Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции и структурные элементы основных социальных

Общественное мнение как институт гражданского общества.

Институционализация и развитие социальных институтов.

Социальный институт. Функции и структурные элементы основных институтов общества.

Часть № 2.

 

1. Термин “институт” от латинского institutum означает установление или устройство. Используются в двух значениях:

ü в узком техническом – название учебных и научных учреждений;

ü в широком социальном – устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и преобразующих их в систему ролей и статусов.

В социологию этот термин пришел из права и обогатился новыми социологическими деталями.

 

Одним из первых социальные институты стал изучать Т. Веблен. В своей работе “Теория праздного класса” (1899г.), он подчеркивает, что эволюция общества - это процесс естественного отбора социальных институтов.

Известный социолог Н. Смелзер дает такое определение этому понятию:

социальный институт – это совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной потребности.

По мнению ученых, самый ранний социальный институт – семьи. Он возник вследствие формирования первых социальных норм, регулирующих сексуальные отношения внутри общины.

Для возникновения и развития социального института необходимые условия:

* в обществе должна возникнуть и распространиться некая потребность в становлении нового института;

* должны быть в наличии операционные средства удовлетворения этой потребности;

* институт для выполнения своей миссии должен быть наделен необходимыми ресурсами (финансовыми, трудовыми, организационными, материальными), которые общество должно стабильно пополнять;

* для обеспечения самовоспроизводства института необходима и особая культурная среда, т.е. должна сформироваться присущая только ему субкультура (особая система знаков, правил поведения, которые отличают людей, принадлежащих этому институту).

Социальный институт – есть приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулирующее его жизнедеятельность.

Каждый институт наделен множеством функций.

Функция – т.е. польза, которую приносит обществу институт (достижение целей, решение задач, оказание услуг).

Если институт помимо пользы наносит вред обществу – это дисфункция.

 

 

Американский ученый Р. Мертон различал явные и латентные функции социальных институтов.

ü Явные функции закреплены в документах и официально заявлены для того или иного института.

ü Латентные функции институтов осуществляются в реальности и не всегда совпадают с явными.

К основным институтам общества принято относить семью, религию, экономическую, политическую и образовательную системы (табл. № 9).

институтов общества.

Таблица № 9.

Институты Функции Основные роли Физические черты Символические черты
семьи и брака репродуктивная, воспитательная отец, мать дом, обстановка кольца, обручение, контракт
экономические добывание пищи, одежды, жилья работодатель, наемный, покупатель, продавец. фабрика, офис, магазин деньги, торговля, марка
политические поддержание законов, правил и стандартов законодатель, субъект права общественные здания и места кодекс, флаг
образование социальное приобщение к базисным ценностям и практикам учитель, ученик школа, институт, академия диплом, степень, аттестат
религиозные углубление веры, соборные отношения пастор, прихожанин, монашка собор, костел, церковь крест, алтарь, библия, коран

 

Предназначение социальных институтов – удовлетворять жизненные потребности людей. Внутри каждого института есть более мелкие образования. Это тоже институты, но их называют неглавными. К примеру, в семейно-брачных социологи находят институт отцовства, материнства, родовой мести.

В отличие от основных институтов общества, неглавные (неосновные) институты выполняют специализированные задачи.

 

Социальные институты служат индикатором социальной стабильности общества. В стабильном обществе функции социальных институтов четкие, понятные, неизменные. В нестабильном обществе функции многозначны и постоянно меняющиеся.

2. Институты – постоянно развивающиеся системы, которые усложняются и модернизируются. Этому сопутствует процесс институционализации.

Термин “ институция ” в переводе означает установление, обычай, порядок. Отсюда и слово “институционализация”, обозначающее закрепление в виде закона или социальной нормы принятого порядка.

Институционализация – это процесс, когда некая общественная потребность начинает осознаваться как общесоциальная, а не частная, и для ее реализации в обществе устанавливаются особые нормы поведения, готовятся кадры, выделяются ресурсы.

