Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религия как объект социологии

Функции социальных институтов.

Признаки социальных институтов.

Понятие института и институционализация

Социальные институты - это комплекс установлений, правил, придающий устойчивость различным формам человеческой деятельности.

Институты основываются не только на четкой системе правил и норм, но и на развитом социальном контроле над их исполнением. Существование институтов связано с деятельностью людей, организованных в группы, в которых проведено разделение на соответствующие статусы, отвечающие потребностям общества или данной группы.

Процесс образования институтов - институционализация - подразумевает замену спонтанного и экспериментального поведения на поведение регулированное, ожидаемое, предсказуемое. Это процесс, этапами которого выступают:

- возникновение потребностей, удовлетворение которых требует совместных организованных действий.

- появление в ходе стихийного социального взаимодействия социальных

норм и правил.

- принятие, применение этих норм и установленных санкций для их поддержания.

- создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института.

Семья Образование Государство Экономика Религия
I. Кодекс устный и письменный.
Нормы:
некоторые семейные запреты и допущения учебное расписание, Госстандарт, правила учащихся Конституция    
Статусы:
жена, ребёнок, теща Студент, преподаватель, декан президент, политический лидер    
II.Социальные установки и образцы поведения (роли) - общая ориентация человека на какой-либо социальный объект.
привязанность, лояльность, ответственность, уважение, любовь... Любовь к знаниям, карьерная ориентация   Получение прибыли, расчетливость, бережливость  
III. Идеология - система идей санкционирующих нормы.
дом, индивидуализм, романтическая любовь идеология академической свободы, равенство при обучении   право на труд, свободная торговля  
IV. Символы - знаки, комплексы знаков, создание образа института.
брачные ритуалы эмблемы, атрибуты факультетов, студенческие песни, Флаг фабричная марка  
V. Материальные условия.
дом, мебель аудитории, библиотеки, оборудование.   производственные отношения и оборудование  

1) Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Она связана со стандартизацией поведения в определенных сферах, со стандартизацией социальных связей (задать правила игры). Например, семья как социальный институт осуществляет:

- репродуктивную функцию;

- функцию передачи статуса (сословных имуществ);

- функцию эмоционального удовлетворения.

2) Регулятивная функция - обеспечивает предсказуемое поведение.

семья: -сексуальное регулирование

3) Интегративная функция. Связана с консолидацией усилий (сплочением). Семья:защитная и экономическая функция (совместное ведение хозяйства).

4) Транслирующая функция. Связана с передачей социального опыта. Коммуникативная функция. Связана с распространением информации внутри института и между институтами. Семья: функция социализации (передача опыта из поколения в поколение). Р.Мертон различает явные и латентные функции социальных институтов. Явные функции социальных институтов записаны в уставах, формально заявлены, приняты сообществом причастных людей, декларированы. Латентные функции социальных институтов – те, которые осуществляются на самом деле. Иногда они совпадают, но чаще нет.

4. Все институты следует разделить на формальные, объем функций которых регулируется предписаниями закона, и неформальные, - функции, средства и методы которых не нашли выражение в социально закрепленных (формальных) формах.

Виды формальных социальных институтов:

Экономические - занимаются производством и распределением благ, услуг, регулированием денежных обращений, организацией и разделением труда.

Политические – связаны с установлением, исполнением и поддержанием власти.

Воспитательные и культурные – созданы для укрепления, создания и развития культуры, передачи культурных ценностей общества молодому поколению (семья, школа, научные институты, художественные учреждения и т.д.).

Социальные или общественные (в узком смысле этого слова) – регулируют повседневные межчеловеческие контакты, способствуют взаимопониманию (общественные организации, товарищеские учреждения, клубы и т.п.).

ТЕМА 14: СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИЙ

1. Религия как объект социологии.2. Методы социологии религии.3. Структура религии.4. Позиций изучения религии.5. Проблема возникновения религии.6. Многообразие и классификация религий.7. Роль религии в жизни человека и общества.8. Социология религии и другие науки о религии.9. Социология религии и теология.10. Возникновение и развитие социологии религии.

Социология религии изучает религию как социальный феномен, т.е. как явление доступное наблюдению, эмпирическими методам исследования. Социология религии относится к числу социологических теорий среднего уровня.

