Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социологическая теория личности

(Личность. Понятие социального статуса. Социализация. Общность и личность.)

 

Первичным агентом социального взаимодействия и отношений является личность. Что же такое личность? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, прежде всего, провести разграничение понятий «человек», «индивид», «личность». Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род (homo sapiens), человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. Благодаря этому способу жизнедеятельности человек на всех этапах исторического развития, во всех точках земного шара остается тождественным самому себе, сохраняет определенный онтологический статус. Итак, существует человечество как специфическая материальная реальность. Но человечество как таковое самостоятельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества выражается понятием «индивид». Индивид — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. Понятие «индивид в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Однако полностью абстрагироваться от действия этих факторов невозможно. Очевидно, что существуют большие различия между жизнедеятельностью ребенка и взрослого человека, человека первобытного общества и более развитых исторических эпох.

Чтобы отразить конкретно—исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятием «индивид» используют и понятие «личность». Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния для онто- и филогенеза человека, личность — итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т. д.

Социологический же подход выделяет в личности социально-типическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развития ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности. Здесь сформулированы некоторые наиболее общие принципы подхода к изучению личности в социологии Однако социология содержит множество теорий личности, которые отличаются друг от друга кардинальными методологическими установками. Теория личности как субъекта и объекта деятельности и общения в марксистской социологии, ролевая теория личности Ч. Кули, Р. Дарендорфа, Р. Линтона, Р. Мертона и др.

В марксистской теории личности главный акцент смещен в сторону взаимодействия личности и общества. Личность, с точки зрения этого подхода, рассматривается как целостность социальных качеств человека, как выражаются авторы учебника «Социология» под ред. Г. В. Осипова: «Определенным образом реализованная в индивид интеграция социальных отношений данного общества» продукт исторического развития результат включения индивида социальную систему посредством активной предметной деятельности и общения.

На рисунке 2а. в детальном виде показана связь «общие социальные условия — личность как объект». Эта схема дана в монографии российского социолога В. А. Ядова «Социологические исследования: методология, программа, методы. Общие социальные условия, прежде всего, представлены экономическими отношениями, от которых зависит социальная структура общества, т. е. разделение на классы, социальная дифференциация, закрепление общественного разделения труда. Социальная структура общества — это основа социальных отношений.

Далее даны идеологические отношения как компонент общих социальных условий, а также духовная культура, аккумулирующая исторически сложившиеся традиции и обычаи данного общества.

Социальная структура и общественное разделение труда, по мнению марксистской социологии, является главным элементом обусловливающим все социальные отношения и отношения в духовной сфере, ибо они определяют специфику интересов различных классов и социальных слоев общества.

Важным компонентом макросреды являются социальные институты, которые связаны и с социальной структурой, и с идеологическими отношениями.

Общие социальные условия определяют специфические социальные условия жизни людей. К последним относятся, прежде всего, социальное положение индивидов, т. е. принадлежность к определенной социальной группе и место в системе социальных позиций. Социальное положение индивидов прямо связано с характером и содержанием труда и условиями его жизни, с его полом, возрастом, этнической и религиозной принадлежностью, семейным положением и положением в системе управления общественными процессами. Его социальное положение через условия труда и быта включает и его ближайшее социальное окружение — социальные связи, в которых человек «обучается» ролевому поведению.

Таким образом, система «личность как объект» предстает в качестве определенной системы научных понятий, отражающих некоторые существенные свойства нормативных требований, предъявляемых социальными общностями их членам.

Большое значение в марксистской социологии придается исследованию субъективных свойств личности, формирующихся в процессах предметной деятельности и выражающихся в определенных свойствах сознания, в разнообразных творческих проявлениях, включая активное формирование новых общественно необходимых функций и образцов поведения. На рисунке 26. развернуто содержание системы «личность как субъект». Социальные условия (общие и специфические) сказываются на интересах индивида. Через социальный интерес осуществляется обратная связь — от субъекта к его социальному поведению, т. е. люди действуют, преследуя определенные социально обусловленные интересы. При этом на основе динамической системы потребностей и предшествующего опыта субъект формирует определенные и относительно устойчивые предпочтения (диспозиции) к восприятию способу действий в различных конкретных ситуациях. формирование новых потребностей, интересов и диспозиций стимулирует творческое, нестереотипное поведение, выход за рамки жестких ролевых предписаний возможный лишь при условии развитого самосознания

Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т. е. не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю.

Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действию. Значение мировоззренческих и ценностно-нормативных факторов в жизни личности разъясняет позиционная (от лат. dispositio — расположение) теория саморегуляции социального поведения личности. Зачинателями этой теории были американские социологи Т. 3нанецкий и Ч. Томас, в советской социологии эту теорию активно разрабатывал В. А. Ядов. Диспозиционная теория позволяет установить связи между социологическим и социальнопсихологическим поведением личности. Диспозиция личности означает предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях. Диспозиции делят на высшие и низшие. Высшие регулируют общую направленность поведения. Они включают в себя 1) концепцию жизни и ценностные ориентации; 2) обобщенные социальные установки на типичные социальные объекты и ситуации; З) ситуативные социальные установки как предрасположенность к восприятию и поведению в данных конкретных условиях в данной предметной и социальной среде. Низшие — поведение в определенных сферах деятельности, направленности поступков в типичных ситуациях. Высшие личностные диспозиции, будучи продуктом общих социальных условий и отвечая наиболее важным потребностям личности, потребностям гармонии с обществом, активно воздействуют на низшие диспозиции.{10, стр.105-109}

Социальный статус — это показатель положения, занимаемого индивидом в обществе. Каждый человек обладает несколькими статусами (сын, он же геолог, он же член партии, он же спортсмен).

Различаются статусы приписанные (прирожденные) и достигнутые (приобретенные). Приписанный статус человек получает автоматически — по этническому происхождению, месту рождения, положению семьи, вне зависимости.от личных усилий (дочь, бурятка, волжанка, аристократка). Достигнутый статус — писатель, студент, супруг, офицер, лауреат, директор, депутат — приобретается усилиями самого человека с помощью тех или иных социальных групп или социальных организаций: семьи, бригады, партии и др.

Однако статусы неравны. Положение в обществе предопределяет главный статус, в основе которого, как правило, лежат должность, профессия. Профессия служит наиболее используемым, совокупным, интегративным показателем статусной позиции: вид работы определяет такие статусные ресурсы человека, как авторитет, престиж, власть.

В 1990-е гг. в число ведущего показателя статуса стало выдвигаться богатство человека, владение собственностью и финансовыми ресурсами, возможность «красиво жить». В этой ситуации не квалификация, не мастерство, не творческий потенциал, а обладание недвижимостью и счетом в банке стало целью значительной части молодежи, которая и получение специальности стала рассматривать как элемент или ступень в достижении материального достатка и благополучия.

В этой связи следует отметить значение реальной стартовой позиции, которая влияет на оценку общества, дает определенную точку зрения на мир, которая во многом определяет дальнейшее поведение. Выходцы из семей с различными социальными статусами имеют неравные условия социализации, неодинаковые возможности для получения образования. Одни люди имеют большие возможности, а другим пути закрыты с самого рождения. Например, ребенок из семьи среднего класса (приписанный статус) имеет большие возможности стать врачом или ученым (достигнутый статус), чем ребенок из низших слоев общества. Поэтому в обществе существует сопротивление созданию элитных учебных заведений, качество учебы в которых покупается за деньги, что лишает значительную часть молодежи возможности иметь равные стартовые позиции в жизни.

Важной характеристикой каждого из статусов являются спектра свобода выбора иных статусов. Всякое индивидуальное решение относительно собственной судьбы заключается в постоянном выборе способов преодоления конкретного социального неравенства и в желании иметь соответствующие условия, обеспечивающие его конкурентоспособность в жизни.

Социальный статус, обеспечивая определенные права я возможности, ко многому обязывает. С помощью статусов упорядочиваются, регламентируются отношения между людьми. Социальные статусы отражаются как во внешнем поведении и облике — одежде, жаргоне, манерах, так и во внутренней позиции личности — установках ценностных ориентациях, мотивах. Каждый статус требует и дает людям возможность достижения социальных ожиданий или их модификации, если не создает условий для их реализации. В этом смысле прав известный польский социолог Ф. Знанецкий (1882— 1958), который полагал, что социолог должен принимать индивида не только так, как он «действительно есть» органически и психологически, но как он «сделан» другими и самим собой в их и его собственном опыте социальной жизни. С социологической точки зрения в индивиде первичны его социальная позиция в функция. Органические и психологические особенности индивида, по Ф. Знанецкому, есть просто материал, из которого в процессе образования и самовоспитания формируется социальная личность.{11, стр.415-416}

Социализация — процесс формирования личности, в ходе которого индивид усваивает умения, образцы поведения и установки, свойственные его социальной роли. данный процесс не следует понимать как механическое перенесение извне вовнутрь, поскольку в ходе социализации человек преобразует ценности своего окружения в свои собственные.

