Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I и II вопросы. 3 страница




Бэрнер: "В современном обществе монополия легитимного образования гораздо важнее и гораздо вернее, чем монополия легитимного насилия". -- насилие не нужно, если общ-ву (через систему образования и другие общественные институты) навязать определённую интерпретацию реальности: люди будут сами делать то, что нужно.

Когда Камиса в интервью спросили, какой из принципов международного сотрудничества Вы выбрали, если бы Вам предложили выбрать только один, он не задумываясь ответил: "Принцип свободы информации".

в) Социальная реальность -- это явление созданное и воссоздаваемое в процессе внешне-индивидуальных коммуникаций (в пределе языковых).

В процессе межиндивидуальных коммуникаций формируется характерные для той или иной культуры методы организации повседневности (этнометодология), очень важное место занимает описанный ФС процесс -- "Типизация".

Социальная реальность в процессе взаимоотношений людей типизируется.

Людей можно категоризовать по любому признаку, но каждая культура выстраивает устойчивые формы межиндивидуальных взаимодействий на основе социально значимых типизаций. Обычно мы общаемся как типы, в некоторых формах общения нам абсолютно неважны индивидуальные ка-ва кассира, банкира, стоматолога -- нужно, чтобы он был профессионалом.

То есть люди общаются прежде всего как социальные типы, и таким образом определённым в каждой культуре способом структурируется взаимоотношения между людьми.

Типизация -- средство социокультурного конструирования социального пространства. Все типы взаимоотношений людей, типизации как основа, структурирующая взаимоотношения -- это продукт социокультурной д-ти людей (и не более того).

Общества ищут социокультурный мир, в к-ом все границы (типы, статусы, социальные шкалы) это культурные границы, к-ые проводятся и поддерживаются только в том случае, если они разделяются большинством членов общ-ва (пока в общ-ве сохраняется символическая солидарность).

То есть эти типизации, эти социальные границы, к-ые строятся в процессе междиндивидуальных взаимодействий для каждого отдельного индивида выступают как объективные (напоминает Дюркгейма). Отсюда понятие объективности ФС совпадает с общезначимостью.

!За объективную реальность принимается то, что реально в понимании, осознании, восприятии большинства членов данного общ-ва.

!Объективность институционального мира (сколь бы тяжёлой, "неотвратимой" она не казалась отдельному индивиду) -- созданная человеком, сконструированная объективность.

г) Социальная реальность -- это артефакт (искусственный факт), "смысловая реальность", созданная и постоянно воссоздаваемая во взаимодействии людей и не имеющая под собой никаких более глубоких оснований (сущностей), детерминирующих её.

!Онтологическая пустота понятия общества. Общество как носитель каких-то объективных закономерностей не существует. Каждое общ-во конструируется в конкретном социокультурном контексте, отсюда нет оснований для идеологии прогрессизма, нет оснований для научного управления, т.е. утрачиваются все исходные принципиальные основания социологии модерна.

Можно сказать, что общ-во существует только до тех пор, пока в нём занимаются воспроизведением и сохранением этих границ. Эта д-ть -- основная д-ть по поддержанию соц порядка и соц стабильности.

"Поддержание впечатления социального порядка есть никогда не прекращающаяся соц д-ть";

"Среди нескончаемых человеческих забот решающую роль играет задача скреплять сотворённый человеком порядок. Постоянная необходимость создавать и сохрантять границы в реальности, где нет никаких природных, естественных границ".

Зитц: "Человек есть животное, подвешенное к паутине значений, которую он сам сплёл".

По социологическим исследованиям, у людей, к-ые быстро сменили свой соц статус (либо резко подняли, либо резко опустили) очень распространены фобии -- всякого рода боязни.

Кризис интерпретации порождает кризис идентификации (появляются фобии), появляется запрос на новую интерпретацию ситуации (должна сделать интеллегенция) или (в пределе) на харизматика. То есть кризис интерпретации -- это та отправная точка, к-ая может разрушить всю систему организации общ-ва.

В ФС выстраивается оч интересная связь:

если классическая социология рассматривала структуру примерно так: "реальность -> знание", те.е. реальность определяет знание, то в ФС стрелка меняется: знание определяет реальность.

 

II. Постмодернизм. ***

Постмодернизм сформировался в 70-80 гг. 20 в. вначале рассматривалось как казус: "Побалует немножко французская интеллигенция, и всё на этом кончиться". Оказалось немного по-другому.

Как направление возникло в начале в искусстве, затем стала претендовать на то, что это философская концепция, а дальше -- на мироощущение современного человека.

