Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура рекреационного времени в течение жизни человека

Структура деятельности человека в свободное время не менее сложна, чем в рабочее время. В свободное время человек имеет большую свободу познавательного или сознательного выбора способа восстановления сил.

Рекреационная деятельность – это деятельность людей, направленная на расширенное воспроизводство их живых сил и характеризующаяся относительным разнообразием поведения людей и самоценностью ее процесса.

Особенности рекреационной деятельности

Структура деятельности человека в свободное время не менее сложно, чем в рабочее время. В свободное время человек имеет большую свободу познавательного или сознательного выбора способа восстановления сил.

Структурные особенности рекреационной деятельности

Можно выделить основные функции свободного времени:

1) функция восстановления сил человека, поглощаемых сферой труда и иными непреложными занятиями,

2) функция духовного (культурного, идейного, эстетического) и физического развития,

3) восстановительные функции (психо-физиологические) включают питание, сон, движение. Они выполняют функции простого восстановления психо-физиологических параметров,

4) функция развития (духовно-интеллектуальные) включают: оздоровление, познание, общение.

По типологии собственно рекреационных занятий можно выделить две группы, объединяющие четыре основных типа занятий.

1. Группа восстановления: а) рекреационно-лечебные занятия; б) рекреационно-оздоровительные занятия.

2. Группа развития: а) рекреационно-спортивные занятия; б) рекреационно-познавательные занятия.

Рекреационно-лечебные занятия представляют собой систему занятий, жестко определяемых методами санаторно-курортного лечения: климатолечения, бальнеолечения и грязелечения. Тип рекреационно-оздоровительных занятий гораздо более разнообразен. Сюда входят прогулки, купание, солнечные и воздушные ванны, игры, пассивный отдых, сбор грибов и т.д.

Рекреационно-спортивные занятия направлены преимущественно на развитие физических сил человека. Сюда входят спортивные игры, парусный и моторный водный спорт, лыжный спорт, длительные пешие переходы, восхождение на горные вершины. Рекреационно-познавательные занятия призваны духовно развивать человека. В эту группу входят, например, осмотр памятников культуры, ознакомление с природными явлениями и т.п. Устойчивая комбинация повторяющихся рекреационных занятий за определенный отрезок времени получила название цикла рекреационной деятельности.

Тип рекреационной деятельности (ТРД) – это однородная группировка элементарных рекреационных занятий, каждое из которых взаимозаменяемо и альтернативно для всех других элементарных занятий данной группы.

Типы рекреационной деятельности (ТРД) можно разделить на целевые, дополнительные и сопутствующие.

Целевые ТРД – это циклообразующие типы рекреационной деятельности, которые выступают главным мотивом рекреационной деятельности в рамках данного цикла и определяют его целевые установки и специализацию.

Дополнительные ТРД создают в рамках цикла возможность организаторам туризма разнообразить рекреационную деятельность и организовать ее в специфических вариантах.

Сопутстсвующие ТРД являются фоном основной рекреационной деятельности.

Таблица 1.

Типы рекреационной деятельности

 

