Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система арбитражных судов и их компетенции

Система арбитражных судов в основном построена с учетом федеративного и административно-территориального устройства России.

Систему арбитражных судов составляют: Высший Арбитражный Суд; федеральные арбитражные суды округов; апелляционные арбитражные суды; арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов (арбитражные суды субъектов РФ).

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента РФ. Заместители Председателя и другие судьи Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и заключении квалификационной коллегии данного суда.

Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе:

· Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ;

· Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ;

· Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

· Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ состоит из Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, заместителей Председателя и судей Высшего Арбитражного Суда РФ. В заседаниях Пленума вправе принимать участие депутаты Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Генеральный прокурор РФ, министр юстиции РФ, председатели арбитражных судов.

Президиум Высшего арбитражного Суда РФ действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда, заместителей Председателя и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда РФ. По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в состав Президиума могут быть введены судьи данного суда. Состав Президиума утверждается Президентом РФ.

Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях.

В РФ действуют федеральные арбитражные суды десяти судебных округов: Волго-Вятского, Восточно-Сибирского, Дальневосточного, Западно-Сибирского, Московского, Поволжского, Северо-Западного, Северо-Кавказского, Уральского и Центрального.

В соответствии со ст. 13 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ» судьи окружных арбитражных судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов и согласованному с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов РФ.

Председатели и заместители председателей арбитражных судов округов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Высшего арбитражного Суда РФ, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ, с учетом предложений законодательных (представительных) органов власти соответствующих субъектов РФ.

Федеральные арбитражные суды округов действуют в составе: президиума федерального арбитражного суда округа; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Для рассмотрения жалоб на решения арбитражного суда субъекта Федерации действуют арбитражные апелляционные суды.

Арбитражные суды субъектов РФ составляют первое звено системы арбитражных судов России.

В субъектах РФ действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

На территориях нескольких субъектов РФ судебную власть может осуществлять один арбитражный суд, и в то же время на территории одного субъекта Федерации могут функционировать несколько арбитражных судов.

Судьи арбитражных судов субъектов РФ назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.

Данные суды действуют в составе Президиума, судебных коллегий по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Арбитражные суды рассматривают судебные дела, возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений, сторонами в которых являются организации и граждане.

Арбитражному суду подведомственны дела по спорам: между юридическими лицами (организациями), гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке; между РФ и ее субъектами; между различными субъектами РФ. Законодатель раскрывает категории данных споров. К экономическим, например, относятся споры: о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда согласована сторонами; об изменении условий или о расторжении договоров; о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств; о признании права собственности; об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения; о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанных с лишением владения; о возмещении убытков; о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан; о защите чести, достоинства, деловой репутации; о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке; об обжаловании отказа в государственной регистрации, либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок организации или гражданина, либо в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законом; о взыскании с организаций и граждан штрафов, наложенных государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный (безакцептный) порядок их взыскания; о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением требований закона или иного нормативного акта.

Кроме того, арбитражному суду подведомственны и иные дела, в том числе:

· об установлении фактов, имеющих значение для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (об установлении фактов, имеющих юридическое значение);

· о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан.

Сторонами при рассмотрении дела в арбитражных судах являются истцы и ответчики. Истцами выступают организации и граждане, предъявившие иск в своих интересах или в интересах которых был предъявлен иск. Ответчиками являются организации и граждане, к которым предъявлен иск. Стороны имеют равные процессуальные права.

По первой инстанции дела рассматриваются судьей единолично, кроме дел о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов и дел о несостоятельности.

По решению председателя суда любое дело может быть рассмотрено коллегиально.

В апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях дела рассматриваются судом коллегиально. При коллегиальном рассмотрении дела в состав суда должно входить трое или другое нечетное количество судей.

При разрешении спора по существу арбитражный суд принимает решение. В отличие от суда общей юрисдикции решение вступает в законную силу по истечении месячного срока после его принятия. Решения Высшего Арбитражного Суда РФ вступают в законную силу с момента их принятия.

При рассмотрении дела в апелляционной инстанции принимается постановление, которое вступает в законную силу с момента его принятия. Оно может быть обжаловано в кассационную инстанцию.

При рассмотрении дела в кассационной инстанции также принимается постановление, которое вступает в силу с момента его принятия, но обжалованию не подлежит.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ рассматривает дела в порядке надзора, принимает постановление, которое вступает в силу с момента его принятия.

Все акты арбитражных судов обязательны к исполнению должностными лицами и гражданами.

 

Вопросы и задания для обсуждения:

1. Охарактеризуйте место и роль арбитражных судов в судебной системе

2. Объясните содержание компетенции арбитражных судов

3. Назовите состав и основные полномочия Высшего Арбитражного Суда РФ

 

Те Конституционный Суд Российской Федерации»

Основные понятия:

1. Понятие

2. Организация деятельности

3. Полномочия суда

4. Права и обязанности судей

 

Выступая гарантом закрепленных в Конституции РФ прав и свобод граждан и организаций, Конституционный суд РФ занимает особое место в судебной системе РФ.

Организация и деятельность Конституционного суда регулируется Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде РФ». Конституционный Суд РФ – орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Основными принципами его деятельности являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон. Решения Конституционного Суда РФ обязательны для исполнения на всей территории РФ всеми представительными, исполнительными и судебными органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами, гражданами и объединениями.

Конституционный Суд РФ независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношениях от любых других органов. Финансирование Конституционного Суда РФ производится за счет федерального бюджета и обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроизводства в полном объеме. В федеральном бюджете ежегодно предусматриваются отдельной статьей необходимые для обеспечения его деятельности средства, которыми Конституционный Суд РФ распоряжается самостоятельно. Имущество, необходимое Конституционному Суду для осуществления его деятельности и находящееся в его оперативном управлении, является федеральной собственностью. Кроме того, Конституционный Суд РФ самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности.

Какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых, информационных, материально-технических, кадровых и других условий деятельности Конституционного Суда РФ, установленных Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г., не допускается.

Конституционный Суд РФ уполномочен:

1) разрешать дела о соответствии Конституции РФ:

Ø федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

Ø конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

Ø договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти и субъектов РФ;

Ø не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешать споры о компетенции:

Ø между федеральными органами государственной власти;

Ø между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

Ø между внешними государственными органами субъектов РФ

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверять конституционность закона, примененного или подлежащего к применению в конкретном деле;

4) давать толкование Конституции РФ;

5) давать заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене и в совершении иного тяжкого преступления;

6) выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7) осуществлять иные полномочия, предоставленные ему Конституцией, Федеральным договором и федеральными конституционными законами, а также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 2 Конституции договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Итоговые решения (постановления) – принимаются по вопросам рассмотрения конкретного дела, подведомственного Конституционному Суду РФ.

Иные решения (определения) – принимаются по организационным вопросам деятельности Конституционного суда РФ, в виде отдельного документа не оформляются, а заносятся в протокол заседания.

Решения Конституционного Суда РФ принимаются открытым голосованием путем поименного опроса судей, которые не вправе воздержаться от голосования. Свое несогласие можно изложить письменно, и оно прилагается к решению суда и опубликовывается вместе с решением.

Решения Конституционного Суда РФ окончательны, обжалованию не подлежат и вступают в законную силу немедленно.

Нормативно-правовой акт или ненормативный акт, признанный неконституционным, полностью или частично, не подлежит применению, совершенное действие во исполнение таких актов подлежит отмене на всей территории РФ.

Деятельность Конституционного Суда РФ отражается в «Вестнике Конституционного Суда РФ», а также в периодической печати.

Деятельность Конституционного Суда строится на принципах законности, независимости, коллегиальности, гласности состязательности.

Решения Конституционного Суда провозглашаются публично и обнародуются без каких-либо ограничений.

Принцип состязательности и равноправия сторон в деятельности Конституционного Суда заключается в том, что стороны на заседании пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности.

Структура и организация деятельности Конституционного суда РФ выглядит следующим образом.

Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционного Суда РФ.

Конституционный Суд РФ состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается регламентом Конституционного Суда. Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда РФ не могут входить в состав одной и той же палаты. Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего на ее заседаниях определяется на заседании палаты.

В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда РФ, в заседаниях палат – судьи, входящие в состав соответствующей палаты.

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации исполняет следующие функции:

1) руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного Суда РФ, созывает их, председательствует на них;

2) вносит на обсуждение Конституционного Суда РФ вопросы, подлежащие рассмотрению на пленарных заседаниях палат;

3) представляет Конституционный Суд РФ в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Конституционного Суда РФ выступает с заявлениями от его имени;

4) осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда РФ, представляет на утверждение Конституционного Суда кандидатуры руководителей секретариата и других подразделений аппарата, иных служб Конституционного Суда, а также положение о секретариате Конституционного Суда РФ и штатное расписание аппарата;

5) осуществляет другие полномочия в соответствии с федеральным конституционным законом и регламентом Конституционного Суда РФ.

Статус Судей Конституционного Суда РФ имеет свои особенности.

Судьей Конституционного Суда РФ может быть назначен гражданин РФ, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий высокой квалификацией в области права.

В соответствии со ст. 125 Конституции и ст. 4, 9 Федерального конституционного закона Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Предложения о кандидатах на должность судей могут вноситься Президенту РФ членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда РФ в срок не позднее 14 дней с момента получения представления Президента РФ.

Каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство голосов от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.

Председатель Совета Федерации приводит к присяге лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда РФ.