Социализация включает в себя как стихийное, так или целенаправленное воздействие. В последнем случае иногда говорят о воспитании, которое противопоставляется собственно социализации.

Социализация имеет два не исключающих друг друга понимания:

1. Социализация может рассматриваться как процесс усвоения социальных норм, в ходе которого индивид превращает внешние нормы, навязываемые ему его окружением, во внутренние, которым он подчиняется добровольно. другими словами, личность делает нормы частью собственного «Я».

2. Социализация может рассматриваться так же как важная составляющая социального взаимодействия: индивиды стремятся повысить самооценку, приводя свои действия в соответствие ожиданиям других, и благодаря этому стремлению они социализируются.

Социализации может отводиться разная роль. С точки зрения структурного функционализма социализация оказывается практически тотальным процессом, который целиком определяет то, какими чертами будет обладать личность. К этой точке зрения присоединяются и психоаналитические теории, утверждающие что в детстве закладываются схемы (паттерны) взаимодействия, которые будут определять все дальнейшие взаимодействия в жизни человека.

Высказывалось мнение, что общество и его нормы и ценности оказывают воздействие на конкретного деятеля, но не детерминируют его. Представители символического интеракционизма также отводят социализации более скромное место, считая, что общество и человек в одинаковой степени могут влиять друг на друга; следовательно, социализация рассматривается ими как обратная сторона строительства социальной реальности, которое в той или иной степени осуществляется любым человеком.

Процесс социализации начинается в самом раннем детстве и прекращается в старости. Первичная социализация охватывает период детства, вторичная — остальную часть жизни человека. Первичная социализация, по мнению большинства исследователей, оказывает наиболее сильное влияние на становление личности, а вторичная социализация как бы закладывается на то, что было приобретено при первичной социализации. Именно семья обеспечивает вход индивида в другие социальные структуры любого уровня. От того, насколько плавно и бесконфликтно осуществлялась социализация, зависит, насколько комфортно будет чувствовать себя человек во взрослой жизни.

В процессе социализации у индивида формируется собственный образ, который включает следы образов значимых других из детства. И действительно, то, как будет вести себя человек во взрослой жизни, в значительной степени определяется тем, какое ролевое поведение было свойственно членам его семьи. Дело не только в том, что во многом по модели собственной семьи будет построена семья во взрослой жизни; можно говорить о том, что формы взаимодействия в первичной группе будут перенесены и на взаимодействие во вторичных группах.

Неудачная первичная социализация может привести к тому, что представления индивида о реальности не будут соответствовать ей. В этом случае личность может либо пройти процесс ресоциализации к усвоить новые представления, либо выбрать асоциальное поведение.

В соответствии с разграничением первичной и вторичной социализации выделяют семью как первичную группу и вторичные группы, в которые впоследствии включается личность.

Вторичные группы могут быть как формальными, так и неформальными. Принадлежность к одной из них может оказывать на индивида разное воздействие, и главным фактором в этом случае будет то, насколько сильно отождествляет себя индивид с данной группой. Соответственно, чем сильнее отождествление, тем в большей степени поведение будет соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в данной группе. Ч.Х. Кули даже считал, что при сильном отождествлении индивид отрицает себя.

Можно говорить о достижении определенной степени завершенности социализации, когда личность приобретает достаточную социальную зрелость, что проявляется в достижении интегрального социального статуса. Это означает, что личность:

• умеет распоряжаться деньгами независимо от других

• имеет возможность обеспечивать себя средствами к

существованию;

• способна проживать отдельно от родителей;

• самостоятельна в выборе образа жизни

Орвиль Г. Брим-младший выделил следующие важные отличия социализации взрослых и детей:

1. Социализация взрослых выражена в изменении их внешнего поведения, детская — корректирует базовые ценностные ориентации.

2. Взрослые могут оценивать нормы, дети — только усваивают их.

З. Социализация взрослых предполагает понимание того, что между «черным» и «белым» есть множество оттенков, дети же воспринимают все непосредственно, через идеал.

4. Социализация взрослых направлена на овладение навыками и умениями, детей — на мотивацию их поведения.

Роджер Гоулд полагал, что социализация взрослых не является продолжением социализации детей, а представляет собой процесс преодоления сложившихся в детстве психологических тенденций.

Содержание социализации, то есть то, что усваивает индивид, определяется ценностными ориентациями членов о5щества: так, американцы ценят уверенность в себе, умение владеть собой и агрессивность, а индийцы — созерцательность, пассивность и мистицизм. Социальные нормы определяют также то, какие качества в процессе развития ребенка будут поощряться окружающими, а какие встречать неодобрение с их стороны.

Агентами социализации называют любых субъектов социальной сферы, которые оказывают значимое влияние на этот процесс. Количество и состав агентов социализации различается в разные периоды жизни человека.

а) В младенческий период главными агентами социализации являются родители или люди, которые постоянно заботятся о ребенке, общаются с ним.

б) В период от трех до восьми лет количество агентов социализации быстро возрастает. Кроме родителей, к ним теперь следует отнести также друзей, воспитателей, других людей, окружающих ребенка. На этом же этапе в процесс социализации включаются средства массовой информации.

в) В период от 13 до 19 лет, который является исключительно важным в процессе социализации, начинает формироваться отношение к противоположному полу, возрастает агрессивность, появляется стремление к риску, независимости и самостоятельности. Этот период характеризуется:

изменением роли агентов социализации;

трансформацией ценностных ориентаций;

• усилением восприимчивости к негативным оценкам окружающих;

• несовпадением между уровнем социальных притязаний и низким социальным статусом;

• противоречием между усилением стремления к самостоятельности и одновременным увеличением зависимости от родителей.

Как показали исследования, проведенные Леннардом, на процесс социализации оказывает влияние форма коммуникации, принятая в семье. Внешняя форма коммуникации предполагает развитие контактов и интереса к внешнему миру; ориентация на обсуждение собственных проблем и ощущений представляет собой яркий пример внутренней коммуникации. Леннард утверждал, что такой способ коммуникации сопровождается вторжением родителей в личную жизнь детей и препятствует развитию их самосознания и способностей к самоконтролю.

Проведенные Мелвином Коном межкультурные исследования показали, что в процессе социализации классовые различия играют очень существенную и важную роль. Так, в семьях»среднего класса» превалирует ориентация на осмысление фактов и ответственность (автономия), инициативу и свободомыслие, в семьях «низшего класса» — на подчинение внешнему авторитету, конформизм. При этом в первых семьях прежде всего имитируется поведение отца, во вторых — поведение матери.

Социализация имеет две основные формы, выбор между которыми во многом зависит от биологических и психологических особенностей человека:

• адаптация — пассивное приспособление к среде, в результате которого личность действует в соответствии с ее требованиями, нормами и ценностями;

• интеграция — активное взаимодействие личности со средой, в результате которого не только среда оказывает влияние на личность, но и личность изменяет среду.

Социализация выполняет следующие функции:

1) непосредственная функция социализации — формирование личности, способной к сосуществованию с другими людьми и в целом соответствующей ожиданиям общества;

2) косвенная функция — трансляция сложившихся форм взаимодействия, то есть сохранение традиционного уклада. И действительно, человек может соответствующим образом воспитать своих детей только в том случае, если он сам был достаточно социализован.

Социализация на разных этапах жизни осуществляется различными институтами и социальными группами. В детстве это, как правило, семья, детский сад, школа, группы сверстников, во взрослой жизни трудовой коллектив, собственная семья взрослого человека, группы, в которые он входит.

С понятием социализации также связаны следующие понятия:

Ресоциализация процесс усвоения новых способов действия, установок, умений, правил вместо прежних.

Десоциализация — совокупное наименование процессов, протекающих с момента прекращения трудовой деятельности и приобретения пенсионного статуса.{2, стр.103-108}

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социальная организация. Социальные группы и общности. Виды общностей. Малые группы и коллективы | Социальное неравенство и стратификация. Социальная мобильность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 959; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.