Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Область знания




ВЫДЕЛЕНИЕ СОЦ. ПСИХОЛОГИИ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ

При рассмотрение данного вопроса важны три момента:

ñ «запросы» по решению соц-но-психологич-х проблем, которые возникают в смежных науках;

ñ процессы подготовки к вычленению внутри двух родительских дисциплин: психологии и социологии;

ñ характеристики первых форм самостоятельного социально-психологического знания.

 

1). К середине Х!Х века, в условиях бурного развития капитализма и умножения экономических связей между странами большое развитие получило языкознание. Однако возникали проблемы языкового общения и взаимовлияния народов, а также проблема связи языка с различными компонентами народов. Языкознание не было в состоянии своими средствами решить эти проблемы.

 

К этому времени были накоплены значительные факты в области антропологии, этнографии, криминологии, археологии, которые для интерпретации накопленных фактов нуждались в услугах соц-й псих-и. Такая картина позволила Америк-му соц-му психологу Т.Шибутани сделать вывод о том, что соц.псих-я стала независимой отчасти потому, что специалисты различных областей знания не в состоянии были решить некоторые свои проблемы.

2). Психология в середине Х1Хв. преимущественно развивалась как психология индивида. Был вскрыт факт зависимости психической регуляции поведения индивида от управляющих воздействий со стороны другого, т.е. исследование вплотную касалось компетенции соц.псих-и. А так как в то время в психологии господствовали идеи ассоцианизма, немецкий психолог Г.Гербарт попытался перейти от описательной психологии к объяснительной. Он считал исходным феноменом психологии «первичное единство души».

По-иному складывался интерес к социально-психологическому знанию в области социологии. Социология сама выделилась в самост-ю науку лишь в середине Х!Х в. И почти с самого начала своего существования она стала строить попытки объяснения ряда социальных фактов посредством законов, почерпнутых из других областей знания. Первой формой такого редукционизма оказался биологический редукционизм, ярко проявившийся в органической школе Г.Спенсера. Однако просчеты биологической редукции заставили обратиться к законам психологии как объяснительной модели для социальных процессов. Факт присутствия психологич-й стороны в каждом общественном явлении отождествлялся с фактом детерминации психологической стороной общественного явления. Сначала это была редукция к индивидуальной психике, примером чего может служить концепция французского социолога Г.Тарда. Когда объяснительные модели такого рода отчетливо продемонстрировали свою несостоятельность, социологи предложили более сложные формы психологич-го редукционизма. Законы социального стали сводить к законам коллективной психики.

Психологическое направление в социологии оказалось весьма жизнеспособным, что в дальнейшем запутало вопрос о специфике социально-психологч-го знания: чрезвычайно легко оказалось смешать психологическое направление в социологии и социальную психологию.

Таким образом, в развитии двух наук обозначилось как бы встречное движение, которое должно было закончиться формулированием проблем, ставших предметом новой науки.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.