Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы и психологические механизмы социализации

Социализация осуществляется под влиянием совокупности природных, социально-экономических, психологических, педагогических и иных факторов. Факторы, оказывающие влияние на процесс социализации, можно объединить в две группы: внутренние факторы (индивидуальные, физические) и А.В. Мудрик выделяет четыре группы внешних фактпсихических характеристик — здоровье, способности и другие внешние факторы. А.В.Орлов выделяет: мегафакторы (космос, планета, мир в целом); макрофакторы (страна, этнос, общество, государство); мезофакторы (регион, средства массовой коммуникации, субкультуры, тип поселения); микрофакторы (семья, соседство, группы сверстников, религиозные организации и религиозное воспитание, воспитательные организации, микросоциум).

Основными механизмами социализации являются:

- имитация - осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения;

- идентификация - усвоение детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных;

- стыд - переживание разоблачения и позора, связанное с реакцией других людей;

- чувство вины - переживание разоблачения ипозора, связанное с наказанием самого себя вне зависимости от других людей.

Первые два механизма являются позитивными; два других - стыд и вина - рассматриваются как негативные механизмы, запрещающие или подавляющие определенное поведение.

Отечественные психологи (Р.С. Немов, Н.И. Шевандрин), исследующие проблемы развития и социализации личности, к механизмам социализации относят:

- идентификацию - отождествление индивида с некоторыми людьми или группами позволяющее усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим. Примером идентификации является полоролевая типизация - процесс приобретения индивидом психических особенностей иповедения, характерных для представителей определенного пола;

- подражание - сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели поведения, опыта других людей (в частности, манер, движений, поступков и т. д.);

- внушение - процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается;

- социальную фасилитацию - стимулирующее влиянии поведения одних людей на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее (фасилитация означает облегчение);

- конформность - осознанное внешнее согласие в поведении с окружающими людьми при расхождении.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 3. Педагогические проблемы социализации человека на разных этапах его жизни | Принципы социализации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 240; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.