Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этнологические

Типы мировоззрения

В истории человеческой культуры сложилось 3 типа мировоззрения: мифология, религия, философия.

Мифология и религия являются предпосылками философии. Однако все 3 типа мировоззрения оформились в течение относительно короткого (в исторических масштабах) временного промежутка. Пример: миф и примитивные религии возникли почти одновременно. И ни один из этих типов на сегодняшний день не прекратил своего самостоятельного существования.

В истории культуры как науки, в историко-культурных исследованиях возникла другая версия типологии:

1. космоцентризм (господствовал в античности)

2. теоцентризм (Средневековье, история Нового времени вплоть до XVIII века)

3. антропоцентризм (нач. XIX - сер. XX вв.)

4. лингвацентризм (втор. пол. XX века). Linque. В рамках этого мировоззрения исходной моделью понимания любой реальности выступает язык. По аналогии с языком трактуется вся реальность. Язык - это система различий. Функционирование языка возможно только благодаря различиям между словами, фразами и т.д. и оно основано на различиях. Поскольку вся реальность трактуется по аналогии с языком => подлинной реальностью обладает только различие.

 

Мифологическое мировоззрение

Миф - это сказание, предание, повествование.

1. миф не является произвольной выдумкой

2. миф имеет фиксированный набор сюжетов, который повторяется у разных народов мира.

По типу сюжета выделяются следующие виды мифов:

2) космологические - повествуют о происхождении космоса и человека, а также о первопредках человека - так называемых «героях».

3) эсхатологические - описывают грядущую гибель космоса, за которой может следовать либо не следовать его возрождение.

4) календарные мифы. Связаны с земледельческими культами. Повествуют о регулярно умирающих и воскресающих богах (например: миф об Асирисе).

Особенности мифологического мировоззрения:

I. Мифология является неотъемлемым (всеобъемлющим) элементом духовной культуры первобытного общества.

1. миф имеет непосредственную практическую направленность и выражается в единстве представлений и действий (обряды, ритуальные танцы и т.п.)

2. миф имеет нерасчленённый (синтетический) характер, т.е. содержит в себе зачатки таких форм сознания как религия, нравственность (мораль), философия, право, искусство.

3. мифологическое мировоззрение антропосоциоморфично: для мифа характерно «очеловечивание» окружающей природной среды, т.е. перенесение на явления природы отношений, присущих первобытной родовой общине.

4! миф основывается на отсутствии индивидуального самосознания (сознания «я»), на коллективном, групповом самосознании, на противопоставлении родоплеменного единства («мы») чуждому и враждебному окружению («они»).

II. Миф - это самопроизвольное, спонтанное, неосознаваемое, эмоционально-образное осмысление мира и выражение отношения к нему.

1. миф «соткан» из конкретных, персональных образов, которые являются продуктами бессознательного, безотчётного фантазирования человека. Образы мифа отражают действительность не как ряд закономерных, повторяющихся событий, а как ряд ярко индивидуальных, однократных событий.

2! миф не знает условностей, т.е. не проводит различия между вещью и образом этой вещи, между знаком и обозначаемым им предметом. Содержание мифа было для древних людей последней и высшей реальностью, т.к. воплощало в себе коллективный опыт осмысления действительности, выверенный множеством поколений.

3. миф обладает императивным характером, т.е. закреплённые в мифе образцы носят характер безусловного предписания; в рамках мифа невозможно и не нужно обоснование, доказательство.

III. Содержание мифа формируется посредством приёмов первобытного мышления. Миф предполагает особую логику осмысления мира.

1. отсутствие объяснения в привычном для нас смысле этого слова. Объяснение вещей и мира в целом сводится к рассказу об их происхождении.

2. отсутствие обобщения. Мышление первобытного человека движется не от конкретного к абстрактному, не от явления к понятию, а от конкретного к конкретному, т.е. от явления к явлению.

Функции мифа:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие, структура, функции мировоззрения | Социальная
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.