Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социология как интегративная наука.




Методы и функции социологии. Социологические ракурсы.

Структура социологии.

Определение социологии, ее объекта и предмета.

Лекция № 1. Предметная область социологической науки

Модуль 1

IV. КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ

1. Социология как самостоятельная область знания сформировалась относительно недавно – в 30 годы 19 века. Термин “социология” ввел в научный оборот в 1839 году французский философ и социолог Огюст Конт. Социология в переводе с латинского означает – “наука об обществе” или “учение об обществе”.

Изучение любой науки начинается с определения ее объекта и предмета.

Объект науки – это определенная часть действительности, которая отражается, исследуется конкретной наукой, находясь за ее пределами.

Предмет науки – это ее содержание, система основных положений, категорий и законов, отражающих объект.

 

В соответствии с этим под объектом социологии понимается общество в целом и общественные явления, их функционирования и развитие.

А предметом социологии выступает понятийная схема социальной реальности, в которой ее главные черты и элементы приведены в систему и логически выводятся друг из друга.

Социология относится к числу наук, изучающих не только общество в целом, но и отдельные его части, сферы, элементы: социальные институты политики и образования, трудовые и бытовые отношения, анализируя их в социальном аспекте.

Одна из важнейших категорий социологии – “социальное”.

Социальное – возникает в ходе взаимодействия людей и отражает все многообразие их связей и отношений, образующих общественную жизнь. В центре внимания социологов находится человек как активный субъект социальных отношений, социальных структур и организаций.

Объектами социологии являются: микрогруппы (семья, компания друзей); макрогруппы (население города, рабочего поселка, производственные объединения); общность (рабочие, предприниматели, фермеры) и, наконец, общество.

Выделение объекта и предмета социологии позволяет определить ее как науку.

Социология – наука о закономерностях функционирования и развития общества, общественных явлений, понимаемых через призму социальных отношений, взаимосвязей.

2. Структура социологического знания – упорядоченная совокупность информации, представлений научных понятий об обществе, как динамично функционирующей социальной системе.

Множественность подходов в определении социологии приводит к тому, что ее структура складывается как многоуровневая. Система научного знания может быть структурирована по различным основаниям.

В зависимости от объекта исследования социология подразделяется на:

ü общетеоретическую (макросоциология);

ü отраслевую (социология среднего уровня);

ü микросоциологию.

Общетеоретическая социология (как макросоциологическое исследование) изучает общие закономерности функционирования и развития общества как целого.

На общетеоретическом уровне формируются общесоциологические теории производственной, общественной деятельности человека, выявляется роль труда в развитии общества.

На этом уровне исследуется взаимодействие, взаимосвязь и взаимозависимость всех сфер общественной жизни (политической, экономической, духовной и др.).

Каждое социальное явление рассматривается в системе взаимодействия глобальных социальных факторов.

Отраслевая социология (социология среднего уровня) занимается изучением отдельных сфер социальной жизни. В ней выделяют три раздела:

ü исследование социальных институтов (образование, наука, культура, семья и др.);

ü исследование социальных общностей (территориальных образований, этнических общностей, профессиональных групп);

ü исследование социальных процессов (массовых коммуникаций, урбанизации, социальных конфликтов).

Цель исследований данного уровня: на основе статистических материалов, данных социологических исследований и другой информации получить оптимальное решение проблем повышения эффективности управления социально-экономическими проблемами.

Микросоциология – изучает социальные явления и процессы сквозь призму действия и взаимодействия людей, их поведения.

 

Исследования этого уровня дают основания для выработки рекомендаций к решению текущих и перспективных задач. Помогают выявить существующие противоречия, а также тенденции развития социальных явлений.

В зависимости от уровня получаемого знания социологию подразделяют на:

ü теоретическую;

ü эмпирическую.

Для теоретической социологии – решающее значение имеет глубокое обобщение накопленного фактического материала в области социальной жизни, и создание на этой основе концепций и теорий, объединяющих закономерности развития социальных явлений и процессов.

Для эмпирической социологии в центре исследования находится само накопление, сбор фактического материала и его первичная обработка, включая научный уровень обобщения.

В социологическом исследовании нельзя разрывать эмпирическое и теоретическое, т.к. это две стороны единого целостного процесса познания социальной реальности.

В зависимости от целей и задач социологические исследования подразделяют на:

ü фундаментальные;

ü прикладные.

Фундаментальные исследования – ставят своей целью получение нового знания, открытие новых социальных законов, обобщение методологии социологической науки.

Прикладные исследования – имеют задачи, связанные с изучением конкретных вопросов социума, поиском решения актуальных общественных проблем.

Эмпирические и теоретические исследования могут иметь как фундаментальную, так и прикладную направленность.

 

 

Поскольку каждый социолог - это своеобразный творческий мир или, как минимум, “лаборатория”, то и трактовки структуры социологического знания достаточно разнообразные. Некоторые исследователи, к примеру, включают в структуру социологического знания такие элементы, как социальная философия, теоретическая социология, специальные теории, прикладная социология, практическая социология. Все это говорит о том, что представление о структуре постоянно эволюционирует.

3. Метод социологии определяется ее социально-философским содержанием. Научные методы социологии нужно отличать от методов социологического исследования. Научные методы социологии это, по-существу, методология социологической науки.

Методы социологии – правила социального познания, технологический принцип изучения объекта или его предметных областей.

Социология, как и любая другая наука, руководствуется общими критериями научного исследования, такими как:

ü системность исследований;

ü объективность интерпретаций;

ü применение методов: дедукции и индукции, математического и статистического анализа.

Существуют и собственные теоретические методы социологии:

ü структурно-функциональный анализ;

ü сравнительный метод.

Структурно-функциональный метод позволяет устанавливать общие, универсальные закономерности функционального действия социальных систем.

С позиции этого метода общество рассматривается как функциональная система, которая характеризуется такой функцией любой системы, как устойчивость. Эта устойчивость обеспечивается за счет воспроизводства, поддержки равновесия системы элементов. В качестве системы может быть рассмотрен любой социальный институт или организация.

 

 

С середины 70 годов XX века этот метод подвергается критике, как теория, не дающая возможности рассматривать общество в его изменениях и преемственности.

Именно поэтому, в методологии социологической науки появился сравнительный метод, который дополняет и корректирует метод структурно-фун-кциональный.

Сравнительный метод опирается на предпосылку, что имеются определенные общие закономерности проявления социального поведения, поскольку в социальной жизни различных народов много общего. Этот метод расширяет кругозор исследования.

Понятие “ функция ” в переводе с латинского означает “выполнять что-либо”.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.