Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коммуникация и власть

 

Вследствие увеличения размера группы среди ее членов проявляется тенденция все меньше общаться друг с другом и чаще обращаться к лидеру, роль которого возрастает. В то же время в группе более пяти человек, лидер, как правило, обращается ко всей группе в целом, а не к отдельным ее членам. Лидер становится центром коммуникации, он осуществляет прием и передачу информации (Бэйлс, 1965). Во время семинара небольшой группе студентов легче обмениваться мыслями между собой и с профессором, чем представителям обширной аудитории на лекции. На лекции говорит только профессор, сообщающий информацию всей группе в целом,

В больших и малых группах способы распределения власти тесно связаны с характером коммуникации. Каким образом в группе успешно осуществляется обмен идеями и информацией? Какое воздействие оказывает этот обмен на способы принятия решений, сложившиеся в группе? Обусловлено ли поведение детей, играющих в школу, группы рабочих, укладывающих асфальт, и группы ученых, проводящих исследование, общими способами коммуникации, которые можно заранее предвидеть?

Гарольд Ливитт (1951) обнаружил, что некоторые способы коммуникации эффективнее, чем другие. Он составил несколько групп из пяти человек и каждой дал список символов. В распоряжении каждого члена группы было несколько символов, причем, несколько одинаковых имелись у всех. Группе было дано задание найти общие для всех символы. Членам группы не разрешалось говорить между собой, но они могли передавать друг другу записки.

Ливитт расположил группы таким образом, что записки можно было передавать четырьмя различными способами: по "кругу", по "цепочке", "колесу" и по "Y". Этим способам были даны названия в соответствии с их наглядным изображением, представленным на схеме 5-1. С помощью линий воспроизведены способы коммуникации, возможные для каждого типа группы.

Ливитт обнаружил, что способ "колесо" (когда общепризнанный лидер занимает центральное положение), по-видимому, позволяет наиболее успешно решать проблемы; далее следовали способы, "Y", "цепочка" и "круг". Он отметил, что члены группы, находившиеся в центре системы коммуникации, были значительно больше удовлетворены группой, чем те, кто оказались на краю. Он сделал вывод, что "в нашем обществе, в котором ярко выражено стремление к самостоятельности, социальному признанию и успеху, вероятно, не выгодно занимать положения, ограничивающие самостоятельность действий (имеется в виду периферийное положение)".

 

Схема 5-1. Способы коммуникации в группах

На этих схемах представлены четыре способа групповой коммуникации, выявленные Гарольдом Ливиттом с помощью проведенного им классического эксперимента; буквы обозначают членов группы, а линиями изображено доступное направление коммуникации. Было обнаружено, что "колесо" является самым эффективным способом, так как вся коммуникация должна проходить через центр. В способах "цепочка" и "Y" центр все еще играет основную роль в процессе передачи информации, но имеются и другие направления коммуникации. "Круг", в котором никто не занимает центральное положение, является самым неэффективным способом коммуникации.

Далее, выделяются:

3. Номинальные и реальные группы.

Номинальные группы выделяют только для статистического учета населения, и потому у них есть второе имя – социальные КАТЕГОРИИ:

туристы, отдохнувшие в Анапе в 2009 году;

авиапассажиры кампании «Сибирь»;

пассажиры маршрутных такси № 14

студенты экономических факультетов университетов;

многодетные семьи;

люди, не имеющие собственного жилья;

граждане, пользующиеся услугами частных поликлиник;

Социальные категории — искусственно сконструированные для целей статистического анализа группы населения. Потому их и называют номинальными, или условными. Они необходимы в хозяйственной практике. Так, количество выпускников должно соответствовать спросу на рынке труда.

Реальные группы выделяются по социально-значимым признакам:

пол — мужчины и женщины;

доход — богатые, бедные и зажиточные;

национальность — русские, американцы, эвенки, турки;

возраст — дети, подростки, молодежь, взрослые, старики;

родство и брак — холостые, женатые, родители, вдовые;

профессия (род занятий) — водители, учителя, военнослужащие;

место жительства — горожане, сельские жители, земляки.

Поскольку это реальные признаки, то они не только существуют объективно (биологические пол и возраст или хозяй­ственно-экономические доход и профессия), но осознаются субъективно. Молодежь ощущает свою групповую принадлеж­ность и солидарность точно так же, как пенсионеры ощущают свою. У представителей одной и той же реальной группы схожие стереотипы поведения, образ жизни, ценностные ориентации.

Выделяются три типа РЕАЛЬНЫХ групп

А) стратификационные рабство, касты, сословия, классы;

Б) территориальные выходцы из одной местности (земляки), горожане, селяне;

В) этнические (кровнородственные) – клан, племя, народность, нация.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Более крупные группы | Этнические общности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.