Оценки постмодернизма самые разные: от "Да, это моё! Это Я!" до полного неприятия -- "Какой мораз и ужас!"

Рекомендуемая литература:

Илья Ильин "Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм"

Постмодернизм как общекультурное направление вырос из постструктурализма как своего философского основания. Постструктурализм вырос из структурализма.

Структурализм -- это направление лингвистики, к-ое сформировалось в 50-ые гг. (в среде франц. аристократии -- Партс, Ахил, Клод Левистрот). Быстро переросло в постструктурализм (Мишель Фуко, Дак Беридан, Милёс, Бодрильяр).

а) Язык рассматривается как главная конечная основополагающая структура (не институты) -- в основе общ-ва лежит структура языка, со своими внутренними законами и правилами;

б) Язык -- это система условных символов, в к-ой существует система "договорные отношения" между словом и его объектом (все слова согласованы в рамках этой системы, поэтому каждое слово приеобретает смысл только будучи элементом структуры языка, т.е. значение каждого слова определяется не его связью с вещью (с объектом, к-ое это слово обозначает), а определяется его соотношением с другими словами в рамках структуры языка).

Основная работа Мишеля Фуко "Слова и вещи".

Здесь граница между структурализмом и постструктурализмом: структурализм считал, что эта связь, хоть и "договорная" и условная, но существует; постструктурализм считал, что никакой связи между "словом" и "вещью" вообще нет.

Согласно постструктурализму, значение слова полностью самореферентно и не соотносится с реальностью, а только с другими словами. Не только отдельное слово, но и весь язык становится автономной системой, не имеющей связи с реальностью.

Отсюда выводы о

- Ненадёжности языка и условности всего человеческого знания;

- Принципиальной недостижимости истины;

- Потере всеми высказываниями (словами) фиксированного значения (по причине отсутствия объективных корней), а зафиксировать эти значения может только власть ("власть знания" и "знание власти"); "Власть есть высшая власть определять мир".

Отсюда язык -- основное средство власти и основным средством порабощения человека.

Исходные тезисы постмодернизма:

1. "Мир как текст".

Культура воспринимается как система знаков, языковая прежде всего. Язык владеет своим носителем, определяяя его способы мышления и жизнедеятельности.

Язык создаёт структурную предопределённость восприятия реальности. Более того, "Мир устроен по законам языка как основополагающей структуры"

"Границы моего языка есть границы моего мира: существует только то, что обозначено языком, и только так, как оно обозначено языком". (Лион Гиргенштейн)

Поэтому главной наукой является "грамотология": призвана помочь понять не только структуры нашего мышления, но и структуры организации бытия.

2. "Смерть субъекта".

Поскольку ничто не существует вне текста, значит и индивид не существует. Через человека говорит язык. Он полностью утрачивает автономию.

Если Декарт говорил: "Мыслю, следовательно существую", то здесь "Я" уже не мыслю: я говорю. Язык определяет не только все формы восприятия реальности, но и формы поведения.

Задача постмодернизма (по Фуко) заключается в том, чтобы освободить субъекта от этой огромной лингвистической сети, а сделать это может человек в двух вариантах: либо гений, либо сумасшедший.

 

 

Тема 4 (продолжение): Методологические основания современной социологической теории. Социология постмодерна.

! "Социология постмодерна" и "Социология постмодернизма" -- не одно и то же!!

Социология постмодерна ("постмодернистская социология") включает в себя несколько течений:

- Социология постмодернизма;

- Феноменологическую социологию;

- Этнометодологию;

- Этномарксизм (Франкфуртская школа).

Существуют различные варианты классификации. Настоящая предложена Юрием Николаевичем Довыдовым.

Основные положения постмодернизма:

1. "Мир как текст" ("текстуальность", "гипертекстуальность"...)

Терридад: "Ничто не существует вне текста" -- "пароль" этого направления соц мысли.

2. "Смерть субъекта" -- через субъекта говорит текст, структурная предопределённость, сам по себе субъект не существует.

Поскольку наше представление о мире языковое (ударение на4-ый слог: языковой (на второй) бывает только колбаса), понимание любого явления (текста) возможно только в связи с другими текстами, но не в связи с реальностью.

Мир конструируется в абсолютно искусственных моделях; связь с реальностью практически отсутствует.

Общий метод постмодернистского анализа (сами постмодернисты называют его "метод познания") -- деконструкция, т.е. анализ текста в более широком тексте или гипертексте (интертексте).