  Название ТРД Примеры ЭРЗ
1. Купания   Плавание в открытом водоеме, плавание в крытом бассейне, зимнее купание, купание в источниках и т. п.
2. Водные аттракционы Водные горки, водопады, джакузи, игры на воде и т. п.
3. Водные процедуры Баня, душ, ванны, водный массаж и т. п.    
4. Солнечные ванны   Загорание, инсоляции и т. п.  
5. Горнолыжный спуск   Слалом, скоростной спуск, сноуборд и т. п.  
6. Катания зимние   Катание на лыжах, коньках, санях, снегокатах  
7. Лыжный инструктаж   Инструктаж, тренинг, обучение и т. п.  
8. Альпинизм   Восхождение, движение по траверсу, спуск и т. п.  
9. Скалолазание   Скалолазание  
10. Спелеотуризм   Спелеотуризм  
11. Туристский поход   Походы некатегорийные: пешие, горные, лыжные, водные, авто-, вело-, мото-, конные  
12. Прогулка   Ходьба в щадящем режиме  
13. Подвижные игры Общая физическая подготовка, боулинг, боди-билдинг и т. п.
14. Общение   Беседа, разговор, обмен мнениями и т. п.  
15. Участие в выставках   Экспонирование, презентация и т. п.  
16. Деловые встречи   Переговоры, подписание догово­ра, обсуждение программ и т. п.
17. Шоппинг   Покупки розничные, покупки оптовые, приобретение сувениров и т. п.
18. Климатолечение   Использование климатических факторов: целебного воздуха, ультрафиолетовой радиации, комфортной погоды и т. п.
19. Бальнеолечение   Использование минеральной во­ды, родниковой воды, кумыса, кефира и т. п.  
20. Грязелечение   Использование рапы, ила, минеральной грязи
21. Терренкур   Дозированная ходьба  
22. Экскурсии автобусные   Местные познавательные поездки в сопровождении экскурсовода с использованием автобуса  
23. Экскурсии пешие Местные познавательные прогул­ки с экскурсоводом
24. Посещение музеев   Познавательное посещение музеев, домов-музеев, выставок и т. п.
25. Информационно-познавательная деятельность   Индивидуальная разработка маршрута, использование карт, буклетов, путеводителей и т. п.  
26. Сбор ягод, грибов   Сбор ягод, грибов, орехов, трав и т. п.  
  Рыбная ловля   Зимняя ловля, спиннинг, проводка и т. п.  
28. Охота   Охота зимняя, летняя, с собакой, натаска и т. п.  
29. Заготовки Заготовки ягод, грибов, овощей, фруктов, трав и т. п.
30. Посещение святых мест Посещение монастырей, святых мест  
31. Религиозные таинства Крещение, причастие, исповедь и т. п.
32. Участие в религиозных праздниках Литургия, основные приходские праздники и т. п.
33. Круиз   Речной, морской, озерный круизы  
34. Морские прогулки   Прогулки на скутере, катере, водные лыжи, водный мотоцикл и т. п.
35. Дайвинг Подводное плавание, подводная охота, подводные съемки и т. п.
36. Яхтинг   Управление яхтой, катером и т. п.  
37. Экспедиция Специально организованное путешествие, маршрут с научно-ис­следовательскими и поисковыми целями
38. Воздушный полет Полеты на воздушном шаре, дельтаплане, моноплане, парашюте, вертолете, самолете и т. п.
39. Робинзонада Приключения, переживаемые в одиночестве
40. Конная прогулка Поездки на лошадях, верблюдах, оленях и т. п.
41. Автомобильная поездка Поездки на личном автомобиле, ралли и т. п.
42. Театр   Посещение спектаклей, постановок, концертов  
43. Зрелища   Посещение ночных клубов, шоу, фестивалей  
44. Развлекательное питание   Посещение знаменитых ресторанов, кафе, баров, национальная кухня и т. п.
45. Малоподвижные игры, казино Казино, бильярд и т. п.
46. Танцы   Танцы, бал и т. п.  
47. Категорийный туристский поход Походы категорийные: пешие, горные, водные, лыжные, конные и т. п.  
48. Спортивные игры   Футбол, волейбол, городки, лапта и т. п.
49. Туристская, спортивная подготовка Учебные, тренировочные походы, тренировки и т. п.
50. Инструкторская подготовка Средняя и высшая инструкторская подготовка и т. п.
51. Повышение квалификации Приобретение новых профессиональных знаний, навыков, умений и т. п.
52. Инсентив-туризм Сочетание задач обучения, повышения квалификации и отдыха
53. Участие в научных конгрессах Семинары, секции, съезды, конгрессы и т. п.
54. Участие в фестива­лях искусств Выступления, экспозиции, презентации и т. п.
55. Посещение спортив­ных соревнований Посещение олимпиад, чемпионатов, соревнований, матчей и т. п.
56. Научные дискуссии Обсуждение научных проблем, симпозиум и т. п.
57. Участие в мемориалах Посещение памятных мест и событий
58. Треккинг   Пеший поход без багажа  
59. Природоохранная деятельность Восстановление нарушений ландшафта, природного комплек­са, биоценоза и т. п.
60. Ландшафтные наблюдения   Осмотр уникальных, типичных, аттрактивных ландшафтов  
61. Научная экологическая деятельность Охрана природы с научными целями
62. Участие в местных праздниках Участие в бытовых праздниках: свадьба, день рождения и т. п.
63. Наблюдения за необычными явлениями   Наблюдения за необычным поведением животных, растениями, действиями и т. п.  
64. Любительский труд   Садоводство, огородничество, животноводство, цветоводство и т. п.  
65. Обучение ремеслам   Гончарное дело, вышивание, вязание, резьба  
66. Участие в народных праздниках Фольклорные, этнические праздники, концерты и т. п.  
67. Творческие занятия   Литературные занятия, живопись и т. п.  
         

 

Все разнообразие ЭРЗ в классификации представлено 67 типами рекреационной деятельности. В сущности, ТРД и представляют собой своеобразные буквы, из которых тур-оператор может составить слова - циклы рекреационной деятельности, а далее из циклов и предложения — програм­му отдыха.

При конструировании циклов рекреационной деятельнос­ти важными свойствами типов рекреационной деятельнос­ти выступают взаимообусловленность и взаимозаменяемость. Именно они позволяют сводить ТРД в новые комби­нации - циклы рекреационной деятельности.

Цикл рекреационной деятельности - взаимосвязанное и взаимообусловленное сочетание типов рекреационной дея­тельности, возникающее на базе ведущего ТРД.

ЦРД представляет как бы сюжетную канву будущей турист­ской программы, позволяет на основе поведенческих возможно­стей и образцов реализовать конкретные рекреационные цели, мотивации и притязания туристов посредством выбора сочета­ний ТРД как эталонов рекреационной деятельности.

В отсутствие ТРД каждый человек самостоятельно неосоз­нанно конструирует ЦРД, исходя из собственных представлений о полезности и аттрактивности рекреационной деятельности, привычек, моды, цен, денежных доходов и других факторов.

Чаще всего самостоятельно организованная деятельность слабо отвечает рекреационным потребностям. ЦРД должен удовлетворять двум фундаментальным требованиям: рекреационной полезности и индивидуальной привлекательности. Разработанная процедура формирования ЦРД позволяет проделать эту работу за туриста и рекомендовать ему оптимальные сочетания элементарных рекреационных занятий. ЦРД выступают структурной композицией рекреационной дея­тельности, обладающей внутренней целостностью и консерва­тивностью, являются предметом организации и конструирова­ния в рекреационных системах и туристских центрах.

Таким образом, ЦРД составляют системную структуру, адек­ватно отражающую свойства и отношения, как субъекта, так и объекта рекреации. С их помощью, возможно учесть рекреационные потребности и сформулировать требования к условиям их реализации, определить технологию обслуживания.

Всего с помощью оптимизации получено 17 различных ЦРД:

1. водный;

2. альпийский;

3. альпинистский;

4. активно-оздоровительный;

5. коммерческо-деловой;

6. курортный;

7. культурно-исторический;

8. охотничье-рыболовный;

9. паломнический;

10. приморский;

11. приключенческий;

12. развлекательный;

13. спортивный;

14. фестивально-конгрессный;

15. экологический;

16. экзотический;

17. этнографический.

Можно выделить основные функции свободного времени:

1. функция восстановления сил человека, поглощаемых сферой труда и иными непреложными занятиями,

1. функция духовного (культурного, идейного, эстетического) и физического развития,

2. восстановительные функции (психо-физиологические) включают питание, сон, движение. Они выполняют функции простого восстановления психо-физиологических параметров,

3. функция развития (духовно-интеллектуальные) включают: оздоровление, познание, общение.

Разнообразие, комбинирование и цикличность рекреационных занятий непосредственным образом связаны со свойствами рекреационных территорий и их организацией. Разнообразию занятий должно соответствовать разнообразие рекреационных ресурсов как природных, так и культурно-исторических. Комбинирование и цикличность также возможны при наличии разнообразных ресурсов на определенной территории.

В районной планировке функциональное разнообразие (выбор природных комплексов, набор и размещение инженерных сооружений и т.д.) достигается на основе бюджета времени рекреанта, т.е. с указанием набора и продолжительности занятий. Так структура рекреационного времени в течение жизни человека показывает, что больше всего свободного времени у людей наблюдается ежедневно после работы (40%), так же большие возможности предоставляет уик-энд (34,8%), а традиционное время отдыха – отпуск – это лишь малая часть свободного времени (8%).

