Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предпосылки общения

 

Процесс общения реализуется через предпосылки (В.А.Кан-Калик): установку, настроение, восприятие друг друга участниками общения и их взаимопонимание. Установка выражает готовность, предрасположенность субъекта общения к восприятию будущих событий и действий в определенном направлении. Она служит основой для избирательной активности человека в процессе общения и обеспечивает устойчивый и целенаправленный характер будущего взаимодействия, выражает потребность в общении при объективных обстоятельствах ее удовлетворения. Различают позитивную и негативную установки.

Позитивная выражается в положительной реакции на необходимость контакта с другими людьми, во внутренней готовности к разнообразным поворотам в общении, в способности творчески осмысливать и интерпретировать личность другого человека, в умении спрогнозировать результаты предстоящего общения.

Негативные установки провоцируют возникновение психологических барьеров установки. Их несколько:

1. «Барьер предвзятости». Человек не хочет или не может продолжать общение из-за того, что его что-то раздражает в партнере по общению (голос, манера говорить, одежда, жесты, мимика и т.д.), и он сворачивает ситуацию общения до минимума и только дома, в процессе анализа начинает осознавать, что конкретно его раздражало в партнере.

2. «Барьер отрицательной установки». Перед тем, как познакомиться с человеком, мы получаем от других людей характеристику партнера или коллектива, иногда не лестную.

3. «Барьер боязни» контакта с человеком. Этот барьер чаще всего реализуется через фразу «как-то неловко…» обратиться за советом. Помощью, с просьбой.

4. «Барьер ожидания непонимания» проявляется в установке «а правильно ли вас поймут?», причем акцент делается на то, что вас поймут неправильно. Вот почему мы редко обращаемся за разъяснением инструкции или учебного материала.

5. «Барьер возраста»

6. «Барьер неверных стереотипов». Человеку кажется, что его действия, поступки вызовут обиду, неудовольствие, отказ.

Иногда установлению контактов между людьми мешают индивидуальные особенности человека. Поэтому выделяют:

1. «Барьер темперамента» обусловлен относительной психологической совместимостью людей. Например, холерики плохо уживаются с меланхоликами, флегматики – с холериками.

2. «Барьер несовместимости характеров» возникает как следствие поведения людей, отличающихся друг от друга акцентуациями характера, основу которых составляют психологические типы личности. Например, возбудимый тип характеризуется раздражительностью и вспыльчивостью; дистимный – пассивностью, неповоротливостью…

3. «Барьер отрицательных эмоций» может возникнуть во время общения и характеризуется страхом, страданием, гневом, чувством вины, отвращением.

4. «Барьер стыда и вины» возникает как чувство неуместности происходящего во время похвалы и критики.

5. «Барьер гнева» появляется как ответ на неожиданные препятствия, например, на прерывание интересного занятия, на незаслуженную обиду, на принуждение совершить неприемлемый поступок.

6. «Барьер страдания и горя» мешает человеку адекватно реагировать на партнеров по общению, поэтому от него вряд ли можно ожидать внимательности.

7. «Барьер отвращения и брезгливости» часто возникает как ответная реакция на неопрятность собеседника, его дурные манеры или отсутствие контроля в поведении.

8. «Барьер презрения и отвращения» является результатом предрассудков или «подмоченной репутации» одного из участников общения, поэтому преодолеть отрицательные эмоции бывает трудно.

9. «Барьер противоборствующих желаний» - вспыльчивость, обидчивость, нерешительность человека – нередко обусловлены его болезненным состоянием. Поэтому общение в данном случае должно быть как можно более корректным и терпимым.

Еще одной группой барьеров являются барьеры техники и навыков общения.

1. «Барьер восприятия» возникает из-за нечеткости формулирования мыслей во время общения, малоэмоциональной речи, невыразительной, или, наоборот, чрезмерной жестикуляции.

2. «Коммуникативный барьер» - это препятствие на пути адекватной передачи или получения информации. Фонетическое непонимание возникает из-за быстрого темпа речи, присутствия в ней большого количество слов-паразитов. Семантическое непонимание связано с различиями в системе значений участников общения. Стилистический барьер выражается в несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения.

3. «Барьер социально-культурных различий» отражает социальные, национальные, профессиональные различия, приводящие к разной интерпретации понятий, которые употребляются в процессе коммуникаций.

4. «Барьер отношений» возникает при непосредственном контакте. Он характеризуется недоверием, неприязнью не только к личности партнера по общению, но и к той информации, которую он передает.

Нередко коммуникация не бывает результативной из-за реакций, которые выдает партнер по общению как ответ на поступившую информацию. Выделяются такие реакции, как:

1. «Эффект цепной реакции». Например, утром в семье произошла ссора, затем один из супругов взорвался в транспорте, кто-то другой потом отыгрался на более слабом на работе и т.д.

2. «Реакция амбиции» проявляется в том, что человек пытается всячески принизить значение, важность полученной от другого информации, намеренно подчеркивая собственный вес и значимость в глазах окружающих.

3. «Реакция самодовольства». Человек, получив какие-то привилегии, начинает похваляться этим пред другими.

4. «Реакция злорадства» выражается в нескрываемой радости по поводу неудачи окружающих.

5. «Реакция экспансии или захвата». Человек претендует на пальму первенства при распределении привилегий, несмотря на то, что они предназначаются всем поровну.

6. «Реакция агрессии» - естественное продолжение предыдущей реакции. При возникшей конфронтации человек начинает оскорблять людей, угрожать им.

7. «Реакция присвоения» проявляется в том, что человек воспринимает партнера по общению как свою собственность: он либо чрезмерно опекает его, либо «прилипает», не давая передышки от собственной персоны.

8. «Реакция безразличия» проявляется в холодном отношении к физическому или душевному состоянию партнера по общению.

Следующая предпосылка – это настроение, т.е. те эмоции, на фоне которых протекает общение. Мы очень часто удачи или неудачи приписываем настроению своему или партнера по общению: «Вчера я был не в духе…», «Он сегодня встал не с той ноги…», «Сегодня у меня великолепное настроение…» Раздражение, неумение управлять своими эмоциями мешают нам позитивно общаться с другими людьми. Верное, позитивное настроение выражает психологический оптимизм, коммуникативную бодрость, готовность к взаимодействию с другими людьми, умение сделать себя приятным для собеседника.

На наше настроение нередко влияет внимание, которое оказывает нам партнер по общению.

Для обозначения любых знаков внимания часто используется слово «строукс» (от англ. strokes- поглаживание). Хорошо известно, что от недостатка внимания к себе человек всегда страдает, впадает в минорное настроение.

Знаки внимания, строуксы, делятся на несколько категорий: положительные – отрицательные; физические – психологические; обусловленные – необусловленные.

Положительные знаки внимания: признание достоинств, похвала, восхищение и др.

Отрицательные знаки внимания: критика, насмешка, презрение, недоверие и др.

Но самые худшие – нулевые знаки внимания. Многочисленные исследования показывают, что чаще всего конфликты происходят на тех предприятиях, где человеку оказывается наименьшее внимание.

Есть предположение, что смысл нашей жизни состоит в получении знаков внимания. Действительно, если баланс строуксов положителен, человек чувствует себя уверенно и в состоянии пережить любые жизненные невзгоды. Иными словами, он становится победителем. Если этот баланс отрицателен, у человека может развиться комплекс неудачника. Это два стиля жизни и две философии, представление о которых может дать следующее сопоставление:

 

Победитель Неудачник
· всегда ожидает успех · заставляет события происходить · всегда имеет программу · видит стакан наполовину наполненным · говорит: «Дай, я это сделаю для тебя» · говорит: «Это может быть трудно, но это возможно» · говорит: «Мне повезло» · говорит: «Я выкрою на это время»   · говорит: «Я выразился недостаточно ясно» · говорит: «Я допустил ошибку и исправлю ее» · говорит: «Это можно сделать лучше»   · всегда ожидает поражение · позволяет событиям случаться · всегда имеет оправдания · видит стакан наполовину пустым   · видит проблему в каждом решении · говорит: «Может быть это возможно, но слишком трудно» · говорит: «Мне не повезло» · говорит: «Где же я найду на это время?» · говорит: «Вы меня неправильно поняли» · говорит: «Это не моя вина»   · говорит: «Мы всегда так делали»  

 

Еще одна предпосылка общения – это восприятие людьми друг друга. Она также является и необходимой стороной общения. От того, как произойдет восприятие, во многом зависит взаимная заинтересованность партнеров по общению самой ситуацией общения и ее конечный результат.

Следующей важной предпосылкой общения следует считать взаимопонимание партнеров по общению. Герменевтика утверждает, что понимание людьми друг друга является условием истинно человеческих отношений, которые реализуются через межличностную интеракцию. Поведение человека есть результат взаимных уступок, приспособления партнеров по общению. Это выражается в способности поставить себя на место другого человека, в сочувствии, сопереживании ему, умении слушать.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основания дифференциации регулирования труда, связанные с условиями и характером работы | Типы собеседников
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.