Поэтому понятия "постмодернизм", "деконструктивизм" и "постструктурализм" используются почти как синонимы.

Деконструктивизм -- методология постмодернизма, постструктурализм -- восприятие действительности.

Любой текст несамотождествен, он зависит от других текстов, поэтому процесс деконструкцииможет быть бесконечным.

"Следы следов" -- в одном тексте можно найти следы предыдущего, в предыдущем ещё более раннего и т.д.

Деконструкция -- соотнесение одного текста с другими (процесс теоритически бесконечный). Чтобы ограничить процесс деконструкции, вводится понятие дискурс.

!Дискурс -- текст вместе с традицией обсуждения некоторой темы; те фрагменты гипертекста, к-ые принято привлекать для обсуждения той или иной проблемы.

Пример:

для обсуждения социализма в советское время привлекался марксизм, утопический социализм и т.д. -- эта часть гипертекста. Потом происходит дискурсивный взрыв: уход от старого дискурса и формирование нового -- использование совершенно других фрагментов гипертекста.

Отсюда дискурсивный анализ (анализ дискурсивных практик) -- анализ привлекаемой для обсуждения той или иной проблемы материала.

Таким образом, дискурс -- некое, достаточно жёсткое ограничение привлекаемого для обсуждения проблемы материала (части гипертекста).

Поскольку эти тексты несамодостаточности, постмодернисты делают вывод о проблематичности всей картины реальности и более радикальный -- ненадёжности знания вообще.

2 наиболее радикальных течения, основанных на утверждении: "Мир конструируется в абсолютно искусственных моделях" (самые репрезентативные концепции):

Концепция Мишеля Фуко и концепция Бодрияра.

I. Концепция гиперреальности Жана Бодрияра. ***

Работы: "Америка" (критика консюмеризма современного американского общ-ва) и "Система вещей".

"Гиперреальность" -- реальность, существующая по ту сторону от реальности объективной.

Согласно Бодрияру, связь образов и объектов (реальности) исторически проходит несколько этапов:

1. "Отражение реальности" -- на самых ранних стадиях развития человечества;

2. "Извращение реальности";

3. "Утрата какой-либо связи образов и реальности" (20 век) -- формирование гиперреальности.

Гиперреальность -- мир самосоотносимых символов (нереферентных по отношению к реальности), к-ые "живут самостоятельной жизнью". Абсолютно искусственный мир, и следовательно разделительная линия между миром и знанием больше не ясна. Чётких границ между объектом и субъектом уже не существует.

Гиперреальность возникает тогда, когда культура утрачивает связь с реальностью, и человек начинает существовать исключительно в сфере символов: "Имидж всё, реальность -- ничто".

!Симулякрум -- псевдовещь: вещь, аналогов к-ой в реальности не существует.

Радикальный вывод: конец социального. Соц науки должны изучать не социальные закономерности, а закономерности лингвистики (отсюда 70-80-ые гг. жуткий конкурс на филфаки: структурная и прикладная лингвистика)

Должна быть сформирована новая антисоциальная теория с новыми принципами, понятиями, концепциями (нападки на модерн).

Бодрияр написал работу: "К критике политической экономии символа". (Одна из самых популярных работ Маркса -- "Введение в к критике политэкономии". В этой работе в самой совершенной, классической форме изложеныосновные принципы марксизма).

Следовательно, в основе западного общ-ва лежит не экономика, а производство символов, и главное, чем занимается специалист-обществовед (технолог -- реализацией), -- это изучение _кода сигнификации_, т.е. как закодировать (придать символические значения) миру, в к-ом мы живём.

Общ-во кодирует свою реальность, задаёт определённые смыслы символам.

По Бодрияру, современное западное общ-во -- прежде всего общ-во потребления. Поэтомуважнейшая составная часть этой гиперреальности -- это символизация, связанная с сферой потребления.

Бодрияр: "Чтобы стать предметом потребления, предмет сначала должен стать знаком".

Потребительская стоимость не имеет реального значения: сигареты Malboro могут реально стоить копейки, но имидж стоит денег. Сейчас какой-то галстук стоит 2000 долларов, через 2-3 недели он будет стоить гораздо дешевле: только тогда, когда символическое значение товара велико, велика и его меновая стоимость.

Отсюда вывод: современная потребительская система построена не на основе реальных потребностей, а на символической основе. Многие товары вообще не имеют потребительной стоимости, в таком случае он потребляется как символ.

