КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Потребитель в рыночной системе
Тема 3. Психология потребителя Вопросы темы: 3.1. Потребитель в рыночной системе. 3.2. Формы власти рынка над человеком. 3.3. Психологические последствия технико-экономического прогресса. 3.4. Терапевтические функции мира вещей. 3.5. Факторы потребительского выбора. 3.6. Типичные эффекты потребительского поведения. 3.7. Модели избирательного поведения потребителя. 3.8. Личность и потребительский выбор.
Поведение потребителя – центральная проблематика современной западноевропейской и особенно американской экономической психологии, воплотившая в себе прогресс маркетинговой ветви науки, идущей от Г. Тарда.
Существует заочный научный спор о месте потребителя в рыночной экономике. Одни отводят ему центральное место и настаивают на том, что от его потребностей зависит развитие рынка, другие рассматривают потребителя как жертву экономической системы. Профессор Чикагского университета Т. Веблен (1857—1929) показал, что потребители подвергаются всевозможным видам общественного и психологического давления, вынуждающего их иногда покупать ненужные им товары, пользоваться дорогими услугами. Жажда прибыли толкает некоторых предпринимателей на неэтичные поступки. Ученый убежден, что со временем система изменится на более гуманистическую[19]. Согласно позиции другого профессора Ф. Найта (1885-1972), производство товаров и услуг определяется исключительно потребителями. Стремление к прибыли заставляет предпринимателей производить то, что нужно потребителю, а прибыль рассматривается как награда предпринимателю за деятельность в условиях риска. Автор считает рыночное производство наиболее разумным[20].
Оба автора занимают крайние позиции, акцентируя разные стороны рыночной системы, ее позитивные и негативные последствия для человека. На самом деле, верно, нечто среднее, хотя объективность каждого из авторов будет усиливаться в зависимости от степени развитости рынка, его сбалансированности и контролируемости. Рынок влияет на человека, его психику, вносит свои развивающие и деформирующие элементы. Так, например, движущая сила рынка – спрос – ставит человека в зависимость от него, но и предоставляет возможность продемонстрировать власть над временем, предугадывая спрос, предусмотрев экономические изменения, почувствовать, что будет завтра. Даже в условиях развитого и сбалансированного рынка развиваются мифы об абсолютной ничем не ограниченной функциональности техники, о нравственном отставании человека от техники и научно-технического прогресса и, наконец, миф об идеальной конвергенции техники, производства и потребления. Эти мифы прикрывают собой "всевозможные противо-целесообразности в политике и экономике"[21]. Говоря о власти рынка, следует учитывать, что отечественный рынок 90-х годов называют квазирынком, нецивилизованным рынком, где избыточны элементы стихийности и саморегуляции, с одной стороны, и олигархо-бюрократического давления, с другой стороны. Следствием этого является несбалансированность экономических процессов. Участник такого рынка переживает глобальность, всеобщность неопределенности, неустойчивости во всех сферах экономических и околоэкономических процессов. Поэтому власть рынка, как некоего независящего от человека механизма хозяйственной жизни, регулятора его поведения и поступков, часто воспринимается в настоящее время как разрушительная, вредная для психики и здоровья. Более защищенными от нее чувствуют себя стрессоустойчивые, энергетически одаренные, активные, волевые и гибкие люди.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |