Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и характеристики социального бытия

Проблема материального единства мира

Диалектико-материалистическая концепция единства мира сформулирована Энгельсом в работе «Анти-Дюринг».

Позиция Дюринга: единство мира заключается в его бытии; бытие едино, поскольку я мыслю его единым, т.к. сущность мышления состоит в объединении компонентов сознания в единство.

Возражения Энгельса: бытие - это предпосылка единства мира, т.к. мир, прежде чем заключать в себе какое-либо единство, должен объективно существовать; объединяющая способность человеческого мышления имеет в качестве своей объективной предпосылки наличие объективного единства в реальных прообразах элементов сознания. Действительное единство мира состоит не в его бытии, а в его материальности.

Материальное единство включает 4 аспекта:

1. субстанциальный (имеется в виду всеобщая взаимопревращаемость материальных явлений друг в друга)

2. атрибутивный (на всех уровнях организации материи присущи её атрибуты)

3. генетический (материальные явления порождаются такими же материальными явлениями)

4. номологический (наличие законов природы, охватывающих своим действием качественно различные области материальной действительности. Например: законы материалистической диалектики).

 


ЛЕКЦИЯ 3. СОЦИАЛЬНОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ БЫТИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

Вся эта тема «повязана» на Карле Марксе («Философско-экономические рукописи 1944 года и «Капитал»), а также на современных структуралистских направлениях.

План:

1. Понятие и характеристики социального бытия

2. Социальное пространство и социальное время как формы социального бытия

3. Проблема индивидуального бытия в современной философии

Под современной философией имеется в виду философия XX века.

 

Содержание социального бытия образует жизнедеятельность людей, т.е. процесс реализации и развития сущностных сил индивидов, а также процесс взаимообмена этими силами.

Определение сущностных сил индивида - см. тема «Человек», лекция 1.

Характеристики социального бытия:

I. Основу социального бытия образует совместно-разделённая совокупная деятельность людей.

Деятельность - это специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру; содержание этого отношения составляет целесообразное изменение и преобразование мира.

Деятельность предполагает:

1) противопоставление субъекта и объекта деятельности

2) цель, средства, результат, а также сам процесс деятельности

3) осознанность (в большей или меньшей степени)

4) единство чувственно-практических и теоретических форм

5) многомерность

Например: деятельность индивида есть трёхмерный процесс, поскольку он включает в себя

1 отношение человека к предмету своей деятельности

2 отношение человека к другому человеку, или общение

3 отношение человека к самому себе, или самореализация.

6) деятельность всегда носит предметный характер

Предметная деятельность - это единство опредмечивания и распредмечивания (термины имеют свой источник в ранних работах Маркса. Это теоретическая основа культурологии как философской дисциплины).

Опредмечивание - это процесс, в котором человеческие способности переходят в предмет и воплощаются в нём, благодаря чему предмет становится социально-культурным, или (по выражению К. Маркса) человеческим предметом. Деятельность опредмечивается не только во внешнем (вещном) результате, но и в качествах своего субъекта.

В результате опредмечивания формируется социальная предметность.

Распредмечивание - это процесс, в котором свойства, сущность или (по выражению К. Маркса) логика предмета становится достоянием человеческих способностей, которые благодаря этому развиваются и наполняются предметным содержанием.

Человек распредмечивает как формы прошлой культуры, так и природные явления, которые он тем самым включает в свой общественный мир.

Опредмечивание и распредмечивание самого человека происходит как его приобщение к другим людям, как его включение в межчеловеческие отношения.

Социальная предметность - понятие «социальная предметность» выражает понимание вещей и предметов человеческого обихода, включая и самого человека не только в физическом смысле, а именно раскрытие в этих предметах:

1. воплощённых в них человеческих сил и формирующих их человеческих способностей

2. раскрытие в этих предметах социальных форм, т.е. форм, направляющих движение предметов от человека к человеку.

Социальная предметность - это свойство предмета обладать социальным значением, быть носителем социальных качеств и сил, концентрирующих форму и энергию человеческой деятельности.

Вещь как социальный предмет является кристаллизацией различных социальных связей, а также сплетением социальных значений и смыслов.

II. социальное бытие имеет чувственно-сверхчувственный характер

Сверхчувственное представлено в социальных формах.

В ходе социального процесса возникли формы, обладающие высокой степенью абстрактности, совершенно оторванные от конкретных людей, вещей и действий, способные замещать собой всё, что угодно, и всё, что угодно, переводить на язык своих универсальных измерений.

Например: деньги выступают в качестве такого универсального измерителя вещей и действий. Деньги оказываются опорой нормального функционирования социальной системы.

К. Маркс в «Капитале», говоря о двойственной природе человеческой деятельности, имеет в виду, с одной стороны - природный материал этой деятельности, а с другой стороны - социальную форму переработки, представления и использования этого материала.

Примером социальной формы может выступать товарная форма продукта человеческого труда. Предмет в качестве товара обладает природными, естественными свойствами, но он приобретает и иные - неприродные, социальные свойства (товар характеризуется не только потребительской, но и меновой стоимостью, или просто стоимостью). Эти неприродные свойства человеческого труда представляют собой особые общественные отношения. Например: стоимость товара - это особое общественное отношение, представленное в предмете как продукте человеческого труда.

III. социальное бытие имеет процессуальный характер

Процессуальность социального бытия состоит в его постоянной воспроизводимости и в его трансформациях, обусловленных изменениями в сочетаниях деятельности людей и в комбинациях их накопленного и живого опыта.

Профессор Кемеров В.Е. «Введение в социальную философию»: «Социальный процесс представляет собой полусубъектное образование, организованность которого осуществляется в различных формах переноса, сочетания и роста живых и опредмеченных человеческих сил».

Предмет социальной философии трактуется двояко:

1) Кемеров В.Е. Социальная философия должна изучать сам процессуальный характер социального бытия («процессность социального бытия»).

2) профессор Козлова Н.Н. Социальная философия - это философское размышление об обществе как системе внеиндивидуальных и надиндивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создаёт своей деятельностью совместно с другими людьми.

IV. социальное бытие имеет индивидуально-личностный источник

Ткань социального бытия образует самореализация индивидов. Самореализация отдельного человека является формой его связи с другими людьми и с их опытом. Эта связь, в свою очередь, выступает опорой отношения индивида к самому себе и средством преодоления его собственных границ.

 

Социальное пространство и социальное время

как формы социального бытия

См. учебник «Введение в философию», том 2, стр. 90 - 94.

Социальное время и социальное пространство - это категории социальной философии, которые описывают социальное бытие как процесс сочетающихся и сменяющих друг друга деятельностей людей.

Социальное время фиксирует устойчивость социальных форм как их воспроизводимость в человеческой деятельности.

Социальное пространство - это форма движения человеческого бытия в виде определённой координации людей, их действий, предметных условий, средств и результатов жизненного процесса людей.

Особенности социального пространства:

1. социальное пространство функционально всегда расчленено на ряд пространств, характер которых и их взаимосвязь между собой исторически изменяются и отражаются в мировоззрении человека соответствующей исторической эпохи.

2. социальные пространственные структуры формируются только благодаря деятельности людей и представляют собой системы отношений, включающие не только отношения предметов между собой, но и их связи с человеком, а также общественные связи самих людей.

3. Бурдье «Социология политики»:

Социальное пространство особым образом соотносится с физическим пространством. То пространство, в котором мы обитаем и которое мы познаём, является социально обозначенным и сконструированным. Социальное пространство всегда стремится реализоваться в физическом пространстве более или менее полно и точно. Само физическое пространство - это проекция социального пространства, это социальная структура общества в объективированном состоянии. Пример: план города - это социальное пространство, выразившее себя в пространстве физическом.

