Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Демографический, образовательный и профессионально-квалификационные аспекты воспроизводства трудовых ресурсов




Трудовые ресурсы, сущность и содержание

Структура населения по классификации МОТ.

Воспроизводство населения имеет не только демографический, но и

экономический и социальный аспекты. Экономический аспект определяет формирование трудовых ресурсов, состояние продуктивных сил, освоение территорий, развитие социальной инфраструктуры.

Экономически активное население, или рабочая сила соответственно к методике МОТ – это часть населения обеих статей, которая на протяжение определенного периода обеспечивает предложение своей рабочей силы для производства товаров и предоставление услуг. Количественно активное население состоит из численности занятых экономической деятельностью и численностью безработных, к которым по этой методике относят четко определенные группы людей.

Занятые экономической деятельностью – это лица в возрасте 15-70 лет, которые выполняют работы за вознаграждение по найму на условиях полного или неполного рабочего времени, работают индивидуально (самостоятельно) или на отдельных работодателей, на частном (семейном) предприятии, бесплатно работающие члены домашнего хозяйства, занятые в личном подсобном сельском хозяйстве, а также временно отсутствуют на работе. Занятые по этой методике считаются лица, которые работали на протяжение недели не меньше 4 часов (в личном подсобном хозяйстве – не меньше 30 часов) независимо от того, была ли это постоянная, временная, сезонная, случайная или другая работа.

Безработные по определению МОТ – это лица в возрасте 15-70 лет (как зарегистрированные, так и не зарегистрированные в государственной службе занятости), которые одновременно соответствуют трем условиям: не имеют работу (доходного занятия), ищут работу или пытаются организовать собственное дело, готовые приступить к работе в течение следующих 2 недель. К этой категории относятся также лица, которые обучаются по направлению службы занятости, нашли работу и ожидают ответа или готовятся к ней приступить, но на данный момент еще не работают.

Экономически неактивное население по методике МОТ – это лица в возрасте 15-70 лет, которые не могут быть квалифицированы как занятые или безработные. К этой категории относятся:

- ученики, студенты, слушатели, курсанты дневной формы обучения;

- лица, которые получают пенсии по возрасту или на льготных условиях;

- лица, которые получают пенсии по инвалидности;

- лица, которые заняты в домашнем хозяйстве, воспитывают детей и смотрят за больными;

- лица, которые разочаровались найти работу, т.е. готовые приступить к работе, но перестали ее искать, поскольку исчерпали все возможности для ее получения;

- другие лица, у которых нет необходимости или желания работать и те, которые ищут работу, но не готовые приступить к ней в ближайшее время.

 

Трудовые ресурсы — это трудоспособная часть населения, которая, обладая физическими и интеллектуальными возможностями, способна производить материальные блага или оказывать услуги.

Чтобы количественно определить границы трудовых ресурсов, необходимо уяснить понятия «трудоспособное население», «трудоспособный возраст», «работающие подростки», «работающие пенсионеры».

Трудоспособный возраст определяется системой законодательных актов. Нижняя граница трудоспособного возраста предусматривает, что до начала трудовой деятельности человек должен достичь определенного уровня физического и умственного развития. Верхняя граница обусловлена экономическими возможностями общества предоставлять социальную помощь по старости, а также наступлением угасания психофизиологических возможностей человека к трудовой деятельности, средней продолжительности жизни. Границы трудоспособного возраста в разных странах неодинаковые. Нижняя – колеблется от 14 до 18 лет. Верхняя граница в большинстве стран составляет 65 лет для обоих статей, или 65 – для мужчин и 60-62 для женщин.

В составе населения есть лица, у которых трудоспособный возраст, но не имеют здоровья работать. Такие лица имеют статус – инвалиды. Вместе с тем есть лица нетрудоспособного возраста, которые трудоспособны и работают. Это – работающие подростки и работающие пенсионеры.

 

Таким образом, к трудовым ресурсам в Украине относятся:

- население в трудоспособном возрасте, за исключением неработающих инвалидов труда и войны І и ІІ групп и неработающих лиц трудоспособного возраста, которые получают пенсию на льготных условиях;

- население младше и старше трудоспособного возраста, которое занято в народном хозяйстве.

