Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ф у н к ц и и п р и б ы л и




Прибыль, как важнейшая экономическая категория рыночных отношений, выполняет следующие функции.

1.Оценочная функция прибыли по эффективности. Прибыль является основным показателем, характеризующим экономическую эффективность деятельности предприятия. Получаемая на предприятии прибыль означает, что доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью и тем самым прибыль определяет уровень отдачи авансируемых средств в активы предприятия, характеризует степень деловой активности и финансового благополучия предприятия.

2.Воспроизводственная функция прибыли.

Прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Рост прибыли создаёт финансовую базу для расширенного воспроизводства. Наряду с суммой амортизационных отчислений прибыль является основным источником финансирования капитальных вложений для воспроизводства основных средств, пополнения собственных оборотных средств, материального стимулирования работников и затрат на социальное развитие. Капитализация чистой прибыли, то есть использование её на производственные цели, позволяет расширять деятельность за счёт собственных более дешевых источников финансирования. При этом снижаются расходы на привлечение дополнительных источников. На этой основе происходит также формирование финансовых активов предприятия: приобретение ценных бумаг, долей для участия в других предприятиях и т. д.

3.Распределительная функция прибыли выражается в том, что она используется не только по разным направлениях внутри предприятия, но и является также одним из важных источников формирования бюджетов разных уровней

4.Стимулирующая функция прибыли. Предприятие заинтересовано в получении максимальной прибыли, так как это является основой для расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального стимулирования работников и т.д. Стремление к получению максимальной прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объёма производства продукции и снижения затрат. Кроме того, прибыль сигнализирует о том, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создаёт стимул для инвестирования в эти сферы и тем самым совершенствует структуру производства. Прибыль в условиях рыночной экономики - это движущая сила и источник обновления производственных фондов и выпускаемой продукции.

Таким образом, прибыль является обобщающим результативным показателем производственно-финансовой деятельности предприятия и источником финансовых накоплений. Она выражает достигнутую эффективность, является основой расширенного воспроизводства и выступает стимулом к результативной работе.

6. ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ.

 

Не вся прибыль, получаемая в условиях предприятия, остаётся в его распоряжении. Она распределяется между обществом в лице государства и предприятием. Оставшаяся в предприятии чистая прибыль в свою очередь используется по разным направлениям. Поэтому необходимо рассмотреть вопрос не только о формировании прибыли, но и о её распределении.

Состав и ставку налога на прибыль, порядок их исчисления и взносов в бюджет определяет государство и отражает в законодательных актах и нормативных документах по налогообложению. Эта ставка не может быть изменена предприятием.

Порядок распределения и использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, закрепляется в его уставе и определяется положением, разработанным экономической службой и утверждённой руководящими органами предприятия (общим собранием). В целом порядок формирования и распределения прибыли в предприятии можно представить следующей схемой.

 

 
 

 


общехозяйст- венные
коммерческие
общепроизвод- ственные
__

 
 

 


Операционные доходы (расходы)
Прибыль от реализации
Внереализационные доходы (расходы)
+ +

- -

           
   
 
   
 
 

 

 


 

           
   
 
   
 
 

 


На любом предприятии объектом распределения является прибыль отчётного периода, получаемая в процессе хозяйственной деятельности предприятия, то есть балансовая прибыль. Но эта прибыль не вся облагается налогом. Балансовая прибыль предварительно уменьшается на величину необлагаемой налогом прибыли, в состав которой входят следующие доходы: доход от долевого участия в деятельности других предприятий, дивиденды, проценты, полученные по ценным бумагам, доход от сдачи имущества в аренду и т. п. По этим видам доходов расчёт налога осуществляется в ином порядке.

Из балансовой прибыли исключается также сумма прибыли, по которой устанавливаются налоговые льготы -это прибыль направляется на освоение новых прогрессивных технологий и видов продукции, на гуманитарные цели, на природоохранные мероприятия и т. п.

После корректировки балансовой прибыли на величину необлагаемой налогом прибыли, она принимает форму налогооблагаемой прибыли, с которой уплачивается налог по ставке 24%, из них % перечисляется в федеральный бюджет и %- в местный бюджет.

В соответствии с действующим законодательством балансовая прибыль, полученная от различных форм хозяйственной деятельности за вычетом всех налогов на прибыль и с учётом сальдовой разницы по чрезвычайным доходам и расходам, называется чистой прибылью и используется предприятием самостоятельно.

