Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос. Социальные институты




Лекция № 9

Социальные институты.

Семья как социальный институт.

1. Социальный институт: определение, роль, структура, виды. Явные и латентные функции. Дисфункции социальных институтов.

2. Семья как социальная группа и социальный институт: понятие, исторические формы, функции. Проблема кризиса современной семьи.

3. Брак: определение, формы

 

Термин « Institutum » – установление, устройство

Социальный институт – приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важ­нейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

Передаваясь из поколения в поколение, нормы семейного и брачного поведения, как и другие институциональные нормы, становились коллективной привычкой, обычаем, традицией. Они направляли образ жизни и образ мышления людей в определен­ное русло. Нарушителей порядка ожидало общественное одобрение или наказание (санкции).

Родоначальник институционализма Т. Веблен и его последователь

У. Гамильтон определяли социальный институт как совокупность общественных обычаев, воплощение опреде­ленных привычек поведения, образ мысли и образ жизни, пере­даваемых из поколения в поколение, меняющихся в зависимости от обстоятельств и служащих орудием приспособления к ним.

Термин «институт» со временем приобрел два значения:

Узкое – название научных и учебных заведений.

Широкоесоциальноесовокупность норм права по определенному кругу общественных отношений, например, институт брака, институт наследования, институт президентства. Так понимают термины "инсти­туция" (установление, обычай, порядок, принятый в обще­стве), "институт" (закрепление обычаев и порядков в виде зако­на или учреждения) юристы.

Отсюда и слово "институционализация", обозначающее зак­репление практики или области общественных отношений в виде закона или социальной нормы, принятого порядка.

Так, институционализация какой-либо науки, скажем социо­логии, предполагает издание государственных стандартов и по­становлений, создание исследовательских институтов, бюро, служб и лабораторий, открытие при университетах, колледжах и школах соответствующих факультетов, отделений, кафедр и курсов подготовки профессиональных специалистов, издание журналов, монографий и учебников и т.д.

 

Институт – это естественно-историческое явление, который пришел на смену инстинктам человека, которые позволяли человеку выживать в постоянно меняющемся окружении. Именно институты выполняют в обществе роль инстинктов, они помогают выживать не одному человеку, а всему обществу. Их главное предназначение – удовлетворять человеческие потребности.

Фундаментальных потребностей социологи выделяют пять, как и основных социальных институтов:

- потребности в воспроизводстве рода (институт семьи и брака),

- потребности в безопасности и социальном порядке (поли­тическиеинституты: государство, парламент, армия, полиция, партия и др.);

- потребности в добывании средств существования (эконо­мические институты: собственность, зарплата, разделение труда, производство);

- потребности в передаче знаний, социализации подрастаю­щего поколения, подготовке кадров (институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру),

- потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт РЕЛИГИИ).

Одним из первых дал развернутое представление о социальных институтах

торстейн веблен. Хотя его книга " Теория праздного класса " появилась в 1899 г., многие ее положения не устарели до сих пор.

Эволюция общества – это процесс естественного отбо­ра социальных институтов. В самом деле, на заре истории в человеческом стаде господствовал промискуитет бес­порядочные половые отношения. Он грозил человеческому роду генетическим вырождением. Постепенно их стали ограничивать запретами. Первый запрет — запрет кровосмешения (инцеста). Он запрещал половые отношения между кровными родственниками, скажем, матерью и сыном, братом и сестрой. По существу таков первый и важнейший в истории вид социальных норм. Позже появились и дру­гие нормы. Человечество училось выживать и приспосабливаться к жизни, организуя отношения при помощи норм. Так у людей за­родился, может быть, самый ранний социальный институт – ин­ститут семьи и брака.

Таким образом, если исчезает потребность, институт исчезает вместе с ней. Так, ПОЛИГИНИЯ, когда мужчина имел несколько жен, была характерна для военных времен и гибло много мужчин. ПОЛИАНДРИЯ была характерна для племени тодосов, в котором убивали девочек и одна женщина заключала брак, например, со всеми братьями. Сегодня в Европе не существует традиционной семьи, которая уступила место эгалитарной форме.

Многоженство сохраняется в некоторых исламских государствах.

Структуру социального института можно рассмотреть на примере института ЮСТИЦИИ, который включает:

а) Учреждения: прокуратура; суды, СИЗО, места заключения, нотар.конторы;

б) Совокупность лиц, профессионалов: судьи, адвокаты, прокуроры,

в) Материальные средства: здания, оборудование, финансы.

Каждому институту свойственны общие ценности и нормы, например, для армейских институтов – присяга, для медицинских – клятва Гиппократа, корпоративные договоры и др.

функциЯ социального института – совокупность решаемых за­дач, достигаемых целей, оказываемых услуг. Слово "функционирование" означает – приносить обществу пользу. У социальных институтов есть не только функции (приносимая ими польза), но и дисфункции (наносимый обществу вред).

Р.Мертон ввел в социологию различение между явными и латентными (скрытыми) функциями социальных институтов. Явные функции института заявлены, официально признаны и контролируются обществом. Латентные функции – это "не свои" функции, которые выполняются институтом скрытно или непреднамеренно (когда, например, система образования выполняет не свойственные ей функции политической социализации). Когда расхождение явных и латентных функций велико, возникает двойной стандарт социальных отношений, что угрожает стабильности общества. Еще более опасна ситуация, когда наряду с официальной институциональной системой формируются так называемые "теневые" институты, которые берут на себя функцию регуляции важнейших общественных отношений (например, криминальные структуры в современной России).

Когда соц. институт перестает выполнять общественные потребности:

– нехватка квалифицированных кадров;

– экономический кризис, дефицит, инфляция;

– делегитимность власти;

– демографический кризис;

– падение престижа самого института;

– персонализация деятельности института, его бюрократизация.

Дисфункция наступает, когда институтом потеряно его существенное качество: деперсонализация, т.е. независимость от личностей, которые возглавляют институт.

Бездеятельность соц. института может привести к тому, что заменить его может стихийная деятельность: в эпоху дефицита действует черный рынок, кризис правосудия приводит к тому, что люди обращаются к криминальным структурам за помощью.

Сделаем вывод: соци­альные институты имеют явные и латентные (скрытые) функции. Латентные функции тем отличаются от дисфункций, что они не наносят вреда.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1914; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.