КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура рекреационного времени в течение жизни человека
Структура деятельности человека в свободное время не менее сложна, чем в рабочее время. В свободное время человек имеет большую свободу познавательного или сознательного выбора способа восстановления сил. Рекреационная деятельность – это деятельность людей, направленная на расширенное воспроизводство их живых сил и характеризующаяся относительным разнообразием поведения людей и самоценностью ее процесса. Особенности рекреационной деятельности Структура деятельности человека в свободное время не менее сложно, чем в рабочее время. В свободное время человек имеет большую свободу познавательного или сознательного выбора способа восстановления сил. Структурные особенности рекреационной деятельности Можно выделить основные функции свободного времени: 1) функция восстановления сил человека, поглощаемых сферой труда и иными непреложными занятиями, 2) функция духовного (культурного, идейного, эстетического) и физического развития, 3) восстановительные функции (психо-физиологические) включают питание, сон, движение. Они выполняют функции простого восстановления психо-физиологических параметров, 4) функция развития (духовно-интеллектуальные) включают: оздоровление, познание, общение. По типологии собственно рекреационных занятий можно выделить две группы, объединяющие четыре основных типа занятий. 1. Группа восстановления: а) рекреационно-лечебные занятия; б) рекреационно-оздоровительные занятия. 2. Группа развития: а) рекреационно-спортивные занятия; б) рекреационно-познавательные занятия. Рекреационно-лечебные занятия представляют собой систему занятий, жестко определяемых методами санаторно-курортного лечения: климатолечения, бальнеолечения и грязелечения. Тип рекреационно-оздоровительных занятий гораздо более разнообразен. Сюда входят прогулки, купание, солнечные и воздушные ванны, игры, пассивный отдых, сбор грибов и т.д.
Рекреационно-спортивные занятия направлены преимущественно на развитие физических сил человека. Сюда входят спортивные игры, парусный и моторный водный спорт, лыжный спорт, длительные пешие переходы, восхождение на горные вершины. Рекреационно-познавательные занятия призваны духовно развивать человека. В эту группу входят, например, осмотр памятников культуры, ознакомление с природными явлениями и т.п. Устойчивая комбинация повторяющихся рекреационных занятий за определенный отрезок времени получила название цикла рекреационной деятельности. Тип рекреационной деятельности (ТРД) – это однородная группировка элементарных рекреационных занятий, каждое из которых взаимозаменяемо и альтернативно для всех других элементарных занятий данной группы. Типы рекреационной деятельности (ТРД) можно разделить на целевые, дополнительные и сопутствующие. Целевые ТРД – это циклообразующие типы рекреационной деятельности, которые выступают главным мотивом рекреационной деятельности в рамках данного цикла и определяют его целевые установки и специализацию. Дополнительные ТРД создают в рамках цикла возможность организаторам туризма разнообразить рекреационную деятельность и организовать ее в специфических вариантах. Сопутстсвующие ТРД являются фоном основной рекреационной деятельности. Таблица 1. Типы рекреационной деятельности
Все разнообразие ЭРЗ в классификации представлено 67 типами рекреационной деятельности. В сущности, ТРД и представляют собой своеобразные буквы, из которых тур-оператор может составить слова - циклы рекреационной деятельности, а далее из циклов и предложения — программу отдыха. При конструировании циклов рекреационной деятельности важными свойствами типов рекреационной деятельности выступают взаимообусловленность и взаимозаменяемость. Именно они позволяют сводить ТРД в новые комбинации - циклы рекреационной деятельности. Цикл рекреационной деятельности - взаимосвязанное и взаимообусловленное сочетание типов рекреационной деятельности, возникающее на базе ведущего ТРД. ЦРД представляет как бы сюжетную канву будущей туристской программы, позволяет на основе поведенческих возможностей и образцов реализовать конкретные рекреационные цели, мотивации и притязания туристов посредством выбора сочетаний ТРД как эталонов рекреационной деятельности. В отсутствие ТРД каждый человек самостоятельно неосознанно конструирует ЦРД, исходя из собственных представлений о полезности и аттрактивности рекреационной деятельности, привычек, моды, цен, денежных доходов и других факторов. Чаще всего самостоятельно организованная деятельность слабо отвечает рекреационным потребностям. ЦРД должен удовлетворять двум фундаментальным требованиям: рекреационной полезности и индивидуальной привлекательности. Разработанная процедура формирования ЦРД позволяет проделать эту работу за туриста и рекомендовать ему оптимальные сочетания элементарных рекреационных занятий. ЦРД выступают структурной композицией рекреационной деятельности, обладающей внутренней целостностью и консервативностью, являются предметом организации и конструирования в рекреационных системах и туристских центрах. Таким образом, ЦРД составляют системную структуру, адекватно отражающую свойства и отношения, как субъекта, так и объекта рекреации. С их помощью, возможно учесть рекреационные потребности и сформулировать требования к условиям их реализации, определить технологию обслуживания. Всего с помощью оптимизации получено 17 различных ЦРД: 1. водный; 2. альпийский; 3. альпинистский; 4. активно-оздоровительный; 5. коммерческо-деловой; 6. курортный; 7. культурно-исторический; 8. охотничье-рыболовный; 9. паломнический; 10. приморский; 11. приключенческий; 12. развлекательный; 13. спортивный; 14. фестивально-конгрессный; 15. экологический; 16. экзотический; 17. этнографический. Можно выделить основные функции свободного времени: 1. функция восстановления сил человека, поглощаемых сферой труда и иными непреложными занятиями, 1. функция духовного (культурного, идейного, эстетического) и физического развития, 2. восстановительные функции (психо-физиологические) включают питание, сон, движение. Они выполняют функции простого восстановления психо-физиологических параметров, 3. функция развития (духовно-интеллектуальные) включают: оздоровление, познание, общение. Разнообразие, комбинирование и цикличность рекреационных занятий непосредственным образом связаны со свойствами рекреационных территорий и их организацией. Разнообразию занятий должно соответствовать разнообразие рекреационных ресурсов как природных, так и культурно-исторических. Комбинирование и цикличность также возможны при наличии разнообразных ресурсов на определенной территории. В районной планировке функциональное разнообразие (выбор природных комплексов, набор и размещение инженерных сооружений и т.д.) достигается на основе бюджета времени рекреанта, т.е. с указанием набора и продолжительности занятий. Так структура рекреационного времени в течение жизни человека показывает, что больше всего свободного времени у людей наблюдается ежедневно после работы (40%), так же большие возможности предоставляет уик-энд (34,8%), а традиционное время отдыха – отпуск – это лишь малая часть свободного времени (8%). Таблица 2.