Судья Конституционного Суда РФ назначается на должность на срок 12 лет. Предельный возраст для пребывания на данной должности составляет 70 лет. Судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги.

Назначение на должность судьи Конституционного Суда РФ на второй срок не допускается.

Судья Конституционного Суда РФ не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.

Судья Конституционного Суда РФ не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. Он не может также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они не преследуют политических целей.

Судья Конституционного Суда РФ не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ, либо изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом РФ, до принятия решения по этому вопросу.

Судья Конституционного Суда РФ несменяем. Его полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным в Законе. Судья Конституционного Суда РФ неприкосновенен.

 

 

Вопросы и задания для обсуждения:

1. Какое место занимает конституционный суд РФ в судебной системе РФ

2. Охарактеризуйте компетенцию конституцию конституционного суда

3. Расскажите о структуре Конституционного суда РФ

Тема: «Мировые судьи»

Основные понятия:

1. Понятие

2. Компетенции

3. Требования к мировому судье

Мировые судьи входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей, порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ», иными федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О мировых судьях в РФ» от 17 декабря 1998 г., законами субъектов российской Федерации.

Мировые судьи существовали еще в дореволюционной России – они были учреждены в процессе осуществления судебной реформы 1864 г.

Декретом рабочего и крестьянского правительства от 24 ноября 1917 г. деятельность мировых судей была прекращена.

О необходимости возрождения мировых судей в России впервые было провозглашено в Концепции судебной реформы в 1991 г. В декабре 1998 г. был принят Закон «О мировых судьях в РФ». В 1999 г. принят Федеральный закон «Об общем числе мировых судьей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации».

С января 2000 г. решение вопросов о мировых судьях перешло на уровень субъектов РФ, которые приняли о их деятельности соответствующие Законы.

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. Общее количество участков из числа мировых судей определяется ФЗ «О мировых судьях РФ», из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тысяч человек.

Мировые судьи рассматривают:

Ø уголовные дела о преступлениях небольшой тяжести, т.е. о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее лет лишения свободы;

Ø некоторые категории гражданских дел (дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях, дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества; иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка; дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 500 минимальных размеров оплаты труда, установленным законом на момент подачи заявления; дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе; дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом);

Ø дела о выдаче судебного приказа;

Ø дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Мировые судьи рассматривают дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых ими в первой инстанции и вступивших в силу.

Судопроизводство по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях осуществляется мировым судьей единолично в порядке, установленным процессуальным законодательством РФ.

Законность и обоснованность принятых решений мировым судьей контролируется районным (городским) судом, который является относительно мирового судьи судом апелляционной инстанции.

Мировой судьей может быть гражданин РФ, проживающий на территории субъекта РФ, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей.

Мировой судья не вправе быть депутатом представительных органов государственной власти или местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать свою работу с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской и иной творческой деятельности.

Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе.

Мировой судья избирается на должность на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для избрания на данную должность.

При повторном избрании на должность мирового судьи мировой судья избирается на пять лет.

При последующих избраниях на должность мирового судьи мировой судья избирается не менее чем на пять лет.

 

 

Вопросы и задания для обсуждения:

1.Каковы правовые основания организации и деятельности мировых судей

2. Изложите порядок формирования мировых судей и охарактеризуйте статус мирового судьи

3. Перечислите полномочия мировых судей

Тема: «Статус судей в Российской Федерации»

Основные понятия:

1.Понятие

2.Права и обязанности

3.Требования к судьям

4.Органы судейского сообщества

 

На судей возлагается осуществление весьма ответственных государственных обязанностей. Для того чтобы они могли осуществлять их эффективно, государство наделяет судей особым статусом.

Статус судей – это их правовое положение, закрепленное в законодательстве. Он является единым для всего судейского корпуса, независимо от того, в каком суде они работают.

В наиболее полном виде статус судей определен Законом РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации».

Всю совокупность прав и обязанностей, составляющих статус судей, можно сгруппировать в блоки:

1) права и обязанности, связанные с формированием судейского корпуса;

2) права и обязанности судей, гарантирующие им возможность независимого осуществления своих полномочий;

3) права и обязанности судей, обеспечивающие активное участие судей в судейском самоуправлении.

В соответствии с действующим законодательством судья должен соответствовать следующим критериям:

Ø быть гражданином РФ;

Ø иметь высшее юридическое образование;

Ø иметь стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет;

Ø для гражданских, военных и арбитражных судов основного звена стаж – 5 лет, возраст – 25 лет;

Ø для гражданских, военных и арбитражных судов среднего звена стаж работы - не менее 5 лет и возраст – не менее 30 лет;

Ø для Верховного Суда РФ стаж работы – не менее 10 лет и возраст - не менее 35 лет;

Ø для Конституционного Суда РФ стаж работы – не менее 15 лет и возраст – не менее 40 лет, помимо этого, необходимо быть также признанным специалистом в области права (кандидат юридических наук и выше);

Ø для военных судов в стаж засчитывается срок работы на офицерской должности.