Таблица 2.

Виды рекреационного времени Продолжительность тыс. час. %
Инклюзивное (в течении рабочего дня)    
Ежедневное (после работы) 204,4  
Уик-энд (в конце рабочей недели) 178,1 34,8
Отпускные 40,3  
Пенсионные 70,1 13,2
Итого 512,9  

 

По типологии собственно рекреационных занятий можно выделить две группы, объединяющие четыре основных типа занятий.

3. Группа восстановления: а) рекреационно-лечебные занятия; б) рекреационно-оздоровительные занятия.

4. Группа развития: а) рекреационно-спортивные занятия; б) рекреационно-познавательные занятия.

Рекреационно-лечебные занятия представляют собой систему занятий, жестко определяемых методами санаторно-курортного лечения: климатолечения, бальнеолечения и грязелечения. Тип рекреационно-оздоровительных занятий гораздо более разнообразен. Сюда входят прогулки, купание, солнечные и воздушные ванны, игры, пассивный отдых, сбор грибов и т.д.

Рекреационно-спортивные занятия направлены преимущественно на развитие физических сил человека. Сюда входят спортивные игры, парусный и моторный водный спорт, лыжный спорт, длительные пешие переходы, восхождение на горные вершины. Рекреационно-познавательные занятия призваны духовно развивать человека. В эту группу входят, например, осмотр памятников культуры, ознакомление с природными явлениями и т.п.

Устойчивая комбинация повторяющихся рекреационных занятий за определенный отрезок времени получила название цикла рекреационной деятельности.

Классификация рекреационной деятельности

Рассмотрим более детально структуру рекреационной деятельности, исходя из изложенных теоретических основ. В научной литературе встречаются разнообразные классификации и группировки рекреационной деятельности. Чаще всего в их основе лежат: цель путешествия. Характер организации, правовой статус, продолжительность путешествия и пребывания в определенном месте рекреанта, его возраст, активность занятий и т.д.

Лечебно-курортная рекреация различается по основным естественным лечебным факторам: климат, минеральные источники, лечебные грязи.

Оздоровительная и спортивная рекреация наиболее разнообразна. Большой популярностью во всем мире пользуется купально-пляжный отдых. Отдых у воды и на воде включает разные рекреационные занятия: купание, солнечные ванны, прогулки по берегу, игра в мяч на пляже, водные лыжи.

Познавательная рекреация. Выделяются сугубо познавательные рекреационные занятия, связанные с информационным «потреблением» культурных ценностей, т.е. с осмотром культурно-исторических памятников, архитектурных ансамблей. А также с ознакомлением с новыми районами, странами, с их этнографией, фольклором, природными явлениями и хозяйственными объектами.

Конгрессный туризм связан с расширением международных научно-технических контактов между специалистами и учеными.

Деление свободного времени в зависимости от характера его использования на ежедневное, еженедельное и ежегодное является важным в методическом отношении, так как служит основной при изучении структуры отдыха и использования свободного времени для рекреационных целей. Дифференцированное таким образом свободное время позволяет рассмотреть рекреационную деятельность по периодичности и территориальному признаку.

Использование ежедневного свободного времени и повседневная рекреация непосредственно связаны с жилищем и городской средой и их пространственной организацией. Еженедельная организация зависит от размещения пригородных рекреационных объектов.

Использование свободного ежегодного времени связано с размещением рекреационных объектов курортного типа.

Исходя из приведенной дифференциации свободного времени, выделяют рекреацию внутри населенного пункта; еженедельную в выходные дни (уик-энд) – пригородную (местную); ежегодную в период отпусков и каникул (может быть внутри – районной, общегосударственной, международной).

По характеру организации рекреация делится регламентированную (или спланированную) и самодеятельную. Регламентированная, или, как она чаще называется плановая, рекреация представляет собой путешествие и пребывание по точному, заранее объявленному регламенту. Под самостоятельной неорганизованной рекреацией понимается самостоятельное путешествие рекреанта, не связанного никакими взаимными обязательствами с рекреационными предприятиями. Многие виды рекреации имеют сезонный характер, как по природным, так и социально-экономическим причинам.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Рекреационные потребности человека | Виды услуг и программа обслуживания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4054; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.