2. Методы социологии религии. Социолог использует для анализа религии следующие социологические методы: опрос и статистический анализ; наблюдение и эксперимент; кросскультурный сравнительный анализ; континент-анализ, анализ письменных источников, исторических документов. Социология религии лежит на стыке двух областей знания: она является частью социологии и в то же время - одной из религиеведческих наук, таких как история религии или психология религии. Место социологии религии в религиоведении определяется ее отношением: а) к другим наукам о религии, б) к феноменологии религии и в) к теологии. 3. Структура религии. Слово ‘’религия’’ буквально обозначает, связывание, запрягание, повторное обращение (к чему либо). Главные элементы религии:1) Изначальным элементом всякой религии является вера. Она предполагает в первую очередь религиозное чув­ство, настроение, эмоции. Вера наполняется содержанием и питается от религиозных текстов, изображений (например, икон), богослужений. Возникает образ Бога или богов, имеющих конкретные имена, названия и атрибуты (свойства) и появляется возможность общения с Ним, утверждается истинность священных текстов и догматов (вечных абсолютных истин, принимаемых на веру), авторитет пророков, основателей церкви и священства.2) Специально разрабатываемая для данной религии совокупность принципов, идей, понятий, т.е. ее учение. Это может быть учение о богах или Боге, об отношениях Бога и мира. Религиозное вероучение создается философами (религиозная философия) и теологами. 3) Религия не может существовать без какой-либо религи­озной деятельности, осуществляемой м иссионерами, проповедующии веру, теологами, сочиняющими научные труды, препо­давателями преподающими основы своей религии. Но стержень религиозной деятельности - это культ (с лат. возделыва­ние, уход, почитание). Под культом понимается вся совокупность действии, которые совершают верующие с целью покло­нения Богу, богам или каким-либо сверхъестественным силам. Это обряды, богослужения, молитвы, проповеди, религиозные праздники. Обряды и другие культовые действия могут быть магичес­кими, с помощью которых слу­жители культа пытаются таинственным способом воздействовать на окружающий мир, на других лю­дей. Другая разновид­ность культовых действий - символические обряды, которые только изображают или имитируют действия ка­кого-либо божества с целью напоминания о нем. Мистические обряды направлены на то, чтобы «раскрыть Бога в себе самом», соединиться с ним путем «ра­створения в Боге», могут воздействовать только на посвященных во внутренний смысл данного религиозного учения. Для того, чтобы осуществлять культ, необходимы церков­ное здание, храм, мечеть, церковь, церковное искусст­во, предметы культа (утварь, облачения священства и т.п.) и многое другое. Для совершения культовых действий в боль­шинстве религий требуются специально подготовленные свя­щеннослужители. В процессе отправления культов и всей своей религиозной деятельности люди объединяются в сообщества, называемые общинами, церквями, конфессиями (от лат. церков­ный, вероисповедальный). Обычно у религиозных объединений существует организа­ционная структура: органы управления, объединительный центр (например, римский папа, патриархия и т.п.), монаше­ство со своей специфической организацией; иерархия (сопод­чинение) духовенства. Существуют религиозные учебные за­ведения, готовящие священников, академии, научные подразделения, хозяйственные организации. Церковью обычно именуют крупное религиозное объеди­нение, имеющее глубокие духовные традиции, проверенные временем. Последователей у каждой церкви, как правило, очень много, в основной своей массе они анонимны (т.е. учет церко­вью не ведется), их религиозная деятельность и жизнь посто­янно не контролируется, за ними остается относительная сво­бода мыслей и поведения. От церквей принято отличать секты. Сектой может являться оппозиционное течение внутри какой-либо церкви, которое может превратиться со временем и в гос­подствующее, а может бесследно исчезнуть. На практике сек­ты понимаются более узко: как группы, складывающиеся вокруг какого-либо лидера-авторитета. Они отличаются замкнутостью, изолированностью, строгим контролем за своими членами, распространяющимся не только на их религиозную, но и на всю частную жизнь. 4. Позиции изучения религии. Среди научных подходов к изучению религии выделяются три: 1) Конфессиональный (от лат. - церков­ный, вероисповедальный), т.е. религиозный. Ученые, придерживающиеся такого имеют своей конечной целью утвердить ис­тинность своей религии, доказать ее превосходство над дру­гими. Такой подход можно назвать еще апологе­тическим (от гр. ароlоgеtiкоs - защитительный). 2) Атеистический или натуралистический, рассмат­ривающий веру людей в Бога как ошибку, временное, прехо­дящее, но занимающее определенное место в истории явление. 3) Феноменологический (от гр. явление, данность) подход, с точки зрения которого религия описыва­ется и изучается вне связи с проблемой бытия или небытия Бога. 5. Проблема возникновения религии. Существуют два подхода возникновения религии:1) Религия появилась вместе с человеком. В этом случае человек (что согласуется с библейской версией) должен был быть создан Богом в результате акта творения. Таким образом, вопрос о воз­никновении религии снимается: она существует исконно.2) Религия - продукт развития человеческого сознания, т. е. человек сам создал (придумал) Бога или богов. Вера в магические свойства предметов - камней, кус­ков дерева, амулетов, фигурок и т.