Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лечебная педагогика




Коррекционная педагогика

Дефектология

1. Специальная педагогика это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых затруднительно или невозможно образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств.

Специальная педагогика — составная часть педагогики, одна из ее ветвей.

Как научная дисциплина наряду с общепедагогическими терминами использует собственный понятийный аппарат.

Термины "специальная педагогика" и "специальное образование" являются общепринятыми в современной международной теории и практике.

В США понятие "special education" включает образование всех детей, отличающихся от общепринятой нормы, в том числе одаренных.

2. Дефектология наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания.

Термин "дефектология" происходит от лат. defectus (недостаток) и греч. logos (слово, учение). Использовался в нашей стране на протяжении 70 лет в качестве титульного названия теоретиче­ской и практической области специального образования лиц с отклонениями в развитии.

За рубежом вместо понятия "дефектология" применяются бо­лее ограниченные понятия "специальное обучение" и "лечебная педагогика", имеющие главным образом практическую направ­ленность.

Основные области дефектологии:

Сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих, глухонемых и слабослышащих);

Тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих);

Олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых);

Логопедия (теория и практика преодоления нарушений развития
речи).

Становление и научное оформление дефектологии связано с развитием педологии, обогатившей педагогику концепцией всестороннего изучения развивающейся личности ребенка.

Коррекционная педагогика - отрасль педагогической науки, разрабатывающая теоретические основы, принципы, методы и средства образования, воспитания и коррекции детей и взрослых, имеющих различные нарушения и отклонения в развитии. Термин "коррекционная педагогика" введен в начале 90-х гг.XX в. в качестве альтернативы понятию "дефектология".

По мнению Н.Д. Никандрова и Г.Б. Корнетова, в современной России коррекционной педагогикой именуются в совокупности дефектология и ее составляющие.

В определении понятия лечебной педагогики среди специалистов до сих пор нет единого мнения.

С.А. Козлова и Т.А. Куликова называют лечебной педагогикой интегрированную медико-педагогическую науку, основным предметом которой является система образовательно-воспитательной деятельности педагогов с хворающими, недомогающими и больными школьниками.

Проблема щадящих педагогических технологий возникла в связи с ростом заболеваемости среди детей школьного возраста, проникновением в школьную среду таких негативных явлений, как наркомания и токсикомания.

Существует также толкование термина "лечебная педагогика" как лечение больных педагогическими методами. Однако Ю.В. Моро­зова считает, что оно устарело, не отражает сущности изучае­мой предметной области и поэтому мало употребляется в со­временной отечественной педагогической науке.

Рекомендуемая литература:

1. Специальная педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. — М.: Издатель­ский центр "Академия", 2002. С. 5—12.


Тема:.Субъект, объект, предмет, цели и задачи специальной педагогики

 

Вопросы для обсуждения




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.