Понятие трудовые ресурсы является более широким, чем экономически активное население, потому что охватывает кроме работающих (активную часть) так и неработающих (потенциальную часть) населения (учеников стационара, военнослужащих, тех, кто не желает работать, хоть имеет трудоспособный возраст и общую трудоспособность). Трудовые ресурсы – это максимальное количество населения, которое трудоспособно и имеет трудоспособный возраст, которое может быть привлечено к общественному труду. А экономически активное население – это фактически работающее население.

Численность трудовых ресурсов может быть увеличена за счет:

- пересмотра верхней границы трудоспособного возраста в сторону увеличения;

- сокращения процента нетрудоспособного возраста за счет улучшения условий труда, техники безопасности, охраны здоровья;

- сокращение численности вооруженных сил

Компенсировать уменьшение численности трудовых ресурсов можна улучшением их качественного состава за счет:

- увеличения процента лиц в возрасте до 40 лет в численности населения трудоспособного возраста;

- возрастания общеобразовательного, профессионально-квалификационного, культурного и творческого уровня работающих;

- увеличения продуктивности и эффективности труда.

Для расчета численности трудовых ресурсов используют демографический и экономический метод.

Демографический метод предусматривает определение численности трудовых ресурсов суммированием численности трудоспособного населения и работающих лиц за границами трудоспособного возраста.

Экономический метод суммирование численности занятого населения и незанятого в трудоспособном возрасте.

Количественные изменения численности трудовых ресурсов характеризуются такими показателями, как абсолютный прирост, темпы роста и темпы прироста трудовых ресурсов.

Абсолютный прирост определяется как разность между численностью трудовых ресурсов на конец и начало рассматриваемого периода.Обычно это может быть год или более длительный отрезок времени.

Темп роста рассматривается как отношение абсолютной величины численности трудовых ресурсов в конце данного периода к их величине в начале периода. Если рассматриваются темпы за ряд лет, то среднегодовой темп роста определяется как средняя геометрическая по формуле:

где, Т рср – среднегодовой темп роста, n - количество лет;

Ч и Ч - численность на начало и конец периода

 

Темпы прироста рассчитываются по формуле:

где, Тпр ср. – среднегодовой темп прироста

 

На качественные и количественные изменения в трудовых ресурсах значительно влияет демографическое развитие общества.

Демографические характеристики трудоспособного населения (динамика рождаемости, смертности) влияет на такие основные показатели и процессы:

- величину совокупного национального дохода и направления его использования;

- соотношения спроса и предложения рабочей силы;

- объем и структура потребительского спроса;

- возможности и сроки освоения перспективных экономических районов.

На середину 21 ст. придется пик демографической нагрузки (900 лиц нетрудоспособных на 1000 чел трудоспособного населения). По данным переписи 2001 года имеем 723 человека на 1000 трудоспособного населения.

Основными направлениями демографической политики являются:

- стимулирование рождаемости;

- укрепление семьи; снижение заболеваемости и смертности.

На практике применяют такие методы и направления влияния на демографические процессы: социально-экономический; правовой; воспитательный; психологический.

Образовательный аспект воспроизводства трудовых ресурсов предусматривает развитие образовательного уровня личностного фактора производства и профессионального мастерства работников. В процессе воспроизводства рабочей силы значительная роль принадлежит системе подготовки квалифицированных кадров для всех отраслей экономики. Причем, подготовка рабочей силы должна иметь опережающий характер относительно с имеющим на данный момент техническим уровнем производства. Чем выше уровень развития рабочей силы, тем лучше и более продуктивно используется материальный фактор, развивается творческий подход к трудовому процессу, создаются дальнейшие предпосылки для развития НТП.

Значительная роль принадлежит системе подготовки квалифицированных кадров для всех отраслей экономики. Результатом образования является формирование определенного комплекса познавательных, квалификационных, личных и коммуникативных характеристик индивида.

Познавательные – это общие навыки и знания об окружающем мире: общий, научный и культурный кругозор личности.

