Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос. Культура как социологическая категория




Культура как социологическая категория

Лекция № 14.

Типология общественных организаций

Типология социальных движений и общественных организаций

1. по степени организации: стихийные (демонстрации, митинги)

ассоциативные (профсоюзные, женские, молодежные)

2. по количественному составу: массовые (за мир; гринпис)–

элитные (VIP– клуб);

3. по профессиональным и социально-классовым характеристикам:

рабочие,

предпринимательские

4. по идеологическому спектру: либеральные, консервативные, нацистские, анархистские, марксистские

5. по отношению к политическому режиму: радикальные –

умеренно-реформаторские

 

 

6. по методам: законные

незаконные

протестные

7. по целевой направленности: правозащитные, альтернативные, патриотические, антиглобалистские

8. по половозрастному: молодежные, женские, пенсионеров

9. религиозны е: христианские, исламские, буддистские

10. национально-этническому

 

Неправительственные общественные организации подразделяются на

общественные, религиозные организации, фонды, некоммерческие партнерства, учреждения, объединения: ассоциации, союзы, потребительские кооперативы.

По данным Госкомстата РФ в 2007 году в России насчитывалось около 500 тыс. негосударственных коммерческих организаций.

(Закон РФ «О некоммерческих организациях» 1996)

1. Культура общества: содержание понятия, предпосылки, основные черты.

2. Базисные элементы, формы и разновидности культур.

 

Некоторые ученые считают, что общество существует и у жи­вотных: групповая жизнь, взаимодействие, конфликты, общение позволяют так думать. Но вот чего у них, вне всяких сомнений, нет, так это культуры. Ее содержание составляют обычаи, нравы, законы, этикет, символы и многое другое, что возникло благода­ря мышлению, сознанию и языку, которые совершенно отсут­ствуют у представителей животного мира.

Культура — чисто человеческий образ жизни. Культуры нет у животных, как нет людей, не имеющих культуры. Культуру опре­деляют по-разному. В одном случае о ней говорят как о совокупно­сти форм приобретенного поведения, характерных для некоторой группы или общества и передающихся из поколения в поколение [l.c.330]. В другом ее сводят к совокупности материальных и духовных памятников, символов, обычаев. В Приложении вы познакоми­тесь с разнообразием мнений ученых.

А начнем мы с того, что подчеркнем различие между двумя важнейшими понятиями — обществом и культурой. общество — совокупность людей, культура — совокупность идей (материализованных и не материализованных), носителем которых выступает язык.

Культура – биологически ненаследуемое содержание совместной жизни и деятельности людей, представляющее собой искусственные, созданные людьми объекты (арте-факты). Под культурой понимаются организованные совокупности материальных объектов, идей и образов; технологий их изготовления и оперирования ими; устойчивых связей между людьми и способов их регулирования; оценочных критериев, имеющихся в обществе. Культура представляет собой созданную самими людьми искусственную среду существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения В узком смысле культура трактуется в социологии как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной групп людей. В ее современном значении понятие культуры начало применяться в Европе в XVIII в. благодаря работам таких мыслителей, как Д. Вико, И.-Г. Гердер, Ш. Монтескье. В тот период волна географических экспансий, как неоднократно бывало и прежде в истории, привела к обострению интереса людей к сравнению собственных культурных ценностей, стереотипов образа жизни с теми, что свойственны другим странам; к дискуссиям о правомерности культурного многообразия.

Со второй половины XIX в. понятие «культура» постепенно приобретает статус научной, а не только философской категории. Оно практически утрачивает прогрессивистский оценочный оттенок, оставшийся от идей Просвещения, и перестает означать «высокий» уровень развития общества. Понятие «культура» начало пересекаться с категориями «цивилизация», «общественно-экономическая формация», «глобальная регионализация». Появились его определения как «биологически ненаследуемой памяти человечества» — через системы локальных стереотипов поведения и представлений, через наборы антропологических и «эволюционных» универсалий и т.д. В XX в. из научных представлений о культуре уходят мотивы Романтизма, придававшие им сопутствующие значения уникальности, творческого порыва, духовности, освобождения от бремени повседневности.

Говоря о современном значении понятия «культура», целесообразнее отметить, что оно раскрывается по двум различным, хотя и взаимосвязанным направлениям. Первое из них было достаточно подробно разработано в рамках школы американского социолога Т. Парсонса, где культура считается всего лишь одной составляющей набора аналитических конструктов, предназначенных для анализа социального действия. Категория «культура» обеспечивает «аналитическую плоскость» для структурирования ценностей наряду с биологией, выполняющей ту же роль для требований организма, с психологией — для индивидуальных потребностей, обществом — для институтов. Второе направление представлено в работах французского антрополога К. Леви-Стросса. Культура считается особой упорядоченной селективной областью феноменов, противопоставляемой «природному». «Природное» рассматривается как материал для «культуры» — реализованной способности человека специфическим образом «метить» окружение как свою «среду». Можно сказать, что «культура - это коллективное программирование человеческого разума, которое отличает членов данной группы людей от другой». Культура формируется как важный механизм человеческого взаимодействия, помогающий людям жить в своей среде, сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Культура рассматривается в социологии как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Объектом социологического исследования являются конкретное распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни, а также обуславливающие их социальные факторы и механизмы. В этом контексте социология изучает широко распространенные, устойчивые и повторяющиеся во времени многообразные формы отношений членов социальных общностей, групп и общества в целом с природным и социальным окружением, динамику развития культуры, которая позволяет определить уровень развития культуры сообществ и, следовательно, говорить об их культурном прогрессе или регрессе. Итак, культура имеет множество значений.

Во-первых, под культурой подразумевают определенную сферу общества, получившую институциональное закрепление.

Не только в нашей стране, но и в других странах существуют министерства культуры с разветвленным аппаратом чиновни­ков, средние специальные и высшие учебные заведения, готовящие специалистов по культуре, журналы, общества, клубы, те­атры, музеи и т.д., занимающиеся производством и распростра­нением духовных ценностей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1185; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.