Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет, структура, подходы




Курс лекций

СОЦИОЛОГИЯ

 

для студентов дневной и заочной формы обучения

всех специальностей

 

 

Авторы: д.с.н. Бубнов Ю.М.

ст. преп. Михальчук Н.Е.

ст. преп. Ярощенко Н.В.

 

Редактор Бажанова Т.Л.

 

Технический редактор Щербакова А.А.

 

 

 

Подписано в печать Формат 60х84 1\16

Печать офсетная. Усл. печ. л. Уч-изд. л.

Тираж Заказ

ЛП №266 от 12.02.2003г.

ЛВ № 604 от 03.06.2003г.

___________________________________________________________________

Отпечатано на ризографе МГУП

212027 Могилёв, пр-кт Шмидта, 3

 


[1] Ядов В.А. Социологические исследования 1990. - № 2. - С. 14.

[2] Дюркгейм Э. Социология: Ее предмет, метод, предназначение. - М,: КАНОН, 1995. – С. 31.

 

[3] Цит. По: История буржуазной социологии XIX - начала ХХ века (Отв. ред. И.С.Кон).- М.: Наука, 1979.- С. 59.

 

[4] Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. – С. 175-178.

[5] Психология: комплексный подход / М.Айзенк, Х Куликен и др. – Мн.: Новое знание, 2002. –832 с. – С. 415-416.

 

[6] Цит. по: Кропоткин П.А. Записки революционера. М.: Мысль, 1990.-С. 470.

[7] Цит. по: Миненков Г.Я. Введение в историю русской социологии. Мн.: ЗАО «Экономпресс», 2000.- С. 112.

[8] Лебон Г. Психология народов и масс. – СПб.: «Макет», 1995. С. 156-254.

[9] Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Перевод с англ. – СПб: Евразия, 2001. – 478 с.

[10] Мак-Грегор Д. Человеческий фактор и производство. // Социс. - № 1. – 1995.

[11] Тейлор Ф.У. Научная организация труда. М., б/г. С. 120

[12] Тейлор Ф.У. Научная организация труда. М., б/г. С. 69

[13] Тейлор Ф.У. Научная организация труда. М., б/г. С. 48

[14] Форд. Г. Моя жизнь, мои достижения. Пер. с англ. – М.: Финансы и статистика, 1989, С. 119.

[15] Там же. С. 107.

[16] Там же. С. 108.

[17] Форд. Г. Моя жизнь, мои достижения. Пер. с англ. – М.: Финансы и статистика, 1989, С. 81.

[18] Грейсон Дж., О’ Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. М.: Экономіка, 1991. – С. 133.

[19] Орфёнов А.Б. Япония: «участие» трудящихся в управлении производством. Мифы и реальность. М.: Наука, 1985. - С. 79.

Предмет и объект социологии.

Социология в системе гуманитарного знания.

Структура социологического знания

Социологические подходы.

Для того чтобы определить объект и предмет социологии как науки необходимо уточнить эти понятия. Под объектом обычно понимают определенную часть реальности окружающего нас мира. Эта реальность существует независимо от нашего сознания и знания о ней.

Предмет исследования, наоборот существует только в голове исследователя и зависит от накопленного знания и является его составной частью.

Поэтому объект может содержать несколько предметов или сторон изучения. Охватить все стороны объекта в одном исследовании не представляется возможным в связи с огромным количеством знаний, которые он несет в себе. Так например, на жизнедеятельность общества влияют не только социальные процессы и явления, численность которых сложно даже перечислить, но и геофизические, химические, климатические и др условия. Вышеизложенное определяет многообразие социологического знания.

Объектом социологического знания является общество, рассматриваемое как совокупность индивидов и взаимосвязей между ними.

Итак, выделив объект и предмет, мы можем заключить что, социология - это наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а так же социальные процессы, протекающие в данных структурах.

Сюда относятся:

Во-первых, личность как элемент любой социологической системы. Личность - это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.

