Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие личности в социологии




Социология, занимаясь исследованием общественных отношений, тем самым изучает и реальные личности, из действий которых и слагаются эти отношения.

Проблема личности как сложноорганизованной и динамичной системы является довольно сложной и многогранной. Ее изучением занимаются философия, психология, социология, юриспруденция, медицина, педагогика. В зависимости от специфики их предмета на первый план выходят биологические, психофизические, психологические, поведенческие или иные свойства личности.

Исходными понятиями данной темы являются понятия «человек», индивид», «индивидуальность», «личность», которые не тождественны.

Самое широкое понятие – «человек» - биосоциальное существо как продукт природной организации и представитель человечества. В понятии «человек» отражаются наиболее общие черты, свойства, присущие всем людям, независимо от их происхождения и принадлежности к социальным общностям.

Понятие «индивид» (в перев. с лат. означает «неделимое») означает человека как единичного представителя той или иной социальной общности. Каждый конкретный человек – это индивид.

Своеобразное сочетание в человеке природного и социального отражает индивидуальность, непохожесть данного человека на другого. Здесь имеются в виду и его задатки, способности, характер, манера говорить и держаться в группе.

В социологии принято говорить о личности как системе социально значимых качеств индивида (мышление, знания, умения, убеждения, интересы, память, воля, воображение), обусловленных его включенностью в общественные отношения и проявляющихся в поведении и деятельности.

Уже Э.Дюркгейм утверждал, что общество пребывает не только «вне нас», но и «внутри нас». Человеком рождаются, но личностью становятся под влиянием общества. Как бы не было сильно природное начало, полноценная личность появляется под влиянием социальной среды, окружения других людей.

Хотя личность, несомненно, есть отражение и продукт общества, комплекс «социально значимых черт» опирается на своеобразие биологических и психических свойств индивида. Сам процесс формирования личности существенно зависит от ее природных данных, способностей.

Социологические концепции личности

Учитывая тесную связь психических и социальных качеств личности, социологи спорят о том, что оказывает большее влияние на ее становление, природное начало или общественное.

Существуют различные подходы к ее пониманию:

Ролевая концепция личности (Я.Морено, Т.Парсонс). Личность – есть продукт совокупности социальных ролей, которые он исполняет в обществе; она результат научения человека правилам жизни и поведения. Глубоко усвоенные правила ролевого поведения облегчают существование человека в обществе.

«Личность» в первоначальном значении – маска, роль, которая использовалась древнегреческими актерами.

Концепция «зеркального Я» (Ч.Кули, Дж.Мид).

Личность является продуктом социального опыта и отсутствует при рождении. Развитие личности, самосознания – не что иное, как результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид обучается смотреть на себя, как на объект, глазами других людей.

«Зеркальное Я» - это образ «Я», основанный на наших мыслях о том впечатлении, которое мы производим на других. Другие (родители, ровесники, посторонние) являются своеобразным зеркалом для нас. В обычное зеркало мы смотримся, чтобы поправить свой внешний вид: прическу, галстук, макияж. В других мы «смотримся» для того, чтобы откорректировать свое поведение, поправить что-либо в своем внутреннем мире. Мы постоянно держим в уме, что о нас думают другие, каким я выгляжу со стороны.

Психоаналитическая концепция личности (З.Фрейд).

В основе этой теории личности лежат: биопсихологизм, идея бессознательного. Структура личности имеет три уровня. Низший – бессознательное («Оно») – природные инстинкты и желания. Бессознательное – основной источник активности, потаенный мотив любого человеческого поведения (чаще неосознаваемый).

Высший уровень – «Сверх-Я» - культурные ценности и общественные нормы, воспринятые человеком. Средний уровень – «Я» - сознательные усилия человека, направленные на уравновешивание врожденных влечений с требованиями общества. Социальные ограничения (груз культуры), которые не дают возможности удовлетворения инстинктивных желаний в естественной природной форме, порождают невротические состояния, психоз.

Несмотря на излишние биологизаторство и пансексуализм, учение Фрейда о человеке во многом определило облик социологии в XX веке.

Ни одна из приведенных концепций личности не исчерпывает ее феномена. Пониманию личности во многом способствует изучение процесса ее становления, т.е. превращения из существа биологического в существо социальное.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.