Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2. Тема: Картина развития художественной культуры в эпоху новейшего времени




ХХ век – пожалуй, самый противоречивый в истории человеческой культуры. В этот период с небывалой остротой отразился кризис культуры. (Одним из его проявлений стал кризис слова в художественной литературе). Но, с другой стороны, мы не вправе отнять у ХХ века его несомненные открытия.

 

Существуют явления, которые стали знаковыми для судеб мировой художественной культуры. К ним, в числе других, относятся:

· Импрессионизм в живописи, музыке и литературе в 1860-е – 1880-е гг. во Франции и позднее в Великобритании и России: представители импрессионизма в живописи Эдуард М а не, Клод М о не, Поль Сезанн, Камиль Писсаро и др., Клод Дебюсси как основоположник импрессионизма в музыке, импрессионистическая окрашенность лирики поэта Поля Верлена, традиционно причисляемого к символистам, импрессионизм в романном творчестве В. Вулф: «Комната Джейкоба», импрессионизм в прозаическом творчестве поэтов: «Повести» и «Детство Люверс» Б. Л. Пастернака, «Египетская марка» О. Э. Мандельштама).

· Символизм в литературе и театре: Генрик Ибсен в 1860 – 1870- е гг. как основатель европейской «новой драмы»: «Кукольный дом», «Строитель Сольнес», «Дикая утка» и др.; символизм в драматургии Мориса Метерлинка («Синяя птица»); символический театр Луиджи Пиранделло: изображение дилеммы человека, разрывающегося между действительностью и своими представлениями о ней, пьеса «Шесть персонажей в поисках автора» 1921 г. – решительный толчок к развитию современного театра; символизм и натурализм в камерных психологических драмах Августа Стриндберга («Фрекен Жюли» и др.); символистский роман: «Петербург» А. Белого и др.

· Явление синтеза в искусстве русского «серебряного века», в особенности в русском классическом балете («парижские сезоны» русского балета С. Дягилева).

· Модернистский роман в России/СССР и на Западе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова как роман-лабиринт, «Бледное пламя» В. Д. Набокова – абстракционизм в романном творчестве, романы потока сознания: «Портрет художника в юности», «Улисс» Дж. Джойса, хроники Марселя Пруста «В поисках утраченного времени»).

· Появление «немого» кино.

· Эпический театр Бертольта Брехта (с 1929 г., даты первых попыток изложения теории эпического театра, по 1956 г., момента смерти драматурга и теоретика сцены). С т. з. Брехта, искусство обращается не столько к чувствам, сколько к интеллекту человека. Мышление понимается как способ изменения личности. Отрицал принцип «вчувствования» или «вживания» в роль, основанный К.С. Станиславским и восходящий к идее о катарсисе в античном театре – очищении души через переживание, сострадание и сочувствие. По Брехту, сострадание мешает человеку сохранять ясный, здравый смысл и критическое отношение к происходящему, лишает его воли и свободы действий. Публика не должна отождествлять себя с актерами и действием, происходящим на сцене; ее следует принудить к формированию собственного мнения о происходящем, заставить мысль работать. Этой цели служит прием отчуждения. Средствами достижения отчуждения становятся прямые обращения к залу и комментирующие песенки – зонги. Эпические пьесы: «Жизнь Галилея», 1939 г., прем. В 1943 г., «Добрый человек из Сезуана» (даты созд. и пост. те же), «Мамаша Кураж и ее дети» (созд. – 1939 г., премьера – 1941 г.). Брехт – марксист по политической ориентации. Этим объясняется вынужденная эмиграция драматурга в Данию, Финляндию, США, Швейцарию. 1949 г. – основал в Восточном Берлине театр «Берлинский ансамбль», совместно с женой, актрисой Хеленой Вайгель. Умер в Восточном Берлине.

· Сюрреализм в живописи (Сальвадор Дали) и поэзии.

· Появление мультипликации.

· Документальное повествование в литературе («В круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ» А. И. Солженицына).

· Достижения советского кинематографа: Сергей Эйзенштейн как теоретик и практик документального кино в СССР («Броненосец Потемкин», 1925 г., «Октябрь» оба фильмас участием Г. В. Александрова), исторические киноленты («Потомок Чингисхана» 1928 г., «Минин и Пожарский» 1939 г., «Суворов» 1941 г., «Адмирал Нахимов», «Жуковский» Всев. Иллар. Пудовкина, «Андрей Рублев» А. Тарковского, развитие жанра эксцентрической музыкальной комедии в деятельности Григ. Вас. Александрова как своеобразный этап в развитии мировой кинематографии («Веселые ребята» – в зарубежном показе «Москва смеется», «Цирк», 1936 г., «Волга-Волга», 1938 г., «Светлый путь», 1940 г., «Весна», 1947 г.), психологизм в бытовой драме советского кино 1960–1970-х гг. («Три тополя на Плющихе», «Журналист»).

· Создание исторических полнометражных художественных фильмов за рубежом («Конфуций», КНР, 1990-е гг., «Александр Македонский», США, 1990-е гг. и т. п.).

· Исторический роман в литературе («Петр Первый» А. Н. Толстого, «Тихий Дон», «Поднятая целина» М. А. Шолохова).

· Явление неореализма в итальянском кино (конец 1940-х – 1970-е гг.).

· Обновление театрального инструментария в художественной практике российских театров «Современник» и «Театр на Таганке» (худ. рук. – народный артист России Ю. П. Любимов) в 1970 – 1980-е гг., в творчестве актеров Вл. Высоцкого, О. Ефремова, Т. Дорониной и др. (Здесь, на уровне темпорального фактора развития, мы наблюдаем различия: на Западе в это время театр переживает упадок).

· Постмодернизм в литературе и искусстве, в том числе, в архитектуре и дизайне во второй половине ХХ в. (Пример реализации поэтики постмодернизма в драме – пьеса Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», в беллетристике массовой литературы – романы Вик. Пелевина «Чапаев и пустота» и др.).

· Пластическая драма в конце ХХ начале ХХI вв. (французский театр пластической драмы «Донка», театр пластической драмы «ЧелоВек» (РФ, Омск – Санкт-Петербург): своеобразная черта неоренессанса – возрождение идеи синтеза искусств: классической хореографии, пластики, пантомимы, музыки, вокала и обретающих символическое значение декораций, костюмов, цветовой гаммы, освещения сцены и фигур актеров.

.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.