Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Демокрит




Зенон

Парменид

Проблема бытия (понятие бытия) в античной философии

III. категория субстанции

Если понимать бытие как единство сущности и существования, то можно сказать, что в понятии «субстанция» выражается сущностная сторона бытия. В современном понимании (смысле) субстанция - это название для предельного основания, к которому сводятся все конечные формы проявления бытия (конкретные вещи, процессы и состояния). Субстанция является причиной самой себя, у неё нет внешней причины.

IV. категория «сущее»

Обозначает совокупность многообразных отдельных проявлений бытия (отдельных событий, вещей, процессов).

Понятие «сущее» может употребляться в двояком смысле, оно может обозначать

1) любую конкретную вещь или субъект в аспекте их причастности к бытию

2) под сущим понимается самосущее (заключающее бытие в самом себе, т.е. Бог как онтологический абсолют).

 

Первая попытка раскрыть смысл бытия понятийно принадлежит представителю элейской школы греческой философии Пармениду (родился в 515 (544) г. до н.э.)

Наша мысль всегда есть мысль о чём-то существующем => бытие совпадает с мыслью о нём, или бытие и мышление тождественны (отсюда следует: то, что нельзя мыслить без противоречия, не может принадлежать бытию).

Парменид приписал бытию следующие характеристики:

1. бытие существует как заполненное пространство. Пустота тождественна небытию, а небытие не существует.

2. изменчивость и множественность невозможны в логическом плане. Бытие неизменно и всегда равно само себе.

3. бытие не порождено и не уничтожимо => оно вечно и неизменно.

4. бытие едино, единственно и совершенно.

Ученик Парменида - Зенон Элейский (490 - 430 гг. до н.э.)

Стремился показать, что аргументы противников Парменида в пользу существования движения и множественности содержат изначальное внутреннее противоречие.

При доказательстве Зенон опирался на метод приведения к абсурду.

С целью доказать, что понятие движения внутренне противоречиво, Зенон разработал так называемые «апории». Апории Зенона были основаны на противоречии между данными непосредственного чувственного опыта и мысленным анализом этих данных; они также предполагают разложение пространства и времени движения на огромное количество бесконечно малых и в то же время дискретных частей, единиц.

Зенон пытается работать с понятием актуальной бесконечности, на практике смешивая его с понятием потенциальной бесконечности.

До нашего времени дошли 4 апории:

1. дихотомии

2. Ахиллес и черепаха

3. стрела

4. стадии

Ок. 460 г. до н.э. родился Демокрит.

По Демокриту, бытие множественно, единицей бытия является атом. Атом невозможно увидеть, его можно только мыслить. Все вещи состоят из атомов. Атом Демокрит обозначает словом «эйдос» (вид). Характеристики атома: атом - это физическая частица; тело, которое имеет строго индивидуальную величину и форму. Атом неделим. Атомы движутся в пустоте и, сцепляясь друг с другом, образуют тела. Пустоту Демокрит отождествлял с небытием.

Платон (427 - 347 гг. до н.э.)

Платон противопоставляет сферу истинного сверхчувственного бытия (мир идей) миру чувственному, земному, который занимает промежуточное положение между бытием и небытием, поэтому земной мир Платон называет миром становления. Каждой вещи в земном мире соответствует идея как прообраз и причина этой вещи. Идеи не принадлежат к земному миру, а образуют самостоятельное царство.

Отличия идеи от чувственно воспринимаемой вещи:

идея вещь
1. идея самостоятельна, т.е. существует независимо от вещей 1. вещь не самостоятельна, т.е. не существует независимо от идей
2. идея невещественна, нетелесна и доступна только мышлению 2. вещь телесна и чувственно воспринимаема
3. идея неделима, она не имеет частей 3. вещь делима, состоит из частей
4. идея вечна, неизменна, не сотворена и не уничтожима 4. вещь существует временно, подвержена изменениям, была сотворена и в своё время исчезнет
5. идея совершенна 5. вещь может совершенствоваться, но никогда не достигает абсолютного совершенства
6. идея представляет собой определённое, ограниченное бытие 6. вещь представляет собой отражение (подобие) бытия

Идеи не являются мыслями (ни человеческими, ни божественными). Мир идей существует независимо от какого бы то ни было сознания, он объективен.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 913; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.