Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика утомления и переутомления, их признаки




Психофизиологическая характеристика учебного труда студентов

ПЛАН

СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕГУЛИРОВАНИИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОГО ТРУДА И ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Лекция 4

1. Психофизиологическая характеристика учебного труда студентов.

2. Характеристика утомления и переутомления.

3. Особенности использования средств физической культуры для оптимиза­ции работоспособности и профилактики утомления.

4. Физическое воспитание в специальных медицинских группах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Будич Э.Г. Физическое воспитание в спецмедгруппах. Учебное пособие для техникумов. - М.: Высшая школа, 1986. -255 с.

2. Виленский М.Я., Ильинич В.И. Физическая культура работников умствен­ного труда. - М.: Знание, 1987. - С. 10-22,48-50.

3. ЗимкинН.В. Физиология человека. -М.:ФиС, 1964. -С.419-421.

4. Коробков А.В. Двигательный режим и здоровье. -М., 1972.

5. Станкин М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания. -М.: Просвещение, 1987. -С.26-36.

 

Учебный труд студентов связан с повышенными требованиями к нервно-эмоциональным качествам напряжения (восприятие, внимание, память) и к психи­ческой устойчивости. Рабочая поза - сидя. Работа осуществляется преимуществен­но кистями и пальцами рук. Загружен зрительный анализатор. Увеличен кифоз в грудном отделе позвоночника, ноги согнуты. Длительное статическое напряже­ние мышц спины. Рабочие движения однообразны. Постоянная нагрузка на голо­совой аппарат. Умственная деятельность сопровождается изменением функцио­нального состояния различных органов и системы организма. Увеличивается по­требление кислорода и питательных веществ головным мозгом. Снижается насы­щенность крови кислородом, изменяется её морфологический состав. Нарушает­ся терморегуляция организма, ведущая к усиленному потоотделению. Суточный

расход энергии составляет 2500-3000 ккал. В функции сердечно-сосудистой системы происходит увеличение кровенаполнения сосудов конечностей и расширение сосудов внутренних органов. При длительной и продолжительной умственной ра­боте снижается величина условных реакций, увеличивается время реакции, снижается устойчивость внимания и запоминания; ухудшается работа сердца, возникает невроз в нижних отделах лёгких, в полости живота и ногах застаивается кровь, возникает атония кишечника, появляются головные боли; повышается уровень холестерина в крови; снижаются окислительные процессы в организме, влекущие малокровие и ожирение. Умственный труд, протекая в условиях малой двигательной активности, предъявляет особые требования к состоянию здоровья студентов, его физической и психологической подготовленности и, прежде всего, к силе не­рвной системы, поэтому студентам необходимо обладать большой работоспособ­ностью, выдерживать действие сильных раздражителей, уметь концентрировать своё внимание, сохранять на протяжении рабочего времени высокий общий и эмоцио­нальный тонус и способность быстро восстанавливать силы. Подсчитано, что толь­ко за 1,5 ч. лекционного "высиживания" студент теряет 0,03% своего здоровья.

Фазы работоспособности студентов в течение учебного года, недели, дня

Существуют три фазы работоспособности: а) врабатывания; б) высокой и устойчивой работоспособности; в) снижения работоспособности (рис. 4.1).

Рис. 4.1. Фазы работоспособности

В течение рабочего дня фаза работоспособности прерывается обеденным пе­рерывом, после которого организм человека проходит все фазы, фаза врабатыва­ния происходит быстрее, фаза устойчивой работоспособности наступает раньше. Такую фазность имеет динамика работоспособности в течение недели, месяца, года-

Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навы­ки, а также определённые психофизиологические (память, внимание, восприятие и т.д.), физиологические (особенности сердечно-сосудистой, эндокринной сис­тем, мышечно-двигательного аппарата) и психологические качества. Работоспо­собность определяется тремя группами факторов: физиологического характера -

состояние здоровья, т.е. нормальное функциональное состояние основных сис­тем, питание, сон, организация отдыха и др.; физические - воздействующие на организм через органы чувств: степень и характер освещения рабочего места, температура воздуха, шум и др.; психические - самочувствие, настроение, моти­вация и др. Высокая работоспособность обеспечивается только в том случае, если жизненный ритм правильно согласуется с индивидуальными биологическими ритмами человека. Нарастает работоспособность во вторник, среду и четверг, затем наблюдается ее спад. Важным фактором эффективности труда является соблюде­ние распорядка дня: чёткое распределение работы, отдыха, сна, их продолжи­тельность и т.д. При организации учебного труда необходимо учитывать основ­ные положения продуктивной работы:

1.Во всякую трудовую деятельность нужно "входить" постепенно, т.к. нача­ло работы по времени совпадает с периодом врабатывания.

