Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коммуникативная профессиограмма социального работника




Профессиональное вос­питание необходимо рассматривать как целостный процесс, обеспечивающий приобщение обучающихся социальной рабо­те к профессиональному труду в качестве субъекта этой деятель­ности.

Далее в профессиональ­ном воспитании следуют такие этапы, как подготовка к созна­тельному осуществлению намеченной цели, овладение профес­сией, начало самостоятельной трудовой деятельности, непре­рывное повышение квалификации и наставничество.

Личностная зрелость предполага­ет зрелость социальную, когда уже развита способность адап­тироваться к различным ситуациям и типам общения.

Поэто­му в процессе формирования личности социального работника, включающего весь спектр социальных влияний, а также само­формирование человека столь важную роль играет профессио­нальное воспитание.

В широком смысле профессиональное воспитание – это функция трудовой и общественной жизни; в узком смысле – функция учебного заведения, специально создающего условия для решения проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов – социальных работников, гуманистически ори­ентированных, способных осуществлять свою деятельность в ус­ловиях постоянно изменяющегося мира и в нестандартных си­туациях.

Подготовка таких специалистов должна отвечать следующим специфическим требованиям:

- создание условий для свободной, естественной реализации разума и чувств обучающихся социальной работе как основы освоения принципов гуманизма и способов проявления челове­колюбия;

- усиление творческой направленности процесса обучения и, как следствие, личности каждого обучающегося;

- подготовка обучающихся к вхождению в систему профес­сиональной деятельности «человек — человек» и успешной адаптации в ней;

- создание условий для обучения методам саморегуляция, самоменеджмента, самоорганизации;

- создание условий для поощрения уникальности и непо­вторимости личности будущего социального работника как ос-

новы свободного проявления индивидуального стиля работы — становления мастерства;

- создание условий для формирования позитивной «Я-концепции» личности каждого обучающегося и позитивного образа профессионального будущего как основы самореализации;

- организация учебного процесса, в котором учебная груп­па становится условием формирования и развития свойств ду­ши, экспериментальной лабораторией для развития навыков со­общения, взаимодействия, взаимопонимания, эффективной коммуникации.

Профессиональное воспитание социальных работников в качестве начальной стадии включает в себя профориентацию, завершающуюся фактом профессионального выбора, когда про­исходит осознанный выбор деятельности в системе «человек — человек», специфика которой заключается в направленности на оказание помощи людям и обществу в их усилиях стать сво­бодными людьми в свободном обществе.

Воспитательная функция собственно учебного заведения со­стоит в создании условий, при которых процесс образования (включающий воспитание, обучение, развитие) превращается в процесс самообучения, самовоспитания, саморазвития.

Цели и мотивы профессионального самовоспитания социального ра­ботника обусловлены конкретно-исторической ситуацией и стремлением занять в обществе активную жизненную позицию. Учебная, общественная, трудовая деятельность в рамках про­цесса профессионального образования должна быть организо­вана так, чтобы обучающийся осознавал социальную значи­мость будущей деятельности, те требования, которые она к нему предъявляет, свои возможности, свои достоинства и недостат­ки. В этих условиях человек начинает осознавать необходимость работы над собой.

Теория профессионального воспитания, таким образом, раз­вивается в результате интеграции понимания труда как ценно­сти; отношения к профессии социального работника как к осо­бому виду духовной культуры и духовно-практической деятель­ности; овладения теорией профессионального становления как единства социального заказа и самоопределения личности; по­нимания самоопределения как самопроектирования жизни, вы­работки жизненной стратегии личности на основе ценностносмыслового самоопределения; реализации творческого подхо­да к проблемам формирования субъекта.