Профессиональные – навыки с выполнением профессиональных обязанностей, специфические знания и навыки, профессиональный опыт.

Коммуникативные – навыки, которые характеризуют отношение личности к людям, которые их окружают: умение работать в коллективе, находить общий язык с другими работниками, лидерство.

Личностные – это те черты, которые характеризуют конкретную личность: патриотизм, трудоспособность, честность, ответственность, темперамент.

Характер современного производства требует от работника не только профессиональных навыков, а и реализации его личных качеств. Моральный кодекс, моральные ценности становятся важной предпосылкой для развития человечества, каждого отдельного человека.

Уровень образования трудящихся определяется: средним количеством лет обучения; количеством учеников и студентов; процентом специалистов с высшим образованием.

Профессионально-квалификационный аспект воспроизводства трудовых ресурсов является качественной характеристикой состава совокупной рабочей силы. Потребность общества в ресурсах труда определенного профессионально-квалификационного уровня и в функционирующей рабочей силе можно рассматривать в 3-х направлениях:

Производственный аспект – направление направлено на связь числа имеющихся рабочих мест и дополнительной рабочей силой соответственно профессионально-квалификационного уровня.

Воспроизводственный аспект - обеспечивает достижения равновесия между приростом рабочих мест и дополнительной рабочей силой соответственного профессионально-квалификационного уровня.

Личностный аспект – решает проблему обеспечения трудоспособного населения рабочими местами, которые отвечают растущим потребностям человека.

 

2.5. Трудовой потенциал, понятие, структура и показатели

С целью комплексной характеристики человеческих ресурсов в экономике

используется понятие «трудовой потенциал».

Трудовой потенциал – это интегральная оценка количественных и

качественных характеристик экономически активного населения.

Основные компоненты трудового потенциала населения: здоровье, моральность, творческий потенциал, активность, организованность, образование, профессионализм.

Трудовой потенциал постоянно изменяется и охватывает:

- психофизиологический потенциал: способности, наклонности, состояние здоровья, трудоспособность, тип нернвой системы;

- квалификационный потенциал: объем, гдубина, разносторонность общих и специальных знаний, трудовые навыки и умения;

- личностный потенциал: уровень гражданского сознания и социальной зрелости, ценностные ориентации, потребности, отношение к труду.

Трудовой потенциал человека зависит от степени взаимодействия развития всех этих трех составных.

Трудовой потенциал предприятии следует рассматривать как вовокупность таких составных элементов:

- кадрового: квалификационный потенциал (профессиональные знания, умения, навыки) и образовательный (познавательные способности);

- профессиональной структуры, которая обусловлена содержанием труда, структурой профессии и ее изменениями под влиянием НТП;

- квалификационной структуры, которая определяется качественными изменениями в трудовом потенциале (рост умений, знаний, навыков);

- организационной составной, которая предусматривает высокий уровень организации и культуры труда, четкость, ритмичность, согласование трудовых усилий и высокую степень удовлетворенности трудом.

Величина трудового потенциала предприятия определяется величиной потенциального рабочего времени (Фп):

Фп = Фк – Прч или Фп = Ч * Д * Тзм,

где Фк – календарный фонд рабочего времени; Прч – потери рабочего времени;

Ч – численность работников; Д – количество рабочих дней в году; Тзм - продолжительность рабочей смены.

 

Трудовой потенциал общества является производной величиной от уровня развития продуктивных сил и состояния здоровья населения, от содержания общего и специального образования, профессиональной подготовки.

Трудовой потенциал общества – это конкретная форма материализации человеческого фактора, показатель уровня развития и творческой активности трудящихся.

 

 

Тема 3. Социально-трудовые отношения как система

 

План

1. Сущность социально-трудовых отношений (СТО) их виды, элементы системы СТО.

2. Характеристика субъектов, уровней и предметов СТО.

3. Характеристика типов СТО, базовые принципы формирования и развития СТО в современных условиях (социальная политика и ее модели; развитие общественного труда и производства).

4. Концепция стадийного развития СТО. Факторы формирования и развития СТО в современных условиях (социальная политика и ее модели; развитие общественного труда и производства).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1863; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.