2.Для высокой работоспособности необходимы: мерность и ритм работы (ежед­невная работа в одни и те же часы и чередование её с перерывами для отдыха).

3.Последовательность и систематичность деятельности (чёткая фиксация времени занятий, их характер, перерывы на обед, ужин, дорогу, активный отдых, сон, культурные и спортивные мероприятия и т. д.).

4.Правильное чередование труда и отдыха (при умственной работе отдых должен быть активным и сочетаться с физическими упражнениями).

5.Систематическое (ежедневное) выполнение учебной работы в одни и те же часы суток, в результате чего укрепляется навык, позволяющий выполнять умственную деятельность продуктивнее и в большом объёме.

 

Даже оптимальная работа на уровне устойчивого состояния не может продол­жаться очень долго, так как энергетические ресурсы организма ограничены: с их ис­черпанием должна прекратиться и работа. В условиях целостного организма полно­го исчерпания энергетических ресурсов практически не бывает, это объясняется тем, что под влиянием работы в организме постепенно развивается особое физиологичес­кое состояние-утомление, которое сигнализирует о приближении к существенным биохимическим и функциональным изменениям, автоматически снижает работоспо­собность, то есть интенсивность работы, и предохраняет от чрезмерных сдвигов.

Утомление - это процесс временного снижения функциональных возможностей организма под влиянием интенсивной или длительной работы, выражающийся в ухуд­шении количественных и качественных показателей работы и в дискоординации фи­зиологических функций. Оно наступает вследствие нарушения центральной коорди­нации функций и возникновения экстренных очагов торможения в результате несо­ответствия рабочего задания функциональным возможностям человека.

Утомление характеризуется следующими признаками: расстройство внима­ния (рассеянное, частое отвлечение), ухудшение памяти и мышления, частая сме­на позы, нарушение координации движений (неуверенные, замедленные), ослаб­ление воли, чувство усталости, сонливость.

Утомления не следует бояться: оно является стимулятором процессов супер­компенсации, т.е. повышения энергетических запасов и общей работоспособнос­ти в фазе восстановления после физической работы. Без утомления фазы суперкомпенсации не бывает. Умелое чередование периодов труда и отдыха (режим дня, режим тренировок) не приводит к значительному утомлению и, следователь­но, к переутомлению. Такой же эффект вызывает и активный отдых.

Переутомление - это систематическое перенапряжение нервной системы. Переутомление характеризуется следующими признаками: чувство усталости до начала работы, отсутствие интереса к ней, апатия, повышенная раздражитель­ность, головокружение и головная боль; наступают диспепсические расстройства, понижаются защитные силы организма.

Основные причины изменения состояния студентов в период экзаменационной сессии

В период экзаменационной сессии наблюдается неритмичная организация жизнедеятельности студентов:

1.Нарушение режима дня (в режиме дня должно быть отведено время для сна, приёма пищи, УГГ, занятиям физическими упражнениями и т.д.).

2.Малая двигательная активность.

3.Неумелое планирование своей работы.

В период сессии студенты загружены по 14-16 ч., что превышает физиологи­ческий предел. Суммарная двигательная активность студентов в период сессии снижается до 39-46%, а в период учебных занятий составляет - 56-65%, то есть налицо дефицит движений. Студенты проводят время в условиях малой подвиж­ности, не используя в должной мере оздоровительные мероприятия. Действие эмоциональных факторов и нервно-психического напряжения влияют на состоя­ние студентов в период сессии. Так, в день экзамена, эмоциональный настрой, мобилизация всех сил организма настолько велики, что частота сердцебиений воз­растает до 130-144 ударов в минуту, кровяное давление повышается до 135/85 -155/95 мм. рт. ст. против 115/70 мм. рт. ст. в период учебных занятий. Несмотря на то, что экзамены проходят в конце семестра, когда студенты утомлены, эмоци­ональный подъём в день экзамена настолько большой, что временно снимает чув­ство усталости. Успешная сдача экзамена еще более мобилизует его, неудача мо­жет привести к депрессии. Рациональное питание, правильный режим и распоря­док дня, закаливание, отказ от вредных привычек, физическая активность - всё это определяет самочувствие человека, его умственную и физическую

работоспособность. Наибольшее значение для сохранения здоровья и работо­способности имеют:

1)режим сна - 24-30%;

2)питание-10-16%;

3)занятия физической культурой и спортом -15-30%.

Резервы для отдыха и восстановления следует находить не в снижении мозго­вых усилий, а в дозированных физических нагрузках, активном отдыхе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2237; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.