Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельность как центральная категория психологии




Основные источники возникновения и развития психики.

  1. Усложнение условий окружающей среды
  2. Усложнение анатомо-физиологического строения
  3. Появление нервной системы и усложнение ее функций.

 

Сознание – опосредованное отражение действительности в ее объективных свойствах и отношениях. В сознании человека могут быть представлены явления, которые необязательно воспринимать и ощущать. Сознание человека способно отражать нейтральные воздействия, которые не связаны с жизнью человека.

 

СО – «моё», субъективный компонент. ЗНАНИЕ – объективный компонент, который включает объективный опыт и наши знания.

 

Происхождение сознания. Сознание как высшая форма психического отражения порождает коренными изменениями образа жизни и строения деятельности, которые происходят при переходе человека к коллективным формам жизни, основанным на труде. Деятельность в человеческом обществе является двояко-опосредованной:

1) орудие труда (связаны с процессами выполнения деятельности), за каждым орудием труда закреплена функция и операция. Через орудие труда передается опыт).

2) Отношение в процессе трудовой деятельности (стимулируют появление речи, предопределяют механизмы распределения обязанностей и действия). В результате реализации социальной деятельности у человека появляются высшие психические функции – способность человека превращать средства социального поведения в средство индивидуальной организации.

 

Структура сознания:

1) чувственная основа сознания (познавательные процессы, которые формируют картину мира)

2) Значение (предполагает существование сознания на основе языковой системы, формирование знаний о предметах, явлениях, отношениях).

3) Личностный смысл (субъективный и индивидуальный). Предопределяет отношение человека к объектам внешнего и внутреннего мира.

 

Основные отличия психики животных от сознания человека:

1) психика животных биологически целесообразна, сознание опосредовано.

2) Психика животных выполняет функцию адаптации, сознание человека имеет творческий, преобразующий характер.

3) Вершиной развития сознания человека является самосознание – способность человека посмотреть на себя со стороны.

 

Деятельность – динамическая система взаимодействия субъекта с миром, в процессе которой происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности.

 

Деятельность является основной для возникновения и формирования 1)психики, 2) сознания, 3) личности.

 

 

           
   
 
Способ воздействия
   
Способ взаимодействия
 

 


Отличие деятельности от активности животных:

1) деятельность человека всегда целенаправленная, активность животного часто бывает хаотичной.

2) Деятельность человека носит преобразующий характер, а активность животного – приспособительный.

3) Источником поведения человека служит внутренняя деятельность (ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗ). Для животного это невозможно.

 

Психологическая структура индивидуальной деятельности.

                               
   
     
Потребность
 
Мотив
 
Цель
 
Задачи
 
Действия
 
 
 
   
Операции
 
   
 

 


 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Потребность – размытое состояние неудовлетворенности, нужда в чем-то.

Мотив – та потребность, которая нашла предмет. Это движущее начало чего-то там.

Цель – осознание конечного результата. То, на что направлена деятельность.

Мотивы бывают содержательными и околосожержательными. Содержательные мотивы связаны с предметом деятельности, околосодержательные не связаны с предметом деятельности.

 

В процессе онтогенеза выделяются 4 вида человеческой деятельности:

1) игровая (с 1 мес. до младшего школьного возраста).

Виды игры:

a) Манипулирование с предметами и игрушками (0-1 год). Функция – познавательная.

b) Младший дошкольный возраст (2-4 года) – ролевые игры. Функция – знакомство с многообразием социальных ролей. (4-5 лет) – сюжетно-ролевые игры. Функция – развитие межличностных отношений (коммуникативная).

c) Старший дошкольный возраст (5-7 лет) – игры с правилами. Функция принятия и осознания норм.

 

Значение игровой деятельности для развития ребенка:

· Развитие познания окружающего мира

· Апробирование разных форм поведения и формирование гибкости поведения

· Формирование механизмов вхождения в социальные группы

 

3) учебная деятельность (школа, ССУЗ, ВУЗ). Основная задача: развитие интеллектуальной и познавательной сферы, формирование механизмов самоопределения, самосознания.

