалистов, современная российская семья переживает кризис, претерпевает ряд изменений в связи с мировыми процессами и социокультурными процессами в нашей стране, о чем говорят такие показатели:

· падение рождаемости;

· рост разводов, распад семей (первое место в мире);

· активный рост внебрачной рождаемости;

· массовый отказ несовершеннолетних матерей от детей;

· жестокое обращение в детьми;

· бегство детей из дома, их бродяжничество, преступность.

Взаимодействие личности, семьи, образовательного учреждения и общества становится сегодня глобальной, общемировой проблемой. Снижение роли семьи, и в ряде случаев объективная невозможность выполнения ею своих функций - неоспоримый факт. На сегодняшний день семья не готова взять на себя всю нагрузку по развитию и воспитанию детей. Среди основных трудностей семьи на первом месте стоит ее самоустранение от воспитания детей. Родителям становится все труднее справляться с воспитанием детей, и они все больше надеются на дидактическую, воспитательную и социокультурную роль образовательных учреждений.

Сегодняшняя действительность ставит педагога перед необходимостью пересмотра данных позиций. Педагоги, воспитатели и родители должны рассматриваться как партнеры в рамках целостного процесса социализации ребенка. Это означает равенство сторон, взаимное уважение, высокий уровень толерантности, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества

Государственная политика в области семьи должна опираться на специалистов, работающих непосредственно с семьей, острая потребность в которых сейчас проявляется как никогда. Поэтому каждый воспитатель, педагог в силу имеющихся у него профессиональных знаний и педагогического опыта обязан оказывать помощь родителям в развитии и воспитании детей, их интеграции и социокультурной адаптации. Это требует повышения качества подготовки педагога к продуктивному сотрудничеству с семьей.

Большое внимание должно уделяться сотрудничеству семьи и образовательного учреждения в процессе социализации детей на паритетных началах, с позиций партнерства и взаимопомощи. Для оказания индивидуальной адресной помощи семье, а через нее - детям необходима качественная, прежде всего, социально-психологическая диагностика семьи и моделей семейного воспитания. Пилотажный анализ проблем семьи, ее социокультурной роли показывает, что данный институт выступает важнейшей социальной ценностью, предоставляя условия для развития детей, для подготовки их к самостоятельной жизни, профессиональной ориентации.

Выявлено рассогласование между декларированием в современном российском обществе статуса детей как полноправных (равноправных) его членов и реалиями положения ребенка в социуме и в семье. Социологи отмечают тот факт, что семья особо чувствительна ко всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба. Возникают новые нетипичные проблемы воспитательного характера вследствие различных материальных и психологических трудностей, переживаемых семьей. Неуверенные в себе родители перестают быть авторитетом и образцом для подражания у своих детей. Подобная тенденция не только сокращает воспитательные возможности семьи, но и приводит к снижению интеллектуального потенциала общества.

4 вопрос

Мастер-класс (от английского masterclass: master – лучший в какой-либо области + class – занятие, урок) действительно является семинаром, который проводит эксперт в определённой дисциплине, для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в этом предмете. Очевидно, таким образом, что мастер-классы не показывают, а проводят.

Придя в русский язык, слово «мастер-класс» и вовсе получило самое широкое значение; так теперь называют практически любой семинар, проводимый опытным человеком, неважно, в какой области знаний. Это, разумеется, неправильно. "Мастер-классы" ведет мастер экстра-класса!

Сущность мастер-класса следует понимать как:

 мастера своего дела, известные действующие специалисты, делятся со слушателями какой-либо уникальной методикой, которая применялась и успешно внедрялась лично ими. По сути дела мастер-класс это передача действующей технологии!

 ведущие мастер-классы делятся некоторыми профессиональными секретами и могут указать начинающим на ряд недостатков.

 такой способ взаимодействия обладающего признанным авторитетом мастера и учеников, который обеспечивает передачу мастером ученикам опыта, мастерства, искусства путем прямого и комментированного показа приемов работы. Профессиональное мастерство всегда есть плод достаточно длительного практического труда учителя. Но труда осмысленного, наполненного вдумчивыми размышлениями над самыми различными проблемами своей профессиональной деятельности. В сегодняшнем контексте профессиональное мастерство означает, прежде всего, умение быстро и качественно решать воспитательно-образовательные задачи, а если быть еще более точным, то сегодня активно внедряемая в практическую педагогику технологическая парадигма развития профессионализма означает способность учителя предельно точно ставить воспитательно-образовательные задачи и логически последовательно, наиболее оптимальным путем решать их. Реализуемые ныне вариативные образовательные модели, спецификация организуемого воспитательно-образовательного пространства выдвигают на передний план приоритет индивидуализации профессиональной деятельности учителя. Парадигма "инновационности" профессионального опыта становится лидирующей в оценке качества работы педагога. Высокий класс мастерства учителя, а именно так, в одном из вариантов можно объяснить идею мастер-класса, как раз и должен быть отмечен воплощенными в жизнь признаками инновационности. Но инновационности не спонтанно-эмпирической, а отмеченной осмысленностью своего профессионального опыта, его системной проработанностью, выверенностью до уровня технологически последовательного алгоритма педагогических действий, ведущих к заранее обозначенному воспитательно-образовательному результату. Это весьма важная и ответственная процедура, высоко ценимая в работе любого мастер-класса.

Учителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом, взаимообучение, взаимосовершенствование своей воспитательной и преподавательской деятельности. Оптимальной формой на сегодняшний день как раз и является, на наш взгляд, мастер-класс. Фактор "взаимо" здесь особо важен. Ведь прямое воспроизводство, механическое повторение профессиональных достижений сегодня практически бесперспективно, оно не даст должного эффекта.

Форма работы мастер-класса в сильнейшей степени зависит от наработанного учителем стиля своей профессиональной деятельности, который, в конечном итоге, и задает на мастер-классе изначальную точку отсчета в построении общей схемы проведения этого интересного организационно-педагогического мероприятия. А инициатива, желание и стремление педагога-мастера представить свой опыт в этой организационно-педагогической форме сторицей окупится возможностью получить так необходимый всякому истинному профессионалу материал для творческих размышлений, для дальнейшего последовательного выстраивания своего поступательного движения к высотам истинного воспитательно-образовательного профессионализма, активного восхождения по пути непрерывного профессионального роста и самосовершенствования.

Профессиональное взаимодействие не может быть навязано сверху, состояться среди людей, не объединенных общей целью, не умеющих слушать друг друга. «Общение - это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку совместной стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека» (Е. К. Каратаева).

В основу профессионального взаимодействия заложены следующие принципы:

- добровольности (готовность к взаимообмену и взаимопомощи);

- безопасности;

- успешности;

- единства, целостности, перспективности;

- вариативности и свободы выбора путей, способов и форм осуществления взаимодействия;

- обратной связи.

Исходя из изложенного, необходимо отметить, что система взаимодействия может быть выстроена только как групповая совместимость, основанная на желании ее членов быть в одной общности, их готовности к взаимопониманию, взаимопомощи и поддержке, а также к целенаправленной и организованной совместной деятельности. Она не ограничивается только учителями искусства, хоть и начиналась складываться именно в этой образовательной области.

Форм профессионального взаимодействия представлено достаточно: школа профессионального мастерства, школа передового опыта, педагогическая студия, мастер-класс, ВНИК - творческие группы, клубные объединения и т. д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 30793; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.