Отсюда вывод: в современном западном общ-ве ч-к идентифицируется как личность через систему потребления -- "Скажи мне, что и где ты потребляешь, и я скажу, кто ты".

Иными словами: потребляя ту или иную вещь, мы демонстрируем принадлежность к той или иной социальной группе.

Общий вывод: Эра материального пр-ва закончилась, наступила эра пр-ва символов.

С точки зрения Бодрияра, мас-медиа не отражают происходящие события, а производят их, опираясь на соответствующие технологии символического кодирования. В настоящее время любое явление не имеет фиксированной сущности, любое явление можно при помощи различных кодов сигнификации подать по-разному. (Например, антиглобалистские выступления при определённой системе кодирования можно подать как прогрессивные, чуть ли не революционные выступления; при другом -- как хулиганские выходки маргинальных элементов, с сожжением машин, устраиванием беспорядков и нападений на полицейских).

Оценка Бодрияром первой войны в Ираке: "Войны реальной не было. Была сконструированная СМИ война".

II. Концепция социальной реальности Мишеля Фуко. ***

Работы: "Слова и вещи", "Археология гуманитарных наук".

Ввёл понятие эпистема (близко понятию гиперреальность).

"Каждая историческая эпоха вырабатывает свою уникальную систему "культурного знания" (эпистема) -- глобальную духовную структуру (в первую очерещь языковую), организующую все проявления жизни в эту данную историческую эпоху".

Фуко выделяет след ист эпохи?

1. Античная;

2. Средневековая;

3. Возрожденческая;

4. Просветительская;

5. Современная.

Каждая из этих эпистем характеризуется особой связью слова и вещи: с каждым новым этапом всё больше и больше отрыв "слов" от "вещей". На последнем этапе эта связь вообще утеряна.

Фуко эволюционировал во взглядах от структурализма до постструктурализма.

Фуко рассматривает эпистему как некое коллективное бессознательное, к-ое определяет мышление, а значит поведение индивида в соответствующую эпоху.

"Для индивида, живущего в рамках эпистемы, она не осознаваема".

Позиция раннего Фуко: "Прорваться за рамки эпистемы (выйти за её пределы и увидеть какие-то истины, недоступные другим) может либо гений, либо сумасшедший. Эпистема -- что-то вроде амортизатора между индивидом и реальностью".

Рекомендуемая литература: Жан Делёз и Феликс Гвоттари "капитализм и шизофрения (антиэдип)".

Постмодернизм видит свою задачу в том, чтобы не гений или шизофреник, а всё общ-во целиком могло разрушить эти представления, и тем самым разрушить механизмы, посредством к-ых власть организует и лигитимирует мир.

Фуко считает, что существует "власть-знание": власть выполняет новую ф-цию (в отличие от прошлых эпох). Поскольку нет реальной связи между понятием (языком в целом) и реальностью, поскольку у слова нет фиксированного значения, то главная ф-ция власти -- зафиксировать смысл. Фуко не говорит, что власть это делает сознательно, но эта эпистема отражает структуры распределения власти. Власть, с точки зрения Фуко, это прежде всего способность придавать смысл тому или иному явлению (+ оценка этого явления).

Схема:

Человеческое сознание изначально ложно -> истина недоступна -> мир как хаос орг-ется с помощью определённых объяснительных систем, к-ые лигитимируют ситуацию (по Фуко, прежде всего ситуацию власти) и тем самым лигитимируют и стабилизируют её.

Смысл постмодернизма сводится к "Эррозии веры в великие метаповествования, легитимирующие и тотализирующие представления о современности" (Лиотар). -- проблема гносеологии (теория познания).

Методология:

вместо "познания" вводится процедура деконструкции -- восстановление смысла текста путём соотнесения его с другими текстами. Отсюда проблема истины лишается смысла. Значит знание может быть лишь врагментом множества локальных культурных контекстов, к-ые и задают ему смысл, т.е. знание имеет смысл только в рамках определённого социокультурного образования (контекста). Отсюда оч важный вывод, направленный против мировоззрения модернизма вообще:

Универсальные ценности, универсальные закономерности не имеют под собой никаких оснований и должны быть разрушены.

Эти универсальные закономерности и ценности постмодернизм называет "иллюзиями метафизики модерна", "конструкциями искусственными, построенными умозрительно, для к-ых отсутствуют все возможные реальные основания". -- таким образом, появляется новая репрезентация социальной реальности.

Отсюда лозунг постмодернизма: "Конец великих метанаративов". -- не может быть глобальной идеологии, не может быть сколько-нибудь глобального мировоззрения, возможны только локальные социокультурные концепции (миниидеологии).

