Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1. Понятие «прикладная социология». Выборочные исследования в социологии. Основные принципы реализации выборок




План

Тема 8. Прикладная социология

Цель: Рассмотреть особенности проведения прикладных социологических исследований и методов их проведения.

Задачи:

1. Выявить особенность прикладных исследований.

2. Раскрыть понятие «генеральная совокупность» и «выборка» и рассмотреть процедуру формирования выборки.

3. Рассмотреть методы сбора информации.

4. Рассмотреть методические особенности подготовки анкетных опросов и интервью.

Основная литература:

3. Добреньков В.И., А.И. Кравченко Методы социологического исследования. Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2004.

4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 624 с.

Дополнительная литература:

4. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: Учеб. пособ Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1998.— 208 с.

5. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А. Б. Гофмана.— М.: Канон, 1995.— 352 с.— (История социологии в памятниках)

6. Ельмеев В. Я., Овсянников В.Г. Прикладная социология: Очерки методологии. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Издательство С.-Петербургского госу­дарственного университета, 1999. — 296 с.

7. Смелзер Н. Социология – М.: «Феникс», 1994

8. Науменко Т.В. Социология массовой коммуникации. – СПб: Питер, 2005

Дидактическое и техническое обеспечение: УМК «Социология», образец анкеты, мультимедийное сопровождение.

1. Понятие «прикладная социология». Выборочные исследования в социологии. Основные принципы реализации выборок.

2. Методы сбора информации в социологическом исследовании.

3. Методические особенности подготовки анкетных опросов и интервью.

Прикладная социология является способом соединения методологии, принципов и методов общей социологии с конкретными ситуациями в той или иной сфере социальной действительности, с отраслевыми направлениями социологии: социология города, семьи, образования, рынка. Прикладная социология выступает как совокупность проблемно-ориентированных исследований, направленных на решение конкретных социальных проблем, возникающих в определенных социальных подсистемах, конкретных социальных общностях и организациях.

Прикладная социология – это совокупность теоретических знаний, методологических принципов, специальных и отраслевых социологических теорий, методов, методик и процедур исследования, ориентированных на практическое применение, достижение реального социального эффекта в развитии социальных процессов и явлений.

Прикладная социология составляет относительно самостоятельную часть социологического знания, имеющую собственные функции: познавательную, информационную, диагностическую, созидательно-преобразующую, инновационную, прогнозирующую.

Все исследования в социологии, как уже отмечалось, можно разделить на две большие группы: сплошные и несплошные.

В сплошных исследованиях наблюдению подлежат все единицы, входящие в состав эмпирического объекта. В несплошных социолог выделяет для изучения лишь небольшую их часть.

Рассмотрим три основных типа несплошных исследований.

A. Монографические. В них детальному, обстоятельному изучению по подлежит один, но типичный элемент, представляющий обьект исследования. В социологии данный тип исследования используется редко.

Б. Исследования по методу большого (основного) массива. В них изучается 60—70 % единиц, входящих в состав объекта.

B. Выборочные исследования — самая распространенная разновидность несплошных исследований в социологии. Основное требование к выборке — ее репрезентативность. Это значит, что по выделяемым параметрам (критериям) состав опрашиваемых должен приближаться к соответствующим пропорциям в эмпирическом объекте исследования.

 

Для уяснения принципов реализации выборочных исследований необходимо знать основные понятия теории выборки.

/. Генеральная совокупность — все множество элементов, составляющих объект. В качестве генеральных совокупностей могут выступать любые социальные общности и группы: избиратели города или области, студенты вуза, взрослое население страны, покупатели какого-либо товара и т.д.

2. Выборочная совокупность (выборка) — часть элементов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных методов и подлежащая непосредственному изучению в ходе исследования.

3. Единицы анализа (изучения) — элементы выборки (т.е. респонденты), подлежащие опросу.

4. Репрезентативность — это свойство выборки воспроизводить в себе основные характеристики генеральной совокупности. Данное свойство позволяет экстраполировать результаты исследования, полученные на ограниченном числе наблюдений, на всю генеральную совокупность, т.е. делать заключения о целом на основании части.

5. Ошибка выборки — степень отклонения выборочных параметров от «истинных» характеристик генеральной совокупности. Чаще всего ошибка выборки обозначается символом Д и измеряется в процентах или долях. В обычном исследовании нормой считается Д = ±5% (0,05), в прогнозном, когда требуется повышеннаяточность результатов, Д не должна превышать ±1—3 % (0,01—0,03). Вместе с тем важно знать еще и вероятность (Р) появления заданной ошибки в нашей выборке, т.е. степень уверенности в том, что расхождения между значениями выборочной и генеральной совокупностей по контрольным параметрам не превышают допустимой величины Д. Обычно в исследованиях выбирают Р = 0,95 или 0,99 и указывают Д и Р одновременно. Например, если по итогам нашего опроса тот или иной товар собираются приобрести 20% населения города и при этом ошибка не превысила 5% при Р = 0,95, то это можно интерпретировать следующим обра­\зом: при сплошном опросе всего городского населения в 95 случаях из ста подобный ответ о намерении купить данный товар дали бы 20 ± 5% респондентов, а в пяти случаях из ста эта ошибка превысила бы 5%.

6. Объем (численность) выборки — статистически значимое количество респондентов, которых нужно опросить для получения достоверной информации, т.е. для того, чтобы ошибка не превысила заданную величину.

Существуют две основные модели выборки: вероятностная (случайная) и целенаправленная (неслучайная).

К модели целенаправленной выборки неприменимы правила теории вероятности. К такого рода выборкам относят стихийные выборки, выборки по методу основного массива, по методу «снежного кома», а также квотные выборки. Главным условием применения квотных выборок является наличие до начала исследова-1ия статистических данных о распределении основных признаков генеральной совокупности (например, процентных распределеий по полу, возрасту, роду занятий и т.п.). Эти данные выступа-в качестве квот, их числовые значения — в качестве квотных параметров, а сами признаки называют квотируемыми.

При реализации метода квотной выборки анкетеры (интервьюеры) получают квотные задания с указанием количества людей, подлежащих опросу, а также их характеристик (например: «20 мужчин в возрасте 20—25 лет» и т.д.), а затем целенаправленно отбирают респондентов, «подходящих по квотам».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 932; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.