п. - получила в науке на­звание фетишизм (от порт. - магическая вещь). Если люди (племя, род) поклоняются животному и растению как своему мифическому предку или защитнику, то это веро­вание обычно называют тотемизмом (слово «тотем» пришло от североамериканских индейцев и буквально оз­начает «его род»). Вера в существование бесплотных духов и душ, населяющих мир, называется анимизмом (от лат. - душа). 6. Многообразие и классификация религий. Самая простая классификация религий сводится к делению их на три группы: 1) Родоплеменные примитивные древние верования. Они возникли в очень глубокой древности и сохранились по сей день. От них происходят многочисленные суеверия (суе - напрасно, без пользы, попусту) - примитивные верования, которые имеют много общего с религией по природе своего возникновения, но не могут быть признаны собственно рели­гиями, так как в них нет места Богу или богам, и они не со­ставляют целостного мировоззрения человека. 2) Национально-государственные религии, которые со­ставляют основу религиозной жизни отдельных народов и наций (например, индуизм в Индии или иудаизм у еврейско­го народа). 3) Мировые религии (вышедшие за пределы наций и госу­дарств и имеющие огромное число последователей во всем мире). Общепризнано, что мировых религий три: христиан­ство, буддизм и ислам. Все религии можно также разделить на две большие груп­пы: монотеистические (от гр. - один, единствен­ный и - бог), т.е. признающие существование единого Бога, и политеистические (ро1у - много и Теоs - бог), поклоняющиеся множеству богов. 7. Роль религии в жизни человека и общества. Функции религии в обществе:Во-первых, религия, являясь мировоззрением, т.е. системой принципов, взглядов, идеалов и убеждений, объясняет чело­веку устройство мира, определяет его место в этом мире. Во-вторых (и это следствие первого), религия дает людям утешение, надежду, духовное удовлетворение, опору. В-третьих, человек, имея перед собой некий религиозный идеал, внутренне меняется и становится способен нести идеи своей религии, утверждать добро и справедливость. В-четвертых, религия может существенно влиять на большие сообщества и це­лые государства, живущие по законам данной религии. В-пятых, религии способствуют объединению людей, по­могают складыванию наций, образованию и укреплению госу­дарств. Религиозный экстремизм (от лат. - крайний), к сожалению, остается и в XX в. довольно распространенным и опасным явлением - источником общественной напряжен­ности. В-шестых, религия сберегает об­щественное культурное наследие.Таким образом, религия выполняет в истории созидатель­ную культурную функцию.8. Социология религии и другие науки о религии. Областью, к которой относится предмет социологии религии, является лишь доступное наблюдению поведение человека в широком смысле слова, которое включает его деятельность (действия, или устремления от них, отказ от действий, речь, или наоборот - молчание и т.д.), а также те факторы, которые включены в эту деятельность (среда обитания, климат). 9. Социология религии и теология. Теология основывается на признании действительного существования объекта религиозного отношения. Предмет теологии - бог и самообнаружение бога в мире, его «откровение». 10. Возникновение и развитие социологии религии. Социология религии начинает формироваться как научная дисциплина примерно с сер. 20 века. Одним из важнейших источников социологии религии была социально-философская критика феодальных общественных отношений и церкви как социального института, в особенности - со стороны французских энциклопедистов XVIII в. (Гельвеций, Гольбах, Дидро). Одним из первых мыслителей, обосновавшим возможность рассматривать религию с позиций научного мышления был И.Кант. Учение О.Конта о социальной динамике содержит эволюционную модель общества, построенную с помощью понятий, почерпнутых из истории религии. Социология религии по Г.Спенсеру должна заключаться в выявлении условий и предпосылок организационной стороны деятельности государственной Церкви Англии, ее успешности. Главное, что внес Дюркгейм в социологию религии («Элементарных формах религиозной жизни») - это понимание религии как интегрирующей общество силы. К.Маркс (1818-1883) способствовал развитию функционального подхода к религии. Центральную роль в учении К.Маркса, а в последствии у 3.Фрейда, играл тезис о компенсационной функции религии. Религия - это «сердце бессердечного мира»: страдания в этом мире не напрасны, они будут вознаграждены в будущей жизни. Главная функция религии по М.Веберу - функция смыслополагания, религия является прежде всего фактором социального изменения. В значительной мере вся его концепция социального развития основана на двух понятиях - харизмы и пророчества. Работы Э.Дюркгейма и М.Вебера оказались в полном смысле слова основополагающими в области социологии религии. Существенным добавлением к этим двум подходам были работы Б.Малиновского (1884-1942), в которых получил развитие функциональный анализ религии и магии, помогающих человеку справляться с казалось бы безнадежными ситуациями. ТЕМА 15: СОЦИОЛОГИЯ НАЦИЙ I. Предмет социологии наций.2. Понятия этнические общности, этнос, семья, род, племя, народность, нация, народ.3. Феномен национализма.4. Направления социологии наций – экономическая, социальная, духовная. 1. Предмет социологии наций. Социология наций - это феномен, раскрывающий специфику проявления национального в любом гражданском обществе. Предметом социологии наций или этносоциологии являются национальное само­сознание и этническое поведение, опосредованные конкрет­но-историческими условиями их функционирования. Составляющими понятиями этносоциологии являются – этнические общности, этнос, семья, род, племя, народность, нация, народ.

Этнические общности включают в себя племена, народности, нации.

Этнос (с греч. - племя, народ) – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры (включая язык), особенностями психологичского склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием).

Признаки этносов - язык, народное искусство, обычаи, традиции, нормы поведения, привычки, иными словами, компоненты культуры, которые передаются из поколения в поколение, образуя так называемую этническую культуру.

Началом развития этнических общностей была семья.

На основе объединения нескольких семей складывался род, который объединившись с себе подобными формировал клан. Кланы представляли собой объединения людей, связанных не только кровнородственными узами, но и верой в происхождение от общего предка. Несколько кланов составляли племя.

Племя – социальная организация, складывающаяся на основе единства территории, общности языка, особых обычаев, обрядов, характерных имен, религии. Для племени характерны задатки внутренней организации, наличие вождя и совета вождей, элементы институтов суда. В племенах начинают формироваться контуры хозяйственного уклада. Известны племена, состоящие из нескольких десятков тысяч человек.

Народность – этническая и социальная общность. Народность вырастает из смешения племен и образования племенных союзов в период разложения первобытнообщинного строя и утверждения новых, частнособственнических отношений. В народности приобретают значение связи территориальные, складывается общий язык на основе племенных языков. Народности свойственно наличие хозяйственных связей, хоть они не имеют столь развитого консолидирующего характера как для нации. Развитие капиталистических отношений, глобальные изменения в области политических, социальных и, главным образом, экономических сферах приводят к превращению народности в нацию.

Нация – это исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на основе общности языка, территории, экономической жизни, а также некоторых своеобразных черт характера, психологии, культуры, быта. Способность к образованию собственного государства, его укреплению и развитию, также как и способность внести вклад в общечеловеческую культуру, считается основным признаком выделения и образования нации. Нация начинает складываться в период разложения феодализма и появления капитализма. Этому способствует ликвидация феодальной раздробленности, упрочение экономических связей между отдельными территориальными образованиями, объединение местных рынков в общенациональный. Очень часто употребляется термин “народ”.

Народ – в обычном смысле – население государства, страны. В более узком, конкретно-социологическом смысле, народ – совокупность социальных групп, занятых в массовых видах деятельности в системе общественного разделения труда (прежде всего – в материальном производстве). Народ – носитель коллективного социального опыта: языка, исторической памяти, культурных ценностей и норм, трудовых навыков и умений и т.д. Одним из отличительных факторов народа является культура.

Уильямс Томс в 1845 г. создал термин “фольклор”, охватывающий мифы, легенды, пословицы, песни, танцы, обычаи. Народы отличаются также характерной материальной культурой – орудиями труда, жилищем, одеждой.

2. Феномен национализма – это утверждение собственной нации в качестве наивысшей ценности, превосходства собственной нации, нетерпимость к другим нациям, стремление подчинить их себе. Часто национализм смыкается с расизмом, основанным на расовом превосходстве и избранности нации для выполнения особой миссии. Национализм может быть обоснован также с помощью религии, когда какая-нибудь нация утверждает, что она избрана Богом для выполнения особой миссии.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Основные направления социологии наций
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.