"Конец метанаративов" означает:

- Освобождение от унифицирующей монокультуры (антивестернизаторская установка);

- Открытие возможности преодоления культурной иерархичности, характерной для модерна (если культурной, то и экономической, политической и проч.);

- Предоставление выхода к культуре многообразия ("Мультикультурализм");

- Открытие пути для локальных форм и способов всех форм существования (жизни, познания, развития).

Общий лозунг постмодернизма: "Радикальный плюрализм и эголитаризм: все способы жизни, познания и всего остального имеют право на существование".

Веберовское описание капитализма -- рационализация, весь модерн основан на преоритете рационального, научного познания (сциентизм, позитивизм). Постмодернизм отказывается от этого утверждения: рациональное знание (приведшее к таким метафизическим новым конструкциям) не является больше доминирующим. Наряду с ним имеют право на существование все остальные формы.

Рекомендуемая литература: В. Капра "Дао физики (о параллелях между современной физикой и мистицизмом востока)".

III. Сравнение социологии модерна и постмодерна.***

Постмодерн переосмысливает эпистомологические (гносиологические) и онтологические основания социологии модерна, т.е. представления о реальности и возможностях её познания.

Все исходные допущения социологии модерна опровергаются постмодерном.

1.Постмодерн отказывается от поиска общих, универсальных закономерностей общественного развития? "Мир не един, а фрагментирован" и все попытки рассматривать его как универсальный -- метафизика модерна.

Мир рассматривается как всё более и более фрагментирующийся (новый трайбализм -- оплеменение, выделение мелких субкультур).

2. Опровергается тезис модерна о полной познаваемости и объяснимости мира;

3. Постмодернизм отказывается от прогрессистских взглядов модерна (резома -- корень, развивающийся в разных направлениях. Тк и мир "ползёт в разные стороны". Речи быть не может о едином направлении развития).

Отсюда постмодернизм отказывается от возможности и попыток создания "подлинно научной теории общества" и от создания идеальной модели общественного устройства.

4. Постмодернизм принципиально отвергает идею модерна об объективности и ценностной нейтральности социального знания, от позиции учёного как "объективного наблюдателя".

Рекомендуемая литература: Зигмунд Бауман.

Анализ социальных корней возникновения постмодернизма и роли социальной науки в эпоху модерна.

Бауман анализирует роль "интелектуалов" в процесссе глобальной модернизации.

"Напротяжении 3 столети запад задавал всему миру концепцию прогресса, определял основные направления этого прогресса. И делали это (лигитимировали) это интеллектуалы через свои философские, социальные, политические, этические и проч. теории. Он обосновывали "очевидное превосходство запада на остальным миром" и доказывали, что то, что делает запад, имеет универсальное, истинное значение, именно потому, что соответствует объективным законам истории".

На самом деле ф-ция интеллектуалов состояла не в служении объективным законам, а в наоборот, в придании модерну универсального значения и тем самым статуса объективной закономерности. Иными словами, запад на практике не реализовывал объективные закономерности, а то, что он делал, соц наука интерпретировала как объективное, закономерное и потому универсальное. "Объективность значит общезначимость".

Поэтому Иммануил Баллестайн (представитель неомарксизма, один из ведущих западных социологов) называл всю соц науку "интеллектуальным дополнением либерализма", поскольку она лигитимировала либеральную политику запада, придала ей статус законосообразной д-ти.

Поэтому ф-ция социологии состояла в научной легитимации модерна, в привитии всему миру рациональности модерна как универсального контекста социальных изменений.

Теперь по-другому звучит фраза Конта "сделать всех позитивистами".

Социология постмодерна отказывается от таких ф-ций и объективных законов не ищет. Задача постмодерной социологии (как её формулирует Зигмунд Бауман) заключается в том, чтобы показать многозначность и неопределённость социальной реальности, выявить разичные варианты общественного развития, из к-ых ни про один нельзя сказать, что он реализуется с объективной закономерностью (закономерной необходимостью).

Социология не должна заранее определять развитие событий, к-ые (с точки зрения социологии постмодерна) никогда до конца не детерминированы. Поэтому даже если один из возможных вариантов реализуется, он не может быть объявлен объективно необходимым. Объявляя один из возможных путей объективным, закономерным и таким образом научно легитимируя его, социология может "задушить в зародыше" другие возможности, к-ые таит в себе общ-во.