Во-вторых, социальные общности - реально существующие, совокупности индивидов, отличающиеся относительной целостностью и выступающие самостоятельным субъектом исторического и социального действия. Сюда относятся большие (нации, классы, и т.д.) и малые (учителя, дети, студенты и т.д.) социальные группы

В-третьих, социальные институты исторически сложившиеся устойчивые формы организации людей для совместной деятельности. К ним относятся: образование, государство, организации, армия, бизнес, семья, наука, политика, и т.д.

В-четвертых, социальные процессы, представляющие собой смену состояний или движение элементов социальных систем и подсистем, любого социального объекта. Они могут быть: стабильности и мобильности, интеграционные и дезинтеграционные стихийные и сознательные.

2.

Социология как наука принадлежит к системе гуманитарных наук. Среди этих наук наиболее близкими по объекту исследования являются социальная психология и антропология. Иногда даже специалисты не могут разделить предметы, изучаемые этими дисциплинами.

Следует подчеркнуть особенности социологии:

Во-первых, в отличие от других гуманитарных дисциплин социология изучает общество в целом.

Во-вторых, ее конкретные разделы (социология труда, социология образования, социология семьи и др.) позволяют изучать глубже процессы, происходящие внутри той или иной подсистемы.

В-третьих, исследуя конкретную сферу жизни общества, социологи акцентируют свое внимание на том, как здесь преломляются общесоциальные свойства, связи, механизмы и т.д.

В–четвертых, данный анализ социолог проводит с точки зрения потребностей, интересов, предпочтений, ожиданий и настроений людей.

3.

Социологическое знание существует в нескольких видах и уровнях:

1. Общесоциологический уровень (фундаментальные общесоциологические исследования) изучает:

а)социальные структуры, социальное развитие процессов интеграции и дезинтеграции в обществе;

б) развитие личности

в) модели, методики и техники развития социологических исследований

2. Теории среднего уровня изучают:

а) Социальные институты и социальные общности (социология малых групп, социология страт, слоев, социально-профессиональных категорий, социология толпы, и др.)

б)Специализированные социальные процессы. Например, социология дезорганизации общества (преступности, наркомании, алкоголизма), социология мобильности и миграции, социология конфликтов, и др.

3. Первичное обобщение эмпирических данных - проведение эмпирических исследований в социальных группах и институтах.

Как мы видим, социология охватывает все стороны жизнедеятельности общества и в процессе этого изучает его видоизменяющиеся элементы.

4.

Социологические подходы. Социологи при изучении и объяснении различных социальных фактов используют множество подходов. Рассмотрим пять основных.

Первый - демографический. Демография - это изучение населения, в особенности рождаемости, смертности, миграции и связанной с этим деятельности людей. Например, с помощью этого подхода анализ развивающихся афро-азиатских стран мог бы объяснить их экономическую отсталость тем, что им приходится тратить большую часть средств, чтобы прокормить быстро растущее население.

Второй подход психологический. Здесь изучается мотивы, навыки, социальные установки, представления человека о самом себе. Этот подход характерен для психологии, но он так же утвердился и в социологии

Третий коллективистский подход применяется, когда изучаем группу людей или организацию. (например семью или класс). С его помощью социологи могут анализировать конкуренцию между людьми в группе или политическими партиями. Данный подход можно так же применять при изучении групп, бюрократических организаций и различного рода общностей. Этот подход важен при анализе коллективного поведения например действий толпы, реакции аудитории и т.д.

Четвертый подход выявляет взаимоотношения. Общественная жизнь рассматривается не через участвующих в ней людей, а через их взаимодействие друг с другом. Определив роли внутри группы мы можем выявить отношения между членами группы и следовательно, проанализировать ее структуру.

Пятый подход культурологический. Он применяется при анализе поведения людей на основе таких элементов культуры как общественные правила (действительные или подразумеваемые) и общественные ценности.При этом подходе правила поведения, или нормы, рассматриваются как факторы регулирующие поступки отдельных людей и действия групп.

Вопросы для повторения: 1. Что такое предмет и объект в социологии? 2. Что является объектом изучения социологии? 3. В чем отличительные особенности социологии от других гуманитарных дисциплин? 4. Какова структура социологического знания? 5. Каковы основные социологические подходы в изучении реалий окружающего мира?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.