Однако, чистая прибыль полностью будет равна реальной прибыли в распоряжении предприятия в том случае, если нет дополнительных расходов, относимых на чистую прибыль. К таким расходам относятся все сверхнормативные расходы, превышающие расходы на командировки, на рекламу, на представительские расходы и т. п. Из этой прибыли взыскиваются штрафные санкции в случае утаивания прибыли от налогообложения или взносов во внебюджетные фонды, уплачиваются штрафы при несоблюдении требований по охране окружающей среды от загрязнения, санитарных норм и правил. И только после этих удержаний чистая прибыль остаётся в распоряжении предприятия и его учредителями используется по разным направлениям (см. схему).

Эта прибыль может полностью пойти на выплату дохода учредителям и в этом случае величина капитала предприятия остаётся без изменения. В ином случае она может быть полностью реинвестирована (использована, вложена) в производство и тогда капитал предприятия увеличивается на величину инвестированной в него прибыли.

Однако, на практике в наибольшей степени используется промежуточный вариант (см. схему). Это когда одна часть прибыли участвует в процессе накопления и увеличивает имущество предприятия, вторая часть используется на потребление. В этом случае могут быть следующие наиболее типичные направления использования чистой прибыли:

- на модернизацию или реконструкцию имеющихся у предприятия основных средств и на приобретение новых;

- на прирост собственных оборотных средств, что может быть обусловлено как инфляцией, так и расширением или диверсификацией (разнообразием) производства;

- на возврат кредитов и займов, а также на уплату процентов, если процентные ставки превышают нормативные.

Распределение прибыли на инвестируемую часть и на дивиденды является важным моментом финансового планирования. Например, в акционерном обществе слишком высокие дивиденды, выплачиваемые в рекламных целях, приводит к проеданию основного капитала. В то же время невыплата дивидендов снижает рыночный курс акций предприятия и создаёт сложности при размещении очередного выпуска акций.

При этом следует заметить, что государство не устанавливает каких либо нормативных распределений прибыли, но за счёт предоставляемых налоговых льгот на прибыль стимулирует направление прибыли на капитальные вложения производственного и непроизводственного характера, на благотворительные цели, на содержание объектов непроизводственной сферы, на финансирование природоохранных мероприятий и т.п. Законодательно ограничиваются размеры резервного фонда предприятия.

 

7. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ.

 

На получение прибыли и рентабельности по каждому виду продукции, в конечном счёте, оказывают влияние такие факторы, как объём реализуемой

продукции, себестоимость 1ц реализуемой продукции и цена реализации 1ц продукции, а по всей совокупности товарной продукции добавляется ещё 4-й

фактор-это структура реализуемой продукции.

На объём реализуемой продукции оказывают влияние такие факторы, как

объём валовой продукции и уровень товарности. Чем больше будет получено валовой продукции и выше её уровень товарности, тем больше будет объём реализуемой продукции. В свою очередь объём валовой продукции в промышленных отраслях зависит от наличия производственных мощностей предприятия, от их выработки в единицу времени и от времени их работы в сутки, месяц, год. В сельскохозяйственных предприятиях объём валовой продукции зависит от урожайности и площади посева сельскохозяйственных культур, от продуктивности и поголовья животных.

Уровень товарности определяется как отношение товарной продукции к валовой и умножения на 100.Товарная продукция отличается от валовой на величину внутрихозяйственных потребностей. Чем меньше валовой продукции будет использоваться на внутрихозяйственные нужды, тем больше уровень товарности и соответственно больше будет объём товарной продукции.

На себестоимость 1ц реализуемой продукции основное влияние оказывает производственная себестоимость этой продукции, а также расходы по её реализации. В свою очередь производственная себестоимость продукции зависит от эффективности использования производственных ресурсов предприятия (земельных, трудовых ресурсов, производственных фондов)т.е. от производительности труда работников, производительности машин и механизмов, от продуктивности земли и животных. А также от внедрения передовой технологии, техники, прогрессивных форм организации труда и материального стимулирования работников от рационального использования материальных и технических средств и укрепления режима экономики.

На себестоимость 1ц реализованной продукции оказывают влияние также расходы по её реализации -это затраты, которые несёт предприятие по хранению, упаковке, транспортировки товарной продукции к месту реализации, расходы на рекламу и др. Рациональный подход к использованию этих затрат также будет способствовать снижению себестоимости 1ц реализованной продукции.

На цену реализации продукции оказывает влияние уровень спроса и предложения на реализованную продукции (конъюнктура рынка), качество реализуемой продукции, каналы реализации продукции, виды реализуемой продукции (сырьё или готовая продукция), сроки реализации(сезонность).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.