Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Основы прикладной социологии




1. Цель прикладной социологии и ее общественная значимость

2.Общая характеристика конкретных социологических исследований (КСИ). Подготовительный этап

3. Сбор социологической информации, ее анализ и использование

Цель прикладной социологии и ее общественная значимость

Прикладная социология – это составная часть социологии как науки. Она нацелена на познание социальных явлений и процессов путем изучения причин их зарождения, механизма функционирования и направленности развития. Прикладная социология опирается на теоретические достижения фундамен­тальной науки с использованием методов эмпирической проверки и формали­зованных процедур. Отечественная прикладная социология в виде конкретных эмпирических исследований занимала видное место в научной жизни еще в до­революционной России, в особенности, в начале 20-х годов XX в. Три после­дующие десятилетия были временем молчания прикладников, вызванного за­претом социологии. Право на существование прикладной социологии было признано лишь в начале 60-х годов, когда и возродилась «советская школа» со­циологов-прикладников, во многом заимствовавшая методический опыт запад­ных (чаще американских) социологических школ.

Главная причина обращения к социологическим исследованиям – это по­требность в обширной и актуальной информации, отражающей те стороны жизнедеятельности общества, которые скрыты от «внешнего глаза», но которые требуется учитывать в практике социологического управления. Социологиче­ские исследования имеют большие возможности: они выявляют ведущие тен­денции в развитии общественных отношений; определяют оптимальные пути и средства совершенствования отношений в обществе; обосновывают планы и управленческие решения; анализируют и прогнозируют социальные ситуации и др. Но социологические исследования не являются панацеей от всех бед – они выступают в качестве одного из средств получения информации. Решение во­проса о проведении социологического исследования должно быть обосновано практической или научной целесообразностью.

Общая характеристика конкретных социологических исследований (КСИ).

Подготовительный этап

Конкретное социологическое исследование (КСИ) – это система теорети­ческих и эмпирических процедур, позволяющая получить новые знания о соци­альном объекте (процессе, явлении) для решения фундаментальных и приклад­ных задач. Социологическое исследование состоит из четырех взаимосвязан­ных этапов: 1) подготовка исследований; 2) сбор первичной социологической информации; 3) подготовка собранной информации к обработке и ее обработка на ЭВМ; 4) анализ обработанной информации, подготовка отчета по итогам ис­следования, формулирование выводов и рекомендаций.

Различают три основных вида социологического исследования: разведы­вательное, описательное и аналитическое.

Разведывательное – наиболее простой вид, решающий ограниченные за­дачи и изучающий небольшие обследуемые совокупности. Оно имеет упрощен­ную программу и применяется в случае неисследованных проблем, для получе­ния дополнительной информации об объекте, для уточнения гипотез и задач, для получения оперативных данных.

Описательное исследование – более сложный вид, предполагающий полу­чение эмпирических сведений для целостного представления об изучаемом яв­лении, имеющий полную программу и применяющийся к большой общности с разнообразными характеристиками.

Аналитическое исследование – самый сложный вид, преследующий цель не только описать изучаемое явление, но и выяснить причины, которые лежат в его основе и обусловливают характер, распространенность, остроту и другие свойственные ему черты. Оно представляет наибольшую ценность, требует зна­чительного времени и тщательно обработанной программы.

По динамике объекта выделяют точечное (разовое) исследование и по­вторное (несколько исследований того же объекта через определенные проме­жутки времени по единой программе). Конкретное социологическое исследова­ние может быть широкомасштабным или локальным. Преимущественно это со­циальная работа на заказ.

Непосредственная подготовка исследования предполагает разработку его программы, рабочего плана и вспомогательных документов. Программа – это язык общения социолога с заказчиком, это стратегический документ исследо­вания. Она представляет собой тезисное изложение концепции организаторов работы, их замыслов и намерений. Ее считают также всесторонним теоретиче­ским обоснованием методологических подходов и методических приемов изу­чения социальных фактов.

Программа состоит из двух частей – методологической и методической. Первая включает формулировку и обоснование проблемы, указание цели, опре­деление объекта и предмета исследования, логический анализ основных поня­тий, формулировку гипотез и задач; вторая – определение обследуемой сово­купности, характеристику используемых методов сбора первичной социологи­ческой информации, логическую структуру инструментария для сбора этой ин­формации и логические схемы ее обработки на ЭВМ.

Краткий комментарий к структурным элементам программы КСИ.

1. Социальная проблема – это созданная самой жизнью противоречивая ситуа­ция. Проблемы классифицируют по цели, носителю, масштабам распростра­ненности, времени действия противоречия и его глубине.

2. Цель исследования показывает, чего хочет добиться социолог в ходе исследования. Цель всегда должна быть ориентирована на результат, чтобы через ее реализа­цию помочь выявить пути и средства решения поставленной проблемы.

3. Объект КСИ – это социальный факт, т.е. любое социальное явление или про­цесс. Предмет КСИ – стороны или свойства объекта, наиболее полно выра­жающие проблему.

4. Логический анализ основных понятий подразумевает выделение понятий, определяющих предмет, точное и всестороннее объяснение их содержания и структуры.

5. Гипотеза является предварительным предположением, объясняющим соци­альный факт с целью его последующего подтверждения или опровержения.

6. Задачи формулируются в соответствии с целью и гипотезами.

7. Генеральная совокупность (N) – это все люди, территориально и по времени причастные к изучаемому объекту. Выборочная совокупность (n) - микромо­дель генеральной совокупности. Ее составляют респонденты, отобранные для обследования с помощью того или иного метода выборки. Отбор респонден­тов осуществляется по социальным формулам, с помощью таблицы случай­ных чисел, методами механической, серийной, гнездовой, стихийной выборки, методами «снежного кома» и основного массива. Наиболее точен метод квотной выборки.

8. В программе обосновывается необходимость использования конкретных ме­тодов сбора социологической информации (анкетирование, интервьюирова­ние, анализ документов, наблюдение и др.).

9. Логическая структура инструментария выявляет направленность того или иного блока вопросов на определенные характеристики и свойства объекта, а также порядок расположения вопросов.

10. Логические схемы обработки собранной информации показывают предпо­лагаемый диапазон и глубину анализа социологических данных.

Сбор социологической информации, ее анализ и использование

Второй этап исследования называют «полевым этапом», так как зона практических действий социологов – это поле, с которого собирается урожай в виде надежной и представительной информации. В ходе сбора информации применяются различные методы, каждый из которых имеет свои особенности. Основными методами являются опрос, наблюдение, анализ документов, экс­пертная оценка, эксперимент, социометрия, измерение социальных установок. Самый распространенный из них – опрос, с его помощью собирается 90% со­циологической информации.

Метод опроса изобретен не социологами, его активно используют меди­ки, юристы, журналисты, педагоги и др. Он имеет в социологии давние тради­ции. Специфика опроса состоит, прежде всего, в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых социальных явлений. Существуют две разновидности опроса – анкетирование и интервьюирование. Преимущества опроса заключаются: а) в максимально коротких сроках сбора информации; б) в возможности получения разнообразной информации; в) в возможности охвата больших совокупностей людей; г) в широте охвата различ­ных областей социальной практики; а несовершенство - в возможности искаже­ния информации в силу субъективного восприятия и оценки социального факта респондентами.

Наиболее распространенный в практике прикладной социологии вид оп­роса – анкетирование. Оно может быть групповым или индивидуальным. Груп­повое предполагает присутствие социолога и группы в 15-20 человек, обеспе­чивает стопроцентный возврат анкет, возможность консультаций по технике заполнения анкеты и контроля со стороны социолога. Индивидуальное анкети­рование подразумевает раздачу анкет респондентам на определенный срок для заполнения без присутствия анкетера. Проверка качества заполнения осуществ­ляется по ходу возврата анкет.

Анкета – это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественных и качественных харак­теристик объекта. Композиционно – это сценарий беседы с респондентом, включающий: 1) вступление с обозначением темы исследования, цели опроса, названия проводящей его организации и объяснением техники заполнения ан­кеты; 2) завязку – психологическую установку на сотрудничество, т.е. блок про­стых вопросов, преследующих цель заинтересовать собеседника; 3) основную содержательную часть – блок главных вопросов, отвечающих цели исследова­ния; 4) паспортичку – социально-демографический блок вопросов.

Анкетные вопросы классифицируются по содержанию, форме и функции. По содержанию они подразделяются на вопросы о фактах сознания (выявление мнений, пожеланий, планов на будущее); вопросы о фактах поведения (выявление поступков, результатов деятельности); вопросы о личности респон­дента.

Классификация по форме – это деление на: а) открытые вопросы, рассчи­танные на индивидуальные ответы в письменном виде без предложенных со­циологами вариаций, и закрытые (с набором вариантов ответов), в свою оче­редь, подразделяющиеся на альтернативные (с возможным выбором одного ва­рианта) и не альтернативные (с допуском выбора нескольких вариантов ответа); б) прямые вопросы, требующие от респондента критического отношения к себе, к окружающим или оценки негативных явлений, и косвенные, проверяю­щие информацию прямых вопросов, дополняющие ее.

По функции анкетные вопросы делятся на основные, нацеленные на со­держание исследуемого явления; не основные, выявляющие адресат вопросов, проверку искренности ответов; контактные (вопросы завязки) и фильтрующие, отсекающие круг респондентов от ответов на ряд вопросов.

Чтобы полученная первичная социологическая информация начала ак­тивно служить, ее необходимо обработать, обобщить, проанализировать и на­учно проинтерпретировать. Только после этих процедур появится реальная возможность сформулировать выводы и практические рекомендации, которые и откроют социологической информации выход на практику.

Краткий комментарий к данному этапу исследования:

1. Обработка информации осуществляется вручную или с помощью ЭВМ, ее результат – социологические данные, т.е. показатели ответов на вопросы в числовом и процентном выражении.

2. Обобщение информации идет путем группировки ответивших на вопросы и через ряды распределений (в том числе с помощью таблиц).

3. Анализ и интерпретация данных проводятся в рамках теоретической обра­ботки полученной информации и впрямую зависят от профессионализма со­циологов, их гипотез, проверка которых и производится прежде всего.

4. Итоги работы выливаются в служебные документы: отчет, приложение к от­чету и аналитическая справка, содержащая выводы и рекомендации.

5. Использование результатов социологического исследования зависит от акту­альности изучаемой социальной проблемы, анализа достоверности собранной информации и заинтересованности в ней общества.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.