Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Показатели финансового состояния предприятия




Показатели прибыли и рентабельности.

Показатели использования трудовых ресурсов

Показатели себестоимости.

Вопрос 4.

- Каждое экономическое явление чаще характеризуется не одним обособленным показателем, а целым комплексом взаимосвязанных показателей.

- для анализа необходим подбор оптимального числа системы показателей, дополняющих и недублирующих друг друга.

Показатели, которые образуют подсистемы делят на входящие и выходящие, общие и частные. Эти показатели осуществляют взаимосвязь между различными подсистемами.

1. Показатели организационно - технического уровня. Характеризуют производственную структуру предприятия, структуру управления, специализацию и концентрацию производства.

Показатели снабжения – характеризуют обеспеченность предприятия основными средствами производства, оборудованием, материальными и трудовыми ресурсами.

Показатели производства – характеризуют объём валовой и товарной продукции в стоимостном, натуральном и условно-натуральном измерении, структуру продукции, её качество и.т.д.

Показатели сбыта – включают данные об объёме отгрузки и реализации продукции, остатках готовой продукции на складах.

Основные показатели использования средств производства фондоотдача, фондоёмкость, среднегодовая стоимость ОПФ, амортизация.

Показатели использования предметов труда – материалоёмкость, материалоотдача, стоимость использованных предметов труда за анализируемый отрезок времени.

Вопрос 5. Методика факторного анализа. Все явления и процессы хозяйственной деятельности находятся во взаимосвязи взаимозависимости и обусловленности, одни из них непосредственно связны между собой, другие косвенно. Каждое явление можно рассматривать и как причину и как результат. Каждый результативный показатель зависит от многочисленных факторов. Чем детальнее исследуется влияние факторов на величину результативного показателя, тем точнее результаты анализа. Факторный (fuck) – процесс комплексного системного исследования влияния факторов на уровень результативных показателей.

Типы факторного анализа:

1. По характеру исследуемой связи: детерминированный факторный анализ – представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер; стохастический - исследует влияние факторов, связь которых с результативным показателем является неполной, вероятностной, корелляционной. Если при функциональной полной зависимости с изменением аргумента всегда соответствует соответствующее изменение значения функции, то при стохастической связи изменение аргумента может дать несколько значений функции, в зависимости от сочетания других факторов, определяющих данный показатель.

По методике исследования различают прямой и обратный факторный анализ. Прямой факторный анализ осуществляется дедуктивным способом. Обратный факторный анализ исследует причинно-следственные связи с помощью логической индукции (от Ч к О), от причины к следствию.

В зависимости от степени детализации факторов – одноуровневый и многоуровневый анализ. Одноуровневый анализ используется для исследования факторов только одного уровня (одной ступени подчинения), без детализации на составные части. Многоуровневый факторный анализ проводится с помощью детализации факторов первого порядка на составные элементы с целью изучения их сущности

По признаку состояния изучаемых явлений – статический и динамический факторный анализ. Статический факторный анализ применяется при изучении влияния факторов на результативные показатели на определённую дату. Динамический факторный анализ – методика исследования причинно-следственных связей в динамике

По признаку времени факторный анализ делят на ретроспективный и перспективный. Ретроспективный анализ изучает причины изменения результатов хозяйственной деятельности за прошлые годы. Перспективный факторный анализ исследует влияние факторов на уровень результативных показателей в перспективе.

 

Этапы:

1. Отбор анализируемых факторов для соответствующих результативных показателей.

Классификация и систематизация факторов с целью обеспечения системного подхода к их изучению.

Моделирование связей между факторными и результативными показателями.

Расчёт влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.

Практическое использование факторной модели для управления экономическими процессами.

 

Классификация факторов позволяет глубже разобраться в причинах исследуемых явлений. Исследуемые в анализе факторы могут быть классифицированы по следующим признакам:

1. По своей природе факторы разделяются на природно-климатические, социально-экономические и производственно-экономические.

По степени воздействия на результаты хозяйственной деятельности факторы делят на основные и второстепенные. Основные факторы в отличие от второстепенных оказывают наиболее существенное влияние на результативный показатель. Необходимо отметить, что один и тот же фактор в зависимости от обстоятельств может быть и основным и второстепенным.

По отношению к объекту исследования факторы классифицируются на внутренние и внешние, т.е. зависящие и независящие от деятельности данного предприятия.

По степени зависимости от субъекта хозяйствования факторы делят на объективные (независящие от воли и желания людей) и субъективные – зависящие от деятельности юридических и физических лиц.

По степени распространённости факторы делят на общие ( действие проявляется во всех сферах экономики) и специфические (характерные для отдельных отраслей экономики или конкретного предприятия).

По продолжительности воздействия на результаты деятельности: факторы долговременные ( оказывающие влияние на изучаемое явление беспрерывно, на протяжении длительного времени), кратковременные.

