Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социализация – процесс, усвоения культурных норм и освоения социальных ролей

Социализация

Жизненный путь, на котором происходит становление личности, описывается в социологии с помощью понятия «социализация». С приходом каждого нового поколения перед обществом встают непростые проблемы приобщения его к жизни. Происходит это не просто как передача социального опыта (обучение и воспитание), но и как активное вовлечение каждого человека в деятельность общества. Личность, в известной степени, - это результат социального взаимодействия с другими людьми, которое ведет на определенном этапе к формированию самосознания, пониманию и умению играть свою роль, занятию своего социального места.

Важным аспектом социализации является интернализация превращение общественных норм и ценностей в личные убеждения человека. Американский социолог Т.Парсонс отмечал по этому поводу, что индивид «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими», вследствие чего следование общезначимым нормам становится частью его мотивационной структуры, его потребностью.

Путь социализации пролегает через различные социальные группы, последовательно сменяющие друг друга от возраста к возрасту (семья, сверстники, соседи, сограждане и т.д.). Известный психолог, академик А.В.Петровский так характеризовал «ступеньки» социализации: личность ребенка, подростка, юноши формируется в результате последовательного включения в различные по уровню развития общности, имеющие особое значение на разных возрастных этапах. Развитие личности определяется характером групп, в которых она интегрирована (включена). Приобщение к жизни группы предполагает формирование определенной системы потребностей и интересов, закрепление специфических (стандартных для данной группы) способов восприятия, мышления, реагирования в типических ситуациях. Социализация это и приобщение личности к культурному наследию человечества. Чем шире доступ к общечеловеческим ценностям, богатствам отечественной культуры, тем гармоничнее и эффективнее процесс становления личности.

Процесс социализации включает в себя не только социализирующихся индивидов, но и тех, кто обеспечивает обучение нормам и освоение социальных ролей – агентов социализации. К ним относят как конкретных людей, группы (родители, учителя, сверстники), так и социальные институты (школу, вуз, производство, церковь, государство, СМИ и т.д.) Агенты социализации не просто передают социальный опыт, но и контролируют правильность усвоения знаний и образцов поведения человеком. Они формируют, направляют, стимулируют или ограничивают становление личности человека.

Социализация сложный процесс. Во-первых, само общество постоянно меняется, меняется социальная структура, институты, общественные отношения, а значит, меняются требования, предъявляемые к личности.

Во-вторых, социальные агенты могут оказывать совершенно противоположное влияние (родители говорят одно, а сверстники другое).

В-третьих, человек не пассивно приспосабливается к среде, а активно участвует в процессе социализации. Он может сделать выбор из предложенных ему жизненных путей, даже изменить социальную среду, общественные правила. Проявлением активного начала со стороны человека может стать девиантное (отклоняющееся от общепринятых норм) поведение.

Таким образом, в создании личности участвуют и общество и сам человек, как обладатель индивидуальных черт характера, темперамента, взглядов и убеждений.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие личности в социологии | Возрастные этапы социализации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 6123; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.