Ряд ключевых социальных потребностей, которые порождают процессы институционализации определил Г. Ленский:

ü потребность в коммуникации (язык, образование, связь, транспорт);

ü потребность в производстве продуктов и услуг;

ü потребность в распределении благ (привилегий);

ü потребность в безопасности граждан, защите их жизни;

ü потребность в поддержании системы нравственности;

ü потребность в социальном контроле за поведением членов общества (религия, мораль, право).

Институционализация может осуществляться двумя путями:

ü возникновением новых социальных институтов;

ü изменением и совершенствованием уже имеющихся социальных институтов.

Первый путь обычно связан с радикальными переменами в жизни страны, например, получение независимости, что предполагает создание собственной системы управления.

Второй путь развития институционализации в большей степени связан с эволюционными процессами реформирования уже имеющихся социальных институтов.

Большое внимание изучению вопросов институционализации уделял Т.Парсонс. Он выделял два источника изменения социальных институтов:

ü внешние факторы (связаны с изменением ценностных ориентаций, способов духовного освоения социальной реальности);

ü внутренние факторы (связанные с неэффективностью социальных институтов удовлетворять в полной мере социально-значимые потребности).

Институционализация – это процесс, позволяющий сформировать четкую статусно-ролевую структуру общества и тем самым повысить степень организованности и эффективности его жизнедеятельности.

3. Общественное мнение – это отношение населения к тому или иному явлению или ситуации, имеющим место как в данной стране, так и в международной жизни.

В социологическом знании понятие “общественное мнение” несет две основные смысловые нагрузки:

ü социальный институт, специфический механизм принятия решений на различных уровнях жизни общества;

ü суждения, разделяемые более или менее широким кругом людей, по поводу различных явлений общественной жизни.

В качестве института гражданского общества общественное мнение выполняет три основные функции:

ü экспрессивную;

ü консультативную;

ü директивную.

v Экспрессивная функция – связана с выражением определенной позиции общественности по отношению к любым событиям в жизни общества, действиям государственных институтов, политических лидеров. Данная функция

 

 

позволяет общественному мнению контролировать органы государственной власти, оценивать их деятельность в нравственном и моральном аспектах.

v Консультативная функция – выражается в советах относительно способов разрешения тех или иных социальных проблем.

v Директивная функция – проявляется, когда общественность выносит решение по различным вопросам социальной жизни. Эти решения носят императивный характер (например, волеизъявления народа при проведении референдума).

Общественное мнение отражает конкретное состояние общественного сознания.

Общественное сознание – совокупность идей, взглядов, теорий, отражающих реальное общественное бытие.

Как считают социологи, д ля функционирования и развития общественного мнения, необходимы следующие условия:

ü общественная значимость, актуальность темы или проблемы. Как правило, общественное мнение формируется и получает развитие в отношении тех вопросов, которые имеют важное практическое значение для многих людей;

ü дискуссионность обсуждаемых вопросов. Предметом рассмотрения общественности становятся проблемы, предполагающие различия в оценках и мнениях, и заключают в себе момент дискуссионности;

ü необходимый уровень компетентности. Если люди не имеют элементарной осведомленности относительно содержания той или иной проблемы, то обсуждение вопроса может не состояться.

Таким образом, общественным является не любое коллективное мнение, а лишь такое, которое соответствует критериям социальной значимости, дискуссионности и компетентности.

Источниками формирования общественного мнения являются:

ü непосредственное наблюдение за происходящим событием;

ü СМИ, оказывающие воздействие на мнение и поведение людей.

 

 

В условиях современной России общественное мнение как институт гражданского общества имеет важное значение. В настоящее время в нашей стране действуют около двадцати центров по изучению общественного мнения

(ВЦИОМ, Центр Киссельнава, РОМИР и др.).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социальная структура общества и ее основные элементы. Типы социальных структур | Проблемы стабильности семьи
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.