Бауман называет репрессивными по отношению к общ-ву все попытки провозгласить какие-то "универсальные", "объективные" законы неизбежными.

Есть 2 "толстые книжки", одна написана в начале перестройки -- "Иного не дано", а другая в конце -- "Иное" (половина фамилий авторов совпадают).

 

 

Тема 4: Методологические основания современной социологии. Типы научности в социологии.

Чем в принципе отличается дискурс модерна от дискурса постмодерна?

Перспектива постмодерна противоположна по многим позициям модерну:

постмодерн (прежде всего постмодернизм) показал, что за претензией на обладание объективной истиной в любой сфере (науке, политике, идеологии) в конечном счёте скрываются вполне определённые ("далеко не возвышенные") мотивы и интересы -- ВЛАСТЬ ("знание власть" Фуко) и утверждение своего культурного и иного превосходства ("Если я обладаю истиной, значит вся иерархия модерна выстраивается. Всё остальное ниже, хуже и проч.")

В постмодернизме язык описаний и интерпретаций реконструируется как язык мотивов (за провозглашением иерархии видятся мотивы). Претензии на ценностную нейтральность и объективность социального знания в лучшем случае рассматривается как равнодушие (в худшем -- как пособничество) осуществлению одной из возможных тенденций развития общ-ва.

Выделяют 3 типа научности: классический, неклассический, постнеклассический, каждый из к-ых вырабатывает собственную "научную" картина мира, к-ая представляет собой результат взаимодействия естественно-научного знания и философии.

Выделяются 2 важнейшие составляющие картины мира:

1. Представления о природе реальности (онтология) -- представления о природе, "Что такое бытие".

2. Представления о о целях, методах и идеалах научного познания.

Постнеклассический тип научности (формируется сейчас). В его основе со стороны естествознания лежит концепция синергетики ("Теория диссипативных структур"). Теоретики: Илья Пригожин, Герман Хакен, Рене Том ("Теория катастроф"), Никита Моисеев, Капица, Малинец.

!Диссипация -- рассеивание и самоорганизация рассеявшихся структур;

!Синергетика -- в букв. смысле "содружество", "содействие".

В настоящее время более употребим термин "синергетика". Имеется в виду теория, к-ая претендует на методологию современного естествознания.

Всё это можно назвать "Теорией самоорганизации сложных систем".

Все эти теории начали разрабатываться в конце 60-ых гг. (Важно!)

Предмет изучения этих теорий -- сложные системы в условиях неустойчивого равновесия и их самоорганизация вблизи точек бифуркации.

Предмет исследования -- не существующее (Дюркгейм, Парсонс), а возникающее; организующаяся система. Точка бифуркции -- точка ветвления, когда открывается несколько вариантов развития (правильнее не "би-", а "полифуркация"). Такая ситуация возникает только тогда, когда система утрачивает состояние равновесия, вступая в стадию неравновесного развития (именно так оценивается современный мир).

Синергетика смотрит на мир из иной системы координат. Исходными являются нелинейность, нестабильность, неравновесность. Обратные характеристики системы (устойчивость, равновесие, линейность развития) рассматриваются как частный случай (как концепция Ньютона есть частный случай теории относительности).

Отсюда синергетику можно описать как теорию овладения субъектом нелинейной ситуацией (особенно важно для управленцев).

Сравнительный анализ модерной (классической) и постмодерной (постнеклассической) картин мира:

Классическая: Линейный, жёсткий детерминизм, универсализм, одновариантное развитие;

Постнеклассическая: нелинейность, неопределённость, многовариантность (индетерменизм).

~Иногда встречается термин "индетерминизм" -- "недодетерминированное развитие": в каждой конкретной ситуации нет одной детерминанты, но в целом развитие детерминировано множеством внешних обстоятельств (нет линейной детерминированности).

Постнеклассическое представление о развитии социальных систем:

1. Этот процесс предстаёт как принципиально открытый, нелинейный, многовариантный.

Социум содержит в себе различные сценарии будущего, и ни один из них не предопределён (не детерминирован жёстко). Отсюда задача науки -- исследовать и оценивать возможные варианты развития ("Альтернативные сценарии развития");

2. Это процесс с чередованием стадий -- эволюции и бифуркации.

Стадии эволюции -- стадии детерминированного развития (доминируют закономерные процессы), стадии бифуркации -- основная роль играют стахастические (вероятностные) процессы и когда малые воздействия (микровоздействия) могут оказать влияние (определить содержание) макропроцессов. (т.н. "Эффект бабочки").




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1779; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.109 сек.