4) Общение (в течение всей жизни человека)

5) Труд (начало трудовой деятельности – фактический выход на пенсию).

 

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

                       
   
Внутренний мир (сознание) Ощущение Восприятие Внимание Память Мышление Речь Воображение Эмоции воля
   
Органы чувств
       
 
Окружающая среда
 
 
     
Образ предмета
 
       
 
 
 

 

 


Все воздействия окружающей среды отражаются во внутреннем мире. Под органами чувств понимают нервные устройства, которые принимают сигналы из окружающей среды, а также информируют человека о внутренних изменениях (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание).

Психические процессы:

- познавательные (выполняют ориентировочную функцию)

- эмоциональные (функция переживания, сигнализирующая функция)

- волевые (всегда осознаны; выполняют регулирующую функцию).

 

Познавательные процессы:

1) процессы чувственного познания (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение)

2) процессы рационального познания (мышление и речь)

 

Ощущение – простейший познавательный процесс, который состоит в отражении отдельных свойств предметов материального мира и внутреннего состояния организма при непосредственном воздействии раздражителя на рецепторы.

Механизм ощущения: Стимул-рецептор-проводящие пути-центр в коре ГМ-ощущение

Основные функции ощущения:

  • предопределние познания окружающего мира и мира в себе
  • основа познания и адаптивного поведения
  • выступают как потребность живого организма

 

Классификация ощущений:

  • по качеству: вкусовые, обонятельные, осязательные, слуховые, зрительные.
  • По локализации:

- экстероцептивные ощущения, которые возникают при воздействии на рецепторы, расположенные на поверхности тела (дистантные, контактные)

- интрацептивные сигнализируют о внутренних процессах организма

- проприоцептивные – ощущения в мышцах, позволяющие отражать движения

 

Свойства ощущения:

  • Качество (позитивное/негативное)
  • Интенсивность – определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора
  • Длительность – определяется функциональным состоянием органа чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью
  • Пространственная локализация раздражителя дает сведения о месте нахождения раздражителя в пространстве

 

Восприятие – целостное отражение действительности, возникающее при непосредственном воздействии раздражителя.

Продукт восприятия - целостный образ.

Функция восприятия – обеспечение пространственно-чувственной ориентации в мире.

 

Свойства восприятия:

  • Предметность – выражается в отношении сведений, получаемых из внешнего мира
  • Целостность (восприятие есть целостный образ)
  • Структурность (восприятие не является простой суммой ощущений, мы воспринимаем обобщенную структуру из этих ощущений).
  • Константность (мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.д.).
  • Осмысленность
  • Избирательность – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими
  • Иллюзии восприятия.

 

Внимание – сосредоточенность и направленность сознания человека в данный момент времени на определенные объекты при одновременном отвлечении от других.

 

Основные функции:

  • Селекция – отделяет значимые объекты от незначимых
  • Улучшение восприятия (ясность, четкость, интенсивность образа)
  • Обеспечение контроля за деятельностью и регуляцией движения.

 

Виды внимания:

1) по направленности:

- внутреннее (сознание направлено на образы внутреннего мира человека и сосредоточено на каких-либо из них)

- внешнее (сознание направлено на внешние объекты)

2) по модельности: зрительное, обонятельное, осязательное, слуховое, вкусовое.

3) По степени участия воли: 1) непроизвольное (внешний объект управляет вниманием, 2) произвольное (человек сам определяет направленность внимания), 3) послепроизвольное (интерес управляет вниманием).

 

Свойства внимания:

  • Концентрация (степень сосредоточенности внимания на объекте)
  • Объем (количество объектов, которые могут быть одновременно охвачены вниманием)
  • Переключение (намеренный перенос внимания с одного объекта на другой – осознанность отличает переключение от отвлечения)
  • Распределение (возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов)
  • Устойчивость (длительность сосредоточения внимания на объекте)

 

Память – запечатление, сохранение и последующее воспроизведение индивидом полученного опыта.

Функция: обеспечение единства и целостности сознания и личности.

