Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия пола

Современный научный подход к проблеме

Социологизаторские

Биологизаторские

Определяющим в человеке является биологическое начало.

Примеры: расово-антропологические (расистские) теории, социал-дарвинизм, социобиология (основатель - Уилсон).

Эти концепции имеют свой источник:

1 частично в христианской традиции

2 частично в вульгаризированном марксизме.

Общие особенности этих концепций:

1. социальное начало в человеке противостоит природному началу как главное - второстепенному, как высшее, облагороженное - низшему, примитивному.

2. биологическое начало в человеке является сырым материалом, которым можно безгранично манипулировать во имя достижения заранее заданного социально значимого результата.

Эти концепции сыграли значительную роль в формировании тоталитарных идеологий.

 


(основные тезисы):

 

1. Индивид в качестве природного существа наделён природными силами, которые существуют в нём в виде задатков и влечений.

2. Человек реализует свои задатки (превращает их в свои способности) только в системе общественных отношений, только в обществе

1) только в обществе человек обретает сознание

2) только в обществе развиваются специфически человеческие материальные и духовные потребности

3. В человеке биологическое начало всегда опосредовано социальным.

Например: на проявление многих биологических параметров существенно влияют социальные процессы (например, на продолжительность человеческой жизни).

4. В человеке биологическое всегда преобразовано социальным.

Например: биологическая основа половой любви - это половая физиология, однако сами феномены любви и сексуальности существуют исключительно как социокультурные феномены. В этой сфере человеческих взаимоотношений существует сложный синтез нравственных, эстетических, религиозных и правовых регуляторов.

5. Человеческое тело есть текст. Телесность человека не есть биологическая данность, а есть социокультурная и даже символическая реальность. Тело человека - это символ неких неприродных отношений, оно несёт на себе множество социальных знаков.

Например: любое калечащее наказание не исчерпывается простой карой, оно имеет более глубокий смысл - нанесение на тело социального знака. Мишель Фуко («Надзирать и наказывать (рождение тюрьмы)», 1975 год): Знаковая функция человеческого тела очень ярко проступает в процедуре публичной казни (имеется в виду период абсолютизма).

 

1. Понятие «пол» может использоваться в чисто биологическом смысле, т.е. для обозначения морфологических и физиологических различий, на основании которых люди, подобно другим живым существам, подразделяются на мужские и женские особи.

2. Понятие социального пола

Гендер - этот термин утвердился в западной литературе в конце 70-х гг.

Термин «гендер» употребляется тогда, когда характеризуются нормы, стереотипы и социальные роли, считающиеся типичными и социально-желательными для тех, кого общество определяет как мужчин или женщин.

3. Собственно культурный смысл

Мужское и женское как таковое на этом уровне существуют как элементы следующих культурно-символических рядов:

1 мужское - рациональное - духовное - божественное - культурное

2 женское - чувственное - телесное - греховное - природное.

В отличие от биологического понимания пола в двух других его пониманиях (социальном и культурном) содержатся неявно высказанные, но достаточно чёткие ценностные ориентации (мужское отождествляется с разумным => мужское начало является управляющим, женское отождествляется с чувственным => с подчинённым началом).

Многие, не связанные с полом, явления и понятия (например: божественное и земное) через существующие культурно-символические ряды отождествляются, ассоциируются с мужским или женским.

Приведённые выше культурно-символические ряды характерны для классической западноевропейской культуры.

В русской культуре существует самобытная теория эроса. Розанов создал метафизику пола: благодаря полу люди познают друг в друге образ Бога, постигают смысл божественного творения и божественной любви, участвуют в божественном творении.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
I. до сер. XX века (или до нач. XX в.) | Понятие о человеческой индивидуальности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.