По характеру действия факторы делят на интенсивные (которые характеризуют степень усилия, напряженности, направленные на повышение отдачи ресурсов); экстенсивные – связаны с дополнительным привлечением ресурсов в производство.

По свойству отражаемых явлений факторы делят на количественные ( которые выражают) количественную определённость явлений; качественные ( определяют внутренние качества, признаки и особенности изучаемых объектов)

По степени агрегирования – сложные (комплексные), простые (элементные).

По иерархии (уровню соподчинённости) – факторы первого, второго, третьего и.т.д. уровней подчинения. Первый уровень – непосредственно влияют на результативный показатель; второго – определяющие результативный показатель косвенно, при помощи факторов первого уровня;

По степени управляемости – управляемые (поддающиеся оперативному регулированию), воздействие которых проявляется в относительно короткий срок; неуправляемые – не поддающиеся регулированию (природные условия, транспортно-географические положение).

По возможности измерения влияния факторов на результативный показатель – измеримые, степень воздействия которых может быть выражена количественно; вторая группа – неизмеримые – влияние которых на результаты деятельности не поддаётся непосредственному измерению.

 

Вопрос 7. Системный подход в АХД вызывает необходимость взаимосвязанного изучения факторов с учётом их внешних и внутренних связей, взаимодействия и иерархии, что достигается с помощью их систематизации (структурирования). Структурирование разделение исследуемого показателя на множество составных элементов (факторов) и выявление между ними взаимосвязи и соподчинённости.

Структурирование факторов осуществляется с помощью построения структурно-логических моделей, которая даёт возможность установить наличие связей не только между изучаемыми факторами и результативными показателями, но и между самими факторами.

Структурно - логическая модель позволят увидеть, что среди изучаемых факторов имеются такие, которые непосредственно влияют на результативный показатель и те, которые воздействуют не столько на результативный показатель, сколько друг на друга. Различают детерминированные и стохастические структурно-логические факторные модели. Создать детерминированную факторную модель, значит представить изучаемое явление в виде алгебраической суммы частного или произведения нескольких факторов, определяющих его величину и находящиеся с ним в функциональной зависимости. Развитие детерминированной факторной модели за счёт детализации комплексных факторов. Элементные факторы не раскладываются на сомножества. С развитием системы комплексные факторы постепенно детализируются на менее общие, приближаясь постепенно по своему аналитическому содержанию к элементным. Структурирование факторов позволяет установить наличие и отсутствие структурированных связей между исследуемыми показателями, изучив направления связи, форму зависимости и.т.д.

 

Лекция 3: Виды АХД

1. Виды АХД и их классификация.

Роль АХД в управлении производством и повышении его эффективности.

Вопрос 1. Виды АХД и их классификация. Признаки классификации анализа хозяйственной деятельности и его виды:

1. По отраслевому признаку, который основывается на общественном разделении труда, анализ делят на отраслевой ( методика которого учитывает специфику отдельных отраслей экономики ) и межотраслевой ( теоретическая и методологическая основа АХД во всех отраслях национальной экономики )

По пространственному признаку – анализ внутрихозяйственный (который изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений) и межхозяственный (сравнивает результаты деятельности 2 и более предприятий).

По признаку времени – предварительный (перспективный) и последующий (ретроспективный). Перспективный анализ проводится до осуществления хозяйственных операций. Он необходим для обоснования управленческих решений и плановых заданий, прогнозировании и оценки ожидаемого выполнения плана. Ретроспективный анализ проводится после совершения хозяйственных операций. Он используется за контролем над выполнением плана, выявлением неиспользованных резервов, объективной оценки результатов деятельности предприятия.

Ретроспективный анализ делится на оперативный и итоговый. Оперативный (ситуационный) проводится сразу после совершения хозяйственной операции или изменения ситуации за короткие отрезки времени. Итоговый анализ проводится за отчётный период времени – месяц, квартал, год. Его ценность состоит в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчётным данным за соответствующий период.

Перспективный анализ в зависимости от длинны временного периода делится на краткосрочный (до 1 года) и долгосрочный (свыше 1 года). Краткосрочный прогнозный анализ используется для выработки тактической политики, долгосрочный – стратегическая политика.

2. По периодичности проведения анализ делится на периодический и разовый. Периодический анализ делается регулярно за соответствующие отрезки времени, разовый анализ проводится в связи с разными обстоятельствами единовременного характера – изменение структуры производства, переход на новую технологию.

По субъектам (пользователям) – внутренний и внешний анализ. Внутренний анализ осуществляется непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Его результаты являются КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНОЙ! Внешний анализ проводится на основании финансовой статистической отчётности органами хозяйственного управления, банками, акционерами, партнёрами по бизнесу.

