Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Севастопольские рассказы




1855 – «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», «Севастополь в августе 55 года».

В середине 50-ых годов впервые появляются фотографии военных действий. Три этапа реального исторического события в трех этапах развития. Считается, что из автобиографической трилогии и рассказов вырастет «Война и мир». В связи с рассказами существует проблема жанра. Это не совсем рассказы. В основе – очерк, так как Толстой, находясь в Севастополе, описывает осаду. Но на этой основе вырастает вымышленные художественные образы.

«Севастополь в декабре месяце»

Это первый очерк. Нет ничего вымышленного Повествование организовано следующим образом: рассказчик приводит читателя на улицы Севастополя. Панорама города. Первое впечатление, описанное в очерке послужит началом к толстовской философии истории. В обороне принимают участие все – солдаты, матросы, жители города. Он впервые пережил то, что выразит в войне и мире – в ситуации кризиса город един. Впервые появляется понятие эпопея.

«Севастополь в мае» скорее рассказ, но основан на реальных событиях. Впервые появляется имя Наполеона. Другая проблематика. Нет пафоса и героизма. Суть рассказа – ужасы войны, борьба с войной. Финальные слова – «И эти люди христиане…». Главный герой повести – правда о войне. Тема безнравственности войны поворачивается с другой стороны. В центре – офицеры. Ддля многих офицеров – смерть и война как путь к карьере. Два персонажа – Калугин, Михайлов. Калугин делает карьеру, вспоминает о Наполеоне. Михайлов боится быть убитым. Главной темой этого очерка является именно смерть. Внутренний монолог Проскухина, убитого человека.

«Севастополь в августе 55 года». В конце августа Севастополь был сдан. В первом очерке говорилось, что Севастополь не падет никогда. Однако, он был сдан. До последнего момента героический дух сохранялся, но российское правительство принимает решение сдать город. Защитники города не понимают, почему это происходит. В основе – очерковое начало, последние дни обороны. На этой основе – история двух братьев Козельцовых. Старший брат уже давно воюет, уже устал, смотрит на все цинично. Рассказ о приезде младшего брата, полного романтических представлений.

Последним событием в обороне было падение Малахова кургана. Оба брата гибнут. Фактически в последнем произведении начинает связываться то, что будет принципиально для войны и мира – семьи. Гибель обоих братьев – цена, которую Россия плати за войну. Страшная гибель младшего брата. Иная гибель старшего – разговор со священником. Старший Козельцов умирает счастливым. В финале – описание того, как русские покидали Севастополь. Начинается тема национальной катастрофы. Нация в финале вновь едина. Единство в национальной катастрофе. Осаду Севастополя вела французская армия. В восприятии Толстого Крымская война – ужасное поражение после войны 1812 года. Так народом воспринималась Крымская война.

«Казаки»

На фоне этой борьбы сначала возникает замысел 4-ой части трилогии «Молодость»(52). Он долго не может реализовать. Работает над этим более около 10 лет. В 63 году появляется повесть «Казаки»(Кавказская повесть). По смыслу это продолжение трилогии. Ведущая тема – тема естественного человека. Отличие от трилогии – меняется тип естественного человека – казаки. Они были свободны от крепостного права. Имели право землевладения(получали ее за службу). Изображены гребенские казаки. Они – воплощение русского народа в его лучшем варианте: воин, землепашец, свободный человек. Богатырское начало. Автобиографический герой – Дмитрий Оленин. Появляется тема гор. Единство героя с природой. Проблема повести - может ли человек дворянского круга пережить единство с идеальными русскими людьми. Проблема движения героя к ним. Подробное описание быта. Военных действий, тип миросозерцания. Естественный человек поворачивается новой гранью. Добавляется категория человекозверь. Она оптимально проявлена повестью. Они живут естественной жизнью, только своими инстинктами. Входит идеал плотского человека. С точки зрения Толстого человекозверь нравственен так, как нравствененны животные. Люди. Живущие принципами выживания. Проблема – как стать своим в этом мире. Еще одной очевидной особенностью является единая душа. Они живут единой общей жизнью. Проблема – в повести изображены две силы – казачество и офицерство. Эти миры изолированы и противопоставлены. Оленини – единственный человек, который желает пробиться. Это стремление реализуется в отношениях с разными героями: Ерошкой (воплощение человекозверя) – мудрость естественного человека. Любовь к Марьяне. Описание женщины как совершенно свободной и сильной. Ей не нужна эмансипация, она и так свободна и органично существует в мире. Брак с Марьяной – акт единения с народом. Тема женской красоты была особой для Толстого.

Казак Лукашка – истинный богатырь казачьего мира. Истинная любовь между Марьяной и Лукашкой. Оленин лишний в этой ситуации. Финал повести в следующем: Оленин принимает решение уехать из станицы. Повесть о том, как прекрасен и гармоничен мир естественных людей. Он отлучен навсегда от мира естественных людей.

История создания 1860е годы.

Люди переживают 60-е годы как глубокий исторический кризис. С отменой крепостного права были связаны колоссальные надежды. Но наступила сложная эпоха национального кризиса.

На фоне кризиса – лучшее 10-тилетие в жизни Толстого, женитьба и счастливая жизнь в Ясной поляне. Замысел романа начинает формироваться из двух противоположных категроий – кризиса и гармонии. Вопрос стоит в том, что в жизни каждого человека и нации всегда бвают моменты кризиса, как прожить его, с ним справиться. Непринципиально для Толстого кризис ли это личности, или нации. Ход мысли в русскую историю, чтобы понять как пережить настоящий кризис. Искать уроки преодоления. Островский пишет только исторические пьесы, например.

В Центр начинают возвращаться декабристы. Сергей Волконский – родственник Толстого по материнской линии.

Первая идея исторического кризиса – восстание декабристов. Он работает над первым романом. Он будет только начат. Логика замысла развивается следующим образом: обратившись к декабристам, он осознал, что этот тип личности сформирован войной 1812 года. Без этого невозможно осознать события восстания. События войны и был национальным кризисом. Россия в 1812 году на грани жизни и смерти. Наполеон в столице. Это национальная катастрофа. В центре должна стоять война. Если изображать войну, то нужно начать с 1805 – первого столкновения с Наполеоном. Тома романа публикуются 1863 – 1869(публикуются по мере написания). Толстой перерабатывает большое количество материалов. Официальная версия – было 8 вариантов. Однако, действительно это невозможно.

Философия истории.

«История есть бессознательная общая роевая жизнь человечества..»

В основе философии истории лежит обращение к определенному историческому событию. Почему оно происходит или не происходит. Ключевым понятием является понятие частной жизни человека. В рамках этого события все люди живут частными жизнями. Историчекое событие происходит за счет того, что «миллионы и миллионы воль, желаний, стремлений…» сливаются воедино в рамках одного события. Оно происходит или не происходит в результате простого арифметического большинства. Вектор развития поворачивается либо в ту, либо в другую сторону. Часто употребляется в философии «фатум». Вопрос о фатализме сложен. Один едиственный человек может поменять вектор развития в другую сторону. История есть бессознательная жизнь. Человек не мыслит себя, влияющим на ход истории. В связи с Толстым вводится понятие «единая душа нации». Идея частной жизни каждого человека в контексте романа приводит к тому, что война и мир «одинаково важно». Первый бал Наташи ростовой и Аустерлицкое сражение одинаково важно.

Ставится проблема исторической личности. Вопрос об особой роли личности в истории. Свой аспект – Наполеон сыграл колоссальную роль в новой Европе.

1. Если бы не было Наполеона, то история пошла бы по-другому пути.

2. Нашелся бы другой человек, который бы совершил то же самое.

С точки зрения толстого участие его такое же, как участие любого другого человека. Он «один из». Этот принцип организует художественную структуру романа. Ключевые категории пронизывают друг друга. Сцена охоты Ростовых – ситуация охоты – борьба. За сценой охоты – «Волк на псарне» Крылова (1812). Образ волка ассоциировался с Наполеоном. За сценой охоты – такой глубинный пласт. Война и мир сосуществуют в синтезе.

Название – во втором варианте всемирность. В это выражается позиция Толстого.

Определила и жанр романа-эпопеи. Рождается гибридный жанр роман-эпопея, встречается редко. С одной стороны, в основе романа – судьба личности, человеческий характер. С другой стороны, эпопея – разновидность эпоса, в котором выражены коллективные национально-исторические и государственные идеи времени. Считается, что эпопея восходит к «Илиаде», а роман-эпопея к «Одиссее».

Специфика романа – абсолютное равенство одного человека и всей истории.

Жанр романа определил художественную специфику произведения – многосюжетность. Считается, что это самое населенное художественное произведение. Около 500 героев. Хронотоп 1805-1819, Россия и Европа.

Основной принцип романа – принцип синтеза. Он пронизывает весь романа. Текст строится как единый процесс развития истории и человека.

Структура романа-эпопеи.

1 том. Начало: июль 1805 года. Салон Анны Павловны. Финал – Аустерлиц. Война России с Наполеоном 1805 – 1897. Считается, что Наполеон приобрел тот исторический вес в результате Аустерлицкого сражения.

2 том – мирная жизнь. Начало: 1806 г. Николай Ростов приезжает в отпуск. Финал – комета.

3 том –война: «С конца 1811 года..» описана история падения россия, о национальной катастрофе: падение Смоленска, Бородино, падение Москвы, пожар в Москве. Финал – арест Пьера.

4 том – война. Национальная победа, «дубина народной войны», освобождение России от французской армии. Народ – вся нация. Преодоление кризиса в народном единстве. Описывается Петербург. «26 августа, в самый день Бородинского сражения..» Финал – Наташа и княжна Марья.

Эпилог. Состоит из двух частей: 1 – мирная жизнь. С 1817 года начинают оформляться тайные общества. Толстой предлагает свою версию окончания войны. В центре – две идеальные семьи. Финал вновь чреват войной: спор Пьера и Николая Ростова. Пьер – будущий декабрист. Сон Николеньки Болконского. Видит всех в облике античных героев.

Вторая часть – философия истории.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.