Реализованное физически социальное пространство представляет собой распределение в физическом пространстве различных видов благ и услуг, а также отдельных людей и их групп, локализованных физически (в их повседневной жизни) и обладающих возможностями присвоения этих более или менее значительных благ и услуг.

4. В категории пространства вообще в различные исторические эпохи отражались характеристики и свойства именно социального пространства, сквозь призму которого человек рассматривал всё остальное пространство мироздания.

Например: древнеегипетская культура в основу своих мировоззренческих представлений и соответствующих изображений полагала горизонталь, доминантой европейского средневекового представления о порядке вещей становится вертикаль (это готическое мировоззрение).

Средневековому мышлению было свойственно рассматривать пространство как систему разнокачественных мест, каждое из которых наделялось определённым символическим значением (земной мир - греховный, однако, здесь имеются и островки святости - церкви, монастыри, обители праведников).

Эпоха Возрождения вместе с переменой мировоззрения меняет представление о пространстве, ищет средства для изображения глубины пространства (рождается понятие «линейная перспектива» в живописи).

Особенности социального времени:

1. социальное время является мерой изменчивости общественных процессов

2. социально-историческое время течёт неравномерно: оно уплотняется и ускоряется с ходом истории.

На ранних стадиях общественного развития (до XIII века) ритмы всех социальных процессов были замедленными. Цивилизации древнего мира на протяжении многих столетий воспроизводили уже сложившиеся общественные отношения => в жизнедеятельности традиционных обществ важное значение придавалось прошлому. Идея направленности времени вперёд и ориентация на будущее стали определяющими, доминирующими в эпоху формирования индустриального общества (это было связано с резким ускорением развития всей системы общественных отношений, с ускорением темпов деятельности людей).

3. в исторической науке колоссальную смысловую нагрузку несёт категория «историческое время».

Барк М.А. («Категории и методы исторической науки» 1984 года) разделяет:

1 время календарное и

2 время историческое.

4. в рамках исторического времени можно выделить время индивидуального бытия человека, которое определяется протеканием различных значимых для человека событий.

В философии XX века (например: в философии жизни, в экзистенциализме) осуществляется детальная разработка идеи внутреннего, или субъективного времени. Анри Бергсон (представитель философии жизни): субъективное время - это длительность, эта категория характеризует определённое состояние сознания. Истоки этой трактовки времени можно найти в средневековой патристике (Августин Аврелий Блаженный).

Соотношение категорий социального пространства и социального времени в истории европейской культуры было различно. В традиционных обществах пространственные характеристики социального бытия выражали собой время и подчиняли себе измерение времени. Новое время (XVII век): в ходе формирования индустриального общества время становится главным измерителем социальных качеств людей и вещей. Экономическая теория Маркса гласит о том, что всё можно измерить общественно-необходимыми затратами, например, рабочего времени.

 

Проблема индивидуального бытия в социальной философии

(на примере взглядов Мартина Хайдеггера)

Мартин Хайдеггер (1889 - 1976)

Основная проблема для Хайдеггера после 30-х годов - это проблема языка, взаимоотношений между бытием и языком (взаимоотношений между социальным бытием и социальным языком).

«Бытие и время» (трактат раннего периода творчества - 1927 г., работа не закончена).

Хайдеггер считает, что предметом философского познания выступает отнюдь не сущее как бесконечное множество существующих предметов, а бытие сущего. Бытие носит не предметный, а смысловой характер. Основной вопрос философии, по Хайдеггеру, - это вопрос о смысле бытия.

Трудность заключается в том, что бытие всегда скрыто за сущим. Однако отдельный человек - это единственное сущее, которое способно улавливать смысл бытия. Другими словами: на вопрос о том, что есть бытие, человек отвечает не путём построения теорий бытия, а собственным, индивидуальным существованием => человеческое существование - это форма обнаружения и определения бытия (единственная адекватная форма).

Характеристики человеческого существования:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Атрибуты и формы существования материи | Тема 4. Развитие и прогресс
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.