Кандидат на должность судьи должен соответствовать высокому моральному облику. Он обязан сдать квалификационный экзамен квалификационной комиссии (состав утверждается квалификационной коллегией судей), результаты экзамена действительны в течение 3 лет. После сдачи квалификационного экзамена кандидат обращается в квалификационную коллегию за рекомендацией, повторное обращение допускается только через год. При положительном заключении комиссии все материалы о кандидате передаются председателю вышестоящего суда.

Согласно Закону «О статусе судей РФ» субъекта Федерации, назначение на должность судьи должно быть согласовано с законодательным органом субъекта Федерации. После этого все материалы направляются в Администрацию Президента РФ, где решается вопрос в комиссии Совета по кадровой политике при Президенте РФ; назначение на должность осуществляется Указом Президента РФ.

Ø мировые судьи назначаются или избираются первоначально на срок 5 лет;

Ø судьи районных (городских) судов, судьи военных судов гарнизонов (армий, флотилий, гарнизонов) впервые назначаются на срок 3 года, по истечении которого они могут быть назначены без ограничения срока. Предельный возраст пребывания судей 65 лет;

Ø судьи военных судов всех уровней могут занимать свои должности до тех пор, пока находятся на действительной военной службе и уходят в отставку как все военнослужащие.

В соответствии с Законом о статусе судей (ст. 9) обеспечивается независимость судей.

С этой целью создана такая система судопроизводства, которая ограждает судей от вмешательства в их деятельность.

Установлено правило, исключающее возможность при вынесении решений присутствовать кому бы то ни было, кроме судей, в совещательной комнате, запрещающее телефонные переговоры с судьями при их совещании, не допускающее разглашения судьями (и соответственно присяжными или арбитражными заседателями) сведений о ходе совещания – это тайна совещания судей, прописанная в законе (ст. 298, 341 УПК РФ, ст. 193 ГПК РФ, ст. 167 АПК РФ).

В самой совещательной комнате установлен определенный порядок голосования, заключающийся в следующем:

а) наличие запрета судьям (а также соответствующим заседателям) воздерживаться от голосования;

б) установление правила, предписывающего председательствующему (а при совещании присяжных заседателей – их старшине) подавать свой голос последним.

Кроме того, ч. 2 ст. 10 Закона о статусе судей определяет, что судья не обязан давать какие-либо объяснения по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, за исключением случаев, предусмотренным процессуальным законом.

Запретом под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия, т.е. судьи находятся под особой защитой государства (ст. 9 Закона о статусе судей).

Установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи (ст. 13, 14 Закона о статусе судей).

Правом судьи на отставку (ст. 15 Закона о статусе судей). Отставкой судьи признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности.

Отставка может осуществляться:

а)по собственной инициативе или вынуждено;

б) ввиду истечения срока полномочий или достижения определенного возраста;

в) по состоянию здоровья.

Права судей:

1) судьи в ходе судебного заседания имеют право при исследовании доказательств задавать вопросы сторонам, свидетелям и другим допрашиваемым лицам, принимать решения по существу дела, заявленным ходатайствам и отводам и т. п.;

2) судья (председательствующий) вправе принимать необходимые меры для нормального хода судебного заседания и руководства им;

3) судья вправе истребовать доказательства от граждан и организаций; вносить представления в государственные органы, общественные организации к должностным лицам об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения; запрашивать информацию от государственных органов, общественных организаций и информационных центров. При этом указанные органы и должностные лица обязаны выполнять требования судей, своевременно реагировать на их запросы и представления;

4) судьи вправе вносить в Верховный Суд предложения о даче разъяснений по вопросам применения законодательства;

5) судьи вправе ставить на обсуждение конференций судей вопросы, представляющие интерес для судейского сообщества.

Обязанности судей:

1) точно исполнять требования законов;

2) обеспечивать охрану прав и свобод граждан, их чести и достоинства, интересов общества, высокую культуру и воспитательное воздействие правосудия, быть справедливым и гуманным;

3) повышать уровень профессиональных знаний;

4) изучать и обобщать судебную практику, способствовать повышению правовых знаний работников аппарата судов;

5) избегать всего, что могло бы как-то причинить ущерб авторитету правосудия, достоинству судьи, объективности и беспристрастности;

6) не разглашать тайну совещания судей и иных сведений, полученных в закрытых судебных совещаниях.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные понятия. Военные суды являются специальными судами в составе судов общей юрисдикции и организационно, как и общие территориальные суды | Органы судейского сообщества
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 755; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.137 сек.