Это определяет личностно-ориентированную направлен­ность профессионального обучения и воспитания, а именно:

- профессиональное становление будущего социального ра­ботника в равной мере затрагивает как внешний, так и внут­ренний мир индивида, а профессиональное воспитание высту­пает как средство, обеспечивающее это единство;

- главной проблемой обучающегося социальной работе в све­те профессионального воспитания является профессиональное самоопределение, что подразумевает нахождение своей эколо­гической ниши в профессиональной деятельности через само­познание, осознание своих потребностей, определение целей, жизненных смыслов, обретение профессионально-социального статуса, выработку философско-мировоззренческой позиции и жизненной стратегии;

- задача возрождения России, признание приоритета об­щечеловеческих ценностей и ориентация на собственные культурные традиции обусловливают необходимость поиска принципиально новых подходов к проектированию систем про­фессионального образования и учебных курсов в рамках этих систем;

- учебный процесс должен строиться на основе согласован­ности традиций и инноваций, использования активных форм обучения, предполагающих как применение проблемных мето­дов и модульно-ролевого контроля, так и индивидуализацию обучения, разработку гибких теоретических и методических схем (технологий) образовательного процесса;

- практическое освоение профессии «социальная работа» начинается в учебной группе, где общение становится факто­ром развития личности, благодаря которому преодолевается «ограниченность индивидуального бытия» (Б.Ф.Ломов).

К принципам профессионального воспитания можно отнести следующие:

1. Принцип творческого саморазвития личности:

- сочетание логического и эвристического, рационального и эмоционального;

— осуществление своего саморазвития через непрерывное са­мосовершенствование;

- распространение собственного опыта и знаний.

2. Принцип самопознания:

- ориентация на рефлексивное мышление;

— осознание своих сильных и слабых качеств;

- опора на свои сильные качества, признание слабых и ра­бота над ними;

- использование тестов, самоконтроля, договоров с самим собой, самонаблюдения, самоанализа;

- анализ причины своих успехов и неудач.

3. Принцип приоритета практики:

- признание необходимости изучения теории с сознанием того, что критерием истины является практика;

- практическая реализация своих идей;

- изучение теории не только с целью ее понимания, но и по­следующего применения.

4. Принцип сотворчества преподавателя и обучающегося как творческих и саморазвивающихся личностей:

- проявление доверия, искренности, терпимости, демокра­тичности;

- решение общих задач, помогая другим и принимая их по­мощь.

5. Принцип историзма:

- изучение истории общества и социальной работы, исполь­зование опыта прошлых поколений;

- анализ прошлого положительного опыта социальной ра­боты с целью его использования в настоящее время.

Профессиональные особенности социальной работы (Н.С.Данакин).

1. Принципиальной особенностью социальной работы как про­фессии является ее пограничный характер. Социальный работ­ник — в некотором смысле универсал, хотя его универсализм имеет достаточно четкие предметные границы, задаваемые со­держанием жизненных проблем клиента и возможными путя­ми их решения. Смысловое и инструментальное содержание со­циальной работы аккумулирует в себе пограничные элементы смежных профессий (психологии, социологии, педагогики, юриспруденции и т.д.) на основе взаимообмена информацией, инструментарием, технологиями.

2. ее посреднический характер, что явля­ется следствием ее ориентации на целостного человека и ориентации на жиз­ненные проблемы реальных людей.

Основные направления посредничества:

— между клиентом и различными социальными институтами; - между клиентом и другими специалистами;

— между другими специалистами, привлекаемыми к реше­нию жизненных проблем клиента;

- между клиентами.

Роли социального работника в учреждениях социального об­служивания.

Классификация и типология ролей. Специализа­ция ролей может быть ориентирована не только по месту (социальная служба, психологическая консультация, отделы управления и т.д.) и по характеру работы (с семьей, инвалидами, детьми, лицами с наркологической или алкогольной зависимостью и т.д.), но и по той роли, которую им предстоит выполнять на бу­дущей работе.

Уровни профессиональной деятельности социального ра­ботника (И.А.Зимняя). К ним относятся:

- практическая соци­альная работа с клиентом; - организация и координация этой ра­боты с клиентом;

- управление социальной работой на уровне со­циальных служб, департаментов и т.д.;

- обучение социальной работе;

- супервизорство в социальной работе; исследования в со­циальной работе. Соответственно, можно выделить следующие группы профессиональных ролей: практический социальный работник, организатор, управленец, преподаватель, суперви­зор, исследователь.

Каждая из этих профессиональных ролей предполагает, во-первых, специфические способности (напри­мер, преподаватель); во-вторых, каждая роль определяет приоритетную ценность формируемых в процессе подготