Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Квалификационные и личностные требования к профессии юриста

Как уже отмечалось, для того чтобы владеть какой–либо профессией нужно иметь соответствующие профессиональные навыки и умения, то есть нужно обладать определённой квалификацией. Но наряду с квалификацией, то есть с сугубо профессиональными требованиями, существуют ещё и личностные требования, предъявляемые к работнику. То есть для занятия какой- либо юридической должности кандидат должен обладать необходимым набором личностных и квалификационных качеств. Таким образом, профессиональная деятельность конкретного специалиста обусловлена единством двух начал, а именно: объективными требованиями, предъявляемыми обществом и государством к его деятельности, и субъективными (личностно-психологическими) качествами. Несмотря на различие категорий «требования» и «качества», их суть можно свести к единому содержанию, так как перечень всех качеств раскрывается в рамках предъявляемых к ним требований. Именно поэтому на уровне квалификационных требований юриста выступают те общие качества, которые служат показателем общенаучной, фундаментальной, мировоззренческой подготовки. И только на следующем уровне можно выяснить, соответствуют ли общие качества юриста требованиям конкретного специалиста: адвоката, судьи, прокурора и т. д.

Каким же требованиям должен соответствовать современный юрист?

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования к уровню подготовки выпускника по специальности 021100 (030501) Юриспруденция № 260 ГУМ/сп от 27.03.2000г. и направлению 521400 (030500) Юриспруденция №261 ГУМ/бак от 27.03.2000г. предусматривает определённый перечень квалификационных требований.

Юрист должен:

- обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твёрдостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, её охраны и социальной защиты, необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности;

- быть знакомым с основными учениями в области гуманитарных и социально–экономических наук, способным научно анализировать социально–значимые проблемы и процессы, уметь использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

- знать Конституцию Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку и обществу, окружающей среде, уметь учитывать их при разработке экологических и социальных проектов;

- иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимать возможности современных научных методов познания природы и владеть ими на уровне, необходимом для решения задач, возникающих при выполнении профессиональных функций;

- быть способным вести профессиональную деятельность в иноязычной среде;

- иметь научное знание о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического самосовершенствования;

- владеть культурой мышления и искусством логического анализа, знать его общие законы и уметь в письменной и устной речи правильно (логично) их выстраивать;

- уметь на научной основе организовывать свой труд, владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;

- быть способным в условиях развития науки и изменяющейся социальной политики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, уметь приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний;

- быть способным в профессиональной сфере на основе системного подхода строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;

- быть способным поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, уметь использовать для их решения методы изученных наук;

- быть готовым к кооперации с коллегами и работе в коллективе, быть знакомым с методами управления, уметь организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований, знать психологию людей и отдельных официальных групп, основы педагогической деятельности, формы и методы правового воспитания населения;

- быть методически и психологически готовым к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами.

Безусловно, каждый выпускник юридического факультета должен удовлетворять всем указанным выше требованиям, в случае если он хочет связать свою дальнейшую жизнь с юриспруденцией. Однако, следует отметить, что данный государственный стандарт закрепляет лишь необходимый минимум требований к содержанию и уровню подготовки юриста. Современная действительность, особенности правового развития общества и государства, экономическая ситуация и т.д. диктуют свои требования как к квалификационным, так и к личностным качествам юриста, которые далеко выходят за рамки рассматриваемого нами стандарта.

Сегодня юрист должен хорошо ориентироваться и уметь работать с законодательством РФ, со специальной литературой. Он должен обладать базовыми знаниями законодательства других стран, владеть иностранными языками. Профессиональный юрист должен уметь составлять и оформлять юридические документы.

В зависимости от сферы юридической деятельности юрист должен уметь предупреждать, пресекать, выявлять правонарушения; в соответствии с законодательством определять виды ответственности и применять наказание; следить за соблюдением законодательства в деятельности государственных органов, предприятий, учреждений, должностных лиц и граждан; оказывать квалифицированную юридическую помощь гражданам; осуществлять толкование закона; осуществлять правовое воспитание и обучение граждан.

Юрист должен владеть навыками ораторского мастерства, быть способным к ведению бесед, переговоров, допросов и т.д. Юрист должен быть способен к повышению своей профессиональной квалификации. В век бурного развития информационных технологий, трудно представить себе деятельность юриста без компьютерного, факсимильного обеспечения. Юрист должен владеть различными техническими средствами.

В рамках освещения вопроса о качествах человека, необходимых для занятия им должности юриста мы в основном перечисляли квалификационные требования. В свою очередь, личностные качества играют не менее важную роль для юридической профессии. Под личностью юриста следует понимать субъекта, который осуществляет профессиональную юридическую деятельность. Конечно, для каждого из видов юридической деятельности необходимы особые личностные качества. Они будут раскрыты в главе, посвящённой специфике работы отдельных звеньев юридической системы. Сейчас речь пойдёт об общих личностных качествах, применимых к субъекту профессиональной юридической деятельности.

Профессиональная деятельность юристов связана с постоянным анализом законодательства, поиском наиболее оптимального решения в конкретной ситуации. Для осуществления указанной работы юрист должен обладать развитым аналитическим мышлением: уметь сопоставлять, противопоставлять, сравнивать различные обстоятельства и факты, знать и владеть методами логического познания. Для того, чтобы профессиональная деятельность юриста носила упорядоченный, а не хаотический характер, он должен обладать такими качествами как внимательность, аккуратность. Выполнение государственных обязанностей требует от юриста повышенной ответственности. Он должен отвечать за свои действия перед самим собой, законом и другими людьми.

Залог успешной деятельности юриста – это хорошая память, ведь юристу, зачастую приходится удерживать в голове значительный объём нужной и ненужной информации. Юрист должен уметь концентрироваться на каких–то наиболее важных вопросах, рационально распределять свои силы, чтобы сохранить результативность труда на протяжении всего рабочего дня.

Профессиональная юридическая деятельность протекает в условиях общения, которое составляет главное содержание указанной деятельности, становится особым видом труда, профессиональным общением. Способность устанавливать межличностные (психологические) контакты с различными участниками общения, коммуникативная компетентность, относятся к качествам, в значительной мере влияющим на эффективность труда юристов.

Умение работать с людьми является одним из важнейших качеств, которым должен обладать юрист. Особое значение это качество имеет для юриста, являющегося по своему должностному положению руководителем, так как во многом от его действий и поступков зависит деятельность подчинённого ему подразделения. Важную роль в организационно–управленческой деятельности юриста играет способность в любой конфликтной ситуации принимать оптимальные решения организационного характера, прогнозируя их последствия. Для того, чтобы осуществлять юридическую деятельность с наибольшей пользой нужно обладать таким качеством как нервно–психическая устойчивость.

Участие юристов в воспитательной работе предполагает наличие у них кроме уже отмеченных качеств, высокого уровня культуры, широкого кругозора, эрудиции, педагогического мастерства.

Перечисляя личностные качества, необходимые юристам, нужно отметить и медицинский критерий. Для того чтобы деятельность юриста была наиболее эффективной, конечно же, он должен иметь крепкое здоровье. В современной российской действительности, пожалуй, немногие могут похвастаться отменным здоровьем. Тем не менее, отдельными видами юридической деятельности закон разрешает заниматься только при отсутствии медицинских противопоказаний, таких как нервные и психические заболевания, выраженные сердечно–сосудистые заболевания и др.

Следует отметить, что перечисленные личностные черты, необходимые для профессиональной юридической деятельности, служат основой для определения профессиональной пригодности юриста. Всего выделяют пять факторов профессиональной пригодности юриста.

Первый фактор – высокий уровень социальной (профессиональной) адаптации. К качествам личности, формирующим данный фактор, следует отнести: высокий уровень правосознания, честность, принципиальность, обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность. Свидетельством профессиональной непригодности юриста являются противоположные качества: низкий нравственный облик, нечестность, безответственное отношение к делу, недисциплинированность.

Второй фактор – нервно–психическая (эмоциональная) устойчивость личности юриста. Этот фактор предполагает: устойчивость к стрессу, высокий уровень самоконтроля. Отрицательно оцениваются такие качества личности как: низкий порог устойчивости к стрессу, повышенная эмоциональная напряжённость, импульсивность.

Третий фактор – высокий уровень интеллектуального развития. Этот фактор обусловлен следующими качествами личности: развитый интеллект, широкий кругозор, эрудиция, гибкое творческое мышление, умственная работоспособность, умение выделять главное, развитое воображение, интуиция, способность к абстрагированию. Отрицательно оцениваются такие качества как низкая умственная работоспособность, слабая память, низкая познавательная активность.

Четвёртый фактор – коммуникативная компетентность юриста. Она предполагает следующие качества личности: способность устанавливать эмоциональные контакты с различными участниками общения, проницательность, способность понимать внутренний мир собеседника, доброжелательность, вежливое отношение к людям, умение слушать участника диалога, свободное владение вербальными и невербальными средствами общения, умение предотвращать конфликты, адекватная самооценка. К качествам, затрудняющим коммуникативные процессы, относят: замкнутость, легко ранимое самолюбие, конфликтность, агрессивность

Пятый фактор – организаторские способности. Юрист должен быть активным, инициативным, находчивым, решительным, целеустремлённым, собранным, аккуратным в работе. К качествам, снижающим организаторские возможности юриста, относятся пренебрежительное отношение к людям, завышенная самооценка, пассивность.

Помимо перечисленных качеств личности, эффективность труда юриста зависит от мотивационной сферы его личности, какие он требования предъявляет к себе, каких профессиональных высот хочет достичь.

Квалификационные и личностные требования к профессии юриста выработаны научно и носят объективный характер. Поэтому студенты юридических вузов и действующие юристы должны их хорошо знать и делать всё необходимое для соответствия им.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Важнейшие дефиниции юриспруденции | Направления профессиональной юридической деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2108; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.