 

Виды памяти:

  • По характеру психической активности: - двигательная, - эмоциональная, - образная, - словесно-логическая.
  • По степени произвольности: - непроизвольная, - произвольная.
  • По степени сохранения информации: - мгновенная (последовательные образы), - кратковременная, долговременная, оперативная.

 

Мышление – социально-обусловленный, неразрывно связанный с речью, психический процесс поиска и открытия существенно нового, а также опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза.

 

Функции мышления:

  • Установление всеобщих взаимосвязей
  • Понимание сущности конкретного явления
  • Обобщение свойств однородной группы явлений

 

Виды мышления:

  • По форме: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактное
  • По степени новизны: репродуктивное (воспроизводящее) и продуктивное (творческое).
  • По характеру решаемых задач: теоретическое, практическое.
  • По степени развернутости: дискурсивное (логическое) и интуитивное.

 

Формы мышления:

  1. понятие – мысль, фиксирующая признаки отображаемых в ней предметов и явлений, позволяющих отличать эти предметы и явления от смежных с ними.
  2. суждение – мысль, выраженная повествовательным предложением и являющаяся истиной/ложью.
  3. умозаключение – мыслит. процесс, в ходе которого из одного или нескольких суждений, выводится новое суждение.

 

Мыслительные операции:

  1. анализ – мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление в них составляющих элементов
  2. синтез – мысленное соотнесение, сопоставление и установление связи между различными явлениями.
  3. сравнение – мысленное соотнесение объектов либо ситуаций и выделение в них общего и различного
  4. обобщение – мысленное соотнесении выделение общего в нескольких явлениях либо ситуациях.
  5. абстракция – мысленное отвлечение существенных свойств предмета от несущественных.

Речь – психический процесс, отражающий взаимодействие человека с другими людьми и самим собой посредством языка.

Язык – система словесных знаков, которые опосредуют психическую и интеллектуальную деятельность человека, а также используются как средство общения.

Свойства речи:

  • содержательность – характеризуется объемом выраженных в речи мыслей и обеспечивается подготовленностью говорящего
  • понятность – обусловлена объемом знаний слушающих и обеспечена избирательным отбором материала
  • выразительность – связана с эмоциональной насыщенностью и обеспечивается интонацией и расстановкой акцентов
  • действенность – определяется влиянием речи на мысли, чувства и поведение и обеспечивается учетом индивидуальных особенностей слушателя.

Виды речи:

► внешняя речь (разговор, техническое устройство)

► внутренняя речь (речь направлена на себя, имеет сокращенный характер)

► устная речь (протекает в меняющихся условиях, отличается сокращенным количеством слов и простой грамматической структурой)

► письменная речь (имеет четкий замысел, сложную смысловую программу, предъявляет повышенные требования к мыслительной деятельности)

► диалогическая речь (активны оба участника взаимодействия, вид речи возникает как ответ на вопрос и не требует специальной подготовки)

► монологическая речь (развернутая и связанная речь, которая предъявляет особенные требования к говорящему)

► аффективная речь (не имеет замысла и имеет очень простую конструкцию)

 

Воображение – психический процесс создания образа предмета либо ситуации путем перестройки имеющихся представлений.

 

Функции воображения:

  • представление действительности в образах и возможность пользоваться ими при решении задач
  • регулирование эмоциональных отношений
  • формирование внутреннего плана человека
  • планирование и программирование деятельности

 

Виды воображения:

  1. По предмету деятельности:

- эмоциональное (основано на эмоциях, чувствах, связано с переживаниями)

- образное

- концептуальное (создание концепция/теорий)

  1. По виду деятельности:

- художественное

- техническое

- музыкальное

  1. По способам активности:

- активное (мечта – создание желаемого будущего)

- пассивное (грезы – фантастические образы, которые преднамеренно вызваны, но не направлены на их воплощение в реальную жизнь)

- преднамеренное

- непреднамеренное

  1. По результатам:

- творческое (новые образы, которые не существуют/модификация)

- воссоздающее (создание образа на основе его описания)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.