По типологии собственно рекреационных занятий можно выделить две группы, объединяющие четыре основных типа занятий. 3. Группа восстановления: а) рекреационно-лечебные занятия; б) рекреационно-оздоровительные занятия. 4. Группа развития: а) рекреационно-спортивные занятия; б) рекреационно-познавательные занятия. Рекреационно-лечебные занятия представляют собой систему занятий, жестко определяемых методами санаторно-курортного лечения: климатолечения, бальнеолечения и грязелечения. Тип рекреационно-оздоровительных занятий гораздо более разнообразен. Сюда входят прогулки, купание, солнечные и воздушные ванны, игры, пассивный отдых, сбор грибов и т.д. Рекреационно-спортивные занятия направлены преимущественно на развитие физических сил человека. Сюда входят спортивные игры, парусный и моторный водный спорт, лыжный спорт, длительные пешие переходы, восхождение на горные вершины. Рекреационно-познавательные занятия призваны духовно развивать человека. В эту группу входят, например, осмотр памятников культуры, ознакомление с природными явлениями и т.п. Устойчивая комбинация повторяющихся рекреационных занятий за определенный отрезок времени получила название цикла рекреационной деятельности. Классификация рекреационной деятельности Рассмотрим более детально структуру рекреационной деятельности, исходя из изложенных теоретических основ. В научной литературе встречаются разнообразные классификации и группировки рекреационной деятельности. Чаще всего в их основе лежат: цель путешествия. Характер организации, правовой статус, продолжительность путешествия и пребывания в определенном месте рекреанта, его возраст, активность занятий и т.д. Лечебно-курортная рекреация различается по основным естественным лечебным факторам: климат, минеральные источники, лечебные грязи. Оздоровительная и спортивная рекреация наиболее разнообразна. Большой популярностью во всем мире пользуется купально-пляжный отдых. Отдых у воды и на воде включает разные рекреационные занятия: купание, солнечные ванны, прогулки по берегу, игра в мяч на пляже, водные лыжи. Познавательная рекреация. Выделяются сугубо познавательные рекреационные занятия, связанные с информационным «потреблением» культурных ценностей, т.е. с осмотром культурно-исторических памятников, архитектурных ансамблей. А также с ознакомлением с новыми районами, странами, с их этнографией, фольклором, природными явлениями и хозяйственными объектами. Конгрессный туризм связан с расширением международных научно-технических контактов между специалистами и учеными. Деление свободного времени в зависимости от характера его использования на ежедневное, еженедельное и ежегодное является важным в методическом отношении, так как служит основной при изучении структуры отдыха и использования свободного времени для рекреационных целей. Дифференцированное таким образом свободное время позволяет рассмотреть рекреационную деятельность по периодичности и территориальному признаку. Использование ежедневного свободного времени и повседневная рекреация непосредственно связаны с жилищем и городской средой и их пространственной организацией. Еженедельная организация зависит от размещения пригородных рекреационных объектов. Использование свободного ежегодного времени связано с размещением рекреационных объектов курортного типа. Исходя из приведенной дифференциации свободного времени, выделяют рекреацию внутри населенного пункта; еженедельную в выходные дни (уик-энд) – пригородную (местную); ежегодную в период отпусков и каникул (может быть внутри – районной, общегосударственной, международной). По характеру организации рекреация делится регламентированную (или спланированную) и самодеятельную. Регламентированная, или, как она чаще называется плановая, рекреация представляет собой путешествие и пребывание по точному, заранее объявленному регламенту. Под самостоятельной неорганизованной рекреацией понимается самостоятельное путешествие рекреанта, не связанного никакими взаимными обязательствами с рекреационными предприятиями. Многие виды рекреации имеют сезонный характер, как по природным, так и социально-экономическим причинам.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4054; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |