Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории мотивации




Толмен (необихевиоризм): молекулярное определние поведения – стимул-реакция, как набор физических и физиологических компонент (Уотсон). Молярное определения – поведение это не только сумма физических компонент, но наличие некоторых собственных черт (это целостный акт). Описательные свойства поведения как молярного феномена: характеризуется направленностью на цель или исходит из целевого объекта или целевой ситуации; характеризуется специфической картиной обращения с вмешивающимися объектами, используемыми в качестве средств для достижения объекта. Селективность, избирательность, выражающаяся в большей готовности выбирать средства, ведущие к цели более коротким путем. Скрытое (латентное) обучение - научение без подкрепления. Между стимулом и реакцией есть дополнительная промежуточная переменная, которая влияет на научение. Поведение животного определяется не только внешними условиями, но и представлениями о среде. Когнитивное научение: подкрепление - возможность проверить свои представления об окружающей среде. Поведение - как целое, оно имеет свой результат (конечную цель), а способы ее достижения различны. Реакция на условия в соответствии со своими представлениями. Толмен также критикует Уотсона за исключение из поведения его мотивационно-познавательных компонентов, откуда проистекает невозможность объяснить интегрирование отдельных реакций в тот или иной поступок или деятельность.

Халл. Стимул-организм-реакция. Организм – некоторые пртекающие внутри него процессы. Основная детерминанта поведения – потребность. От силы потребности зависит сила реакции (потенциал реакции). Потребность определяет характер поведения, различного на разные потребности. Важное условие образование связи – смежность стимула, реакции и подкрепления, которые снижают потребность. (Торндайк: сила связи зависит от количества подкрепления и отсрочки подкрепления). Градиент цели – неодинаковое поведение на разных участках пути в процессе выработки навыка (число ошибок больше вдали от цели, скорость выше ближе к цели). Антиципирующие реакции (частичные ответы) – способствуют нахождению действий, ведущих к цели (все меньше заходит в тупики).

Торндайк. Модель связи стимула и реакции. Исходный пункт – проблемная ситуация. Организм противостоит ей как целое, он активно действует в поисках выбора, выучивается путем упражнения. Проблемная ситуация – такие внешние условия, для приспособления к которым организм не имеет готовой формулы двигательного ответа, а вынужден ее строить собственными усилиями. Интеллектуальный акт – решение проблемы, оно достигается активными действиями индивида, благодаря которым устанавливается наиболее выгодная координация со средой.

Законы научения:

1) закон упражнения: реакция на ситуацию связывается с ней пропорционально частоте повторения связей и их силе;

2) закон готовности: упражнения изменяют готовность организма к проведению нервного импульса;

3) закон ассоциативного сдвига – если при одновременном действии раздражителей один из них вызывает реакцию, то другой так же приобретает способность вызывать такую же реакцию;

4) закон эффекта: результат действия оценивается организмом в зависимости от этой оценки связи между стимулами и реакциями либо закрепляются, либо элиминируются.

Он включает в объяснение поведения мотивацию.

Фрейд: источником энергии человека является инстинкт. Выделяется два инстинкта: жизни и смерти. Инстинкт – пограничное понятие между умственным и физическим. Инстинкт – побудительная сила, имеет цель и направлена на объект. А под мотивом понимались различные формы проявления инстинкта жизни. Каждый зрелый мотив личности сводится к лежащим в основе инстинктам, желаниям, потребностям, присущим всем людям.

Адлер: у человека есть свой индивидуальный своеобразный мир. Человек стремится к конечной цели, соответствующей собственному Я. Движущие им душевные феномены – это не реакции, зависящие от степени напряжения, которые испытывает человек в определенной ситуации, а творческие установки. В основе душевных феноменов лежат не объективные значения, а его индивидуальные впечатления, которые определяются конечной целью. Под влиянием конечной цели все душевные движения упорядочиваются в единую линию активности и каждое отдельное душевное движение подготавливает акт, следующий за ним. В самом действии глубоко заложено стремление к завершенности. Вследствии этого любой шаг на жизненном пути реализует общее стремление к целостности. Существует компенсация, которая сглаживает недостатки этого движения (эти недостатки вызваны постоянным давлением внешнего мира (общества). Поэтому человек конечной целью своих душевных стремлений ставит уравновешенность, безопасность, приспособление, целостность. В зависимости от конечной цели человек ощущает и оценивает достигнутую позицию. Конечная цель, стремление скомпенсировать свои недостатки – определяют движущие душевные феномены, которые в свою очередь обуславливают его поведение, активность, действия (одни из решающих ролей в данной динамике играют ощущение собственной ценности или чувство собственной личности). Отрицается влияние ситуации на поведение. Любая ситуация опосредуется душевными процессами. Вывод: вера в будущее – наличие конечной цели – активизирует душевные феномены – которые обуславливают поведение, активность, действенность индивида (личности).

Юнг. Структура бессознательного содержит личные комплексы. Комплекс автономен – он вмешивается в сознание и расстраивает наши намерения. Комплексы возникают при вытеснении и при действии коллективного бессознательного – архетипа. Поведение и активность индивида обусловлена типическими различиями (экстроверсия и интроверсия) и зависят от преобладания некоторых из основных психологических функций: мышления, эмоции, ощущения и интуиции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 243; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.