Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос. Переход от оценки поступка как девиантного к наклеиванию ярлыка девианта на человека обычно осуществляется в результате своего рода обработки

СЛЕДСТВИЯ СТИГМАТИЗАЦИИ

ПРИЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ДЕВИАНТОМ

 

Переход от оценки поступка как девиантного к "наклеиванию" ярлыка девианта на человека обычно осуществляется в результате своего рода обработки информации о его поведении. Как правило, эту "обработку" выполняет какое-либо учреждение. В психиатрических больницах диагнозы людям, страдающим умственными расстройствами, ставят с помощью некоторой диагностики, а суды выносят приговоры лицам, совершившим преступление. В обоих случаях наблюдается один и тот же результат: на человека "наклеивают ярлык" девианта, если он болен или ему предъявлено обвинение.

Несмотря на то, что люди часто нарушают социальные стандарты, по большей части они конформны. Более того, все желают соблюдать нормы и считают это само собой разумеющимся. Это поразительное явление стало результатом социализации. Вероятно, вы помните, что основная цель социализации - способствовать стремлению человека к конформности. В большинстве случаев дети становятся благовоспитанными взрослыми, которые поступают в соответствии с общепринятыми стандартами без всякого принуждения. Однако, поскольку социализация никогда не бывает идеальной, социальный контроль также призван регулировать выполнение стандартов, сложившихся в обществе.

Когда человека признают девиантом и обращаются с ним соответствующим образом, как он реагирует на это? Ответ на этот вопрос определяется тем, в какой мере человек согласен с мнением окружающих.

Шур (1971) назвал процесс "вживания" в образ девианта ролевым поглощением. Согласно его точке зрения, ролевое поглощение является конечным этапом процесса развития девиантного поведения. Степень этого поглощения обусловлена главным образом отношением других людей к человеку, который считается девиантом.

Согласие человека с девиантной идентичностью основывается на многих факторах – среди которых наиболее важно, насколько часто, как долго и с какой интенсивностью окружающие навязывали ему данную идентичность, а также его способность оказывать сопротивление процессу ролевого поглощения (Шур, 1971).

 

Мы выяснили, что общество влияет на индивида, его поведение посредством норм, санкций. Что же позволяет индивиду усваивать эти нормы и принципы и нормально функционировать в этом обществе.

Индивид с самого рождения включается в процесс социализации.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ - это начинающийся в младенчестве и процесс усвоения индивидом социальных норм, ролей, ценностей, необходимых ему для функционирования в обществе.

Благодаря социализации ребенок усваивает накопленные обществом знания, приобретает нужные ему социальные качества, умения, ценности, формирует свой духовный мир. Социализация подразделяется на два вида:

ПЕРВИЧНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ - включает непосредственное окружение человека: его семью, друзей, сверстников, учителей, тренеров, т.е. тех, с кем складываются личные отношения. Это агенты первичной социализации.

ВТОРИЧНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ - относится к формальному окружению и состоит из воздействия институтов и учреждений: представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государство и его органы. Это те, с кем складываются формально-деловые отношения.

Поскольку социализация подразделяется на два вида —пер­вичную и вторичную, постольку агенты и институты социализа­ции делятся на первичных и вторичных.

агенты социализации — конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

институты социализации — учреждения, влияющие на про­цесс социализации и направляющие его.

Агенты первичной социализации — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходя­щие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок.

Термин "первичная" относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное или ближайшее окружение челове­ка. Именно в этом смысле социологи говорят о малой группе как первичной. Первичная среда — не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, т.е. стоящая на первом месте по степени значимости.

агенты вторичной социализации — представители администра­ции школы, университета, предприятия, армии, полиции, церк­ви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д.

Термин "вторичная" описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывает менее важное влияние на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее про­должительны, а их воздействие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов. Вторичными группами, и об этом речь пойдет дальше, в социологии называют формальные организа­ции, официальные учреждения.

К институтам социализации относятся именно они. Когда о семье говорят обобщенно, то ее называют институтом социали­зации, но первичным (как и школу). А когда подразумевают кон­кретно членов семьи и родственников, употребляют понятие "агенты".

Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя по убывающей она сохраняется и во второй. Напротив, вторичная социализация охватывает вто­рую половину жизни человека, когда, повзрослевший, он стал­кивается с формальными организациями и учреждениями, на­зываемыми институтами вторичной социализации: производ­ством, государством, средствами массовой информации, арми­ей, судом, церковью и т.д. Именно в сознательном возрасте они влияют на человека особенно сильно.

Процесс формирования личности проходит разные фазы. Вначале происходит приспособление индивида к социально-экономическим условиям, ролевым функциям, социальным группам, организациям и институтам - это фаза социальной адаптации. На фазе интериоризации формируются внутренние структуры сознания человека благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности, социальные нормы и ценности становятся элементом внутреннего мира человека.

Чем сложнее организм, тем дольше приходится приспосабливаться к окружающей среде: насекомые уже рождаются взрослыми. У высших биологических видов есть период, когда идет усвоение нового - этодетство. У птиц он длится сезон, у тигров, слонов, обезьян - несколько лет. У человека этот процесс затягивается на всю жизнь. Это и есть социализация. Понятие это естественно-историческое. Социализация, ее длительность зависела от уровня развития общества, его специфичности.

Традиционное общество: юноши в 14-15 лет становились взрослыми, а девушки уже в 13 лет образовывали семью. В индустриальном обществе только учебу человек продолжает до 25 лет. На образование цивилизованные страны тратят до 1/3 национального дохода. Однако получение образования еще не означает, что человек социализировался: обучение предмету и обучение жизни - разные вещи. На ошибках учатся всю жизнь.

Таким образом, социализация объясняет, как человек превращается из существа биологического в существо социальное. Взрослея, человек в свернутом виде проходит те же этапы, которое человечество шло 40 тыс. лет.

Этапы социализации:

1. РОДИТЕЛЬСТВО, детство: отношения, которые складываются между родителями и детьми являются решающим моментом социализации. Почему?

1) Родители влияют на ребенка, когда он более доверителен, открыт для всего, как хорошего, так и негативного.

2) Отношения продолжаются очень долгое время.

3) Самые тесные отношения.

Многие убеждены, что родительские чувства заложены в человеке генетически, но это верно только на половину. Родительство - это социально приобретаемое отношение. В глубокой древности к детям относились подчас жестоко и она оправдывалась лучшими умами прошлого: Аристотель, Сенека предлагали избавляться от детей-калек, слабых, уродливых. Древние спартанцы жестокое обращение с детьми возвели в ранг государственной политики.

Первобытные племена избавлялись от детей в период засухи, голода. Русский «Домострой», свод правил и наставлений XVI в. также оправдывает наказание детей за неповиновение взрослым. Убийство ребенка каралось годичным заключением, а родителя - смертной казнью.

ХХ век. Произошли изменения, когда начал господствовать принцип партнерства в отношениях «дети - родители».

ЮНОСТЬ: Подростковый возраст называют «трудным возрастом», «переломным периодом». Почему:

1) Скрытое непослушание родителям. Если раньше они смотрели на мир глазами родителей, то теперь у них появляется параллельная система ценностей, которая лишь частично пересекается с родительской.

2) Подростки более восприимчивы к негативным оценкам со стороны взрослых, что выливается в гипертрофированное «Я».

Трудности социализации в этот период связаны:

а) высокий уровень притязаний, с одной стороны, и низкий социальный статус, с другой.

б) несовпадение старого стиля родителей, когда сын или дочь всегда остаются для родителей детьми и желанием, возможностями тинейджеров.

в) ориентация на самостоятельность, с одной стороны, и зависимость от мнения и поведения сверстников.

ЗРЕЛЫЙ ВОЗРАСТ: означает не только психофизиологическое взросление, но социальное и экономическое взросление. Зрелый возраст включает несколько важных этапов: овладение профессией, прохождение армейской службы, начало трудовой деятельности, женитьба, замужество, рождение детей.

Статус взрослого человека определяется следующими критериями:

1. Самообеспечение.

2. Распоряжение деньгами независимо от других.

3. Самостоятельность в выборе образа жизни.

4. Проживание независимо от родителей.

Добавляются также: допуск к голосованию, способность отвечать перед законом, создание семьи.

СТАРОСТЬ: адаптация к новым социальным условиям: уход на пенсию, ухудшение здоровья, невозможность самообслуживания и зависимость от других, потеря супруга и т.д.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Стигматизация | Как же происходит процесс социализации?
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.