По степени охвата изучаемых объектов анализ делится на сплошной и выборочный. При сплошном анализе выводы делаются после изучения всех без исключения объектов. При выборочном - по результатам исследования только части объекта, что позволяет ускорить аналитический процесс и выработку управленческих решений по результатам анализа.

По содержанию программы анализ делят на комплексный и тематический. При комплексном анализе деятельность предприятия изучается всесторонне, при тематическом исследуются только отдельные её стороны, представляющие в определённый момент наибольший интерес.

По аспектам исследования ХД состоит из отдельных подсистем – экономики, техники, технологии, организации производства и.т.д. В связи с этим выделяют финансовый анализ, его проводит финансовая служба, внешние финансовые институты. Финансовый анализ тогда, это процесс исследования финансового механизма функционирования субъектов хозяйствования. Технико - экономический анализ (инженер, технологи и др.) – ориентирован на изучение причинно-следственных связей технических и экономических процессов. Социально - экономический анализ *его проводят экономические службы управления, социологические лаборатории, статистические органы) – изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности. Экономико - экологический анализ *проводят органы охраны окружающей среды) – исследует взаимодействие экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию. Маркетинговый анализ – (служба маркетинга предприятия или объединения) применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия. Бухгалтерский (аудиторский) проводится аудиторами или аудиторскими фирмами с целью оценки и прогнозирования финансового состояния и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Экономико - статистический анализ (статистические органы). Применяется для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления (предприятие – отрасль – клиент). Инвестиционный анализ используется для доводки программы и оценки эффективности инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования для обоснования оптимального варианта инвестиционного проекта. Функционально-стоимостной анализ -метод системного исследования объекта на стадии проектирования, направленный на оптимизацию соотношения между потребительскими свойствами изделия и затратами на его разработку, производство и эксплуатацию. Логистический анализ, с помощью которого исследуются товарные потоки, начинающиеся от поставщиков сырья, проходящие через предприятия и заканчивающиеся у покупателей. Институциональный анализ – оценивается организационная, правовая, политическая обстановка в рамках которой будет осуществляться деятельность предприятия, вырабатывается стратегическая и тактическая политика предприятия, что способствует повышению эффективности функционирования предприятия.

По методике изучения. Сравнительный. Факторный - направлен на выявление величины влияния факторов на величину результативных показателей. Стохастический – направлен на изучение стохастических зависимостей между исследуемыми явлениями и процессами хозяйственной деятельности. Качественный анализ – основан на качественных сравнительных характеристиках и экспертных оценках изучаемых явлений и процессов. Количественный анализ – основан на количественном сопоставлении и исследовании степени чувствительности экономических явлений к изменению различных факторов. Диагностический – способ установления характера нарушений нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков, характерных только для данного нарушения. Фундаментальный – глубинное комплексное исследование сущности изучаемых явлений с использованием математического аппарата. Ситуационный – процесс подготовки информации для управления конкретной ситуацией в изменяющейся среде. Маржинальный анализ – метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений на основе изучения причинно следственной взаимосвязи объёма продаж, себестоимости, прибыли и деления затрат на переменные и постоянные. Экономико - математический анализ – выбор наиболее оптимального варианта решения экономической задачи, выявления резервов, повышения эффективности производства за счёт более полного использования производственного потенциала предприятия.

Вопрос 2. Роль АХД в управлении производством и повышении его эффективности. Для того чтобы установить проблемы и оценить сложившуюся ситуацию необходимо иметь полную и правдивую информацию о состоянии дел на предприятии, которому в основном предоставляют оперативные, бухгалтерские и статистические службы на предприятии. АХД – связующее звено между ними – учётом и принятием управленческих решений. В процессе анализа данные проходят аналитическую обработку: сравнение достигнутых результатов с данными текущего и перспективного плана, прошлых лет, определяется влияние разных факторов на величину результативных показателей, выявляются недостатки, неиспользованные возможности, перспективы и.т.д. На основе анализа обосновываются управленческие решения. Экономический анализ, предшествуя решению к действиям, позволяет снизить неопределённость при принятии управленческих решений, основанного на догадках, следовательно экономический анализ можно рассматривать, как деятельность по подготовке информационно-аналитической базы для принятия научно-обоснованного управленческого решения. Как функция управления АХД связан с планирование и прогнозированием результатов деятельности. Разработка планов для предприятия представляет собой принятие решений, которые обеспечивают развитие производства в планируемом отрезке времени, при этом учитываются результаты деятельности за предыдущий период, изучаются тенденции развития экономики предприятия, выявляются и учитываются дополнительные резервы производства. Большая роль отводится анализу в определении Ии использовании резервов повышения эффективности производства. Тогда, АХД является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно-обоснованных планов-прогнозов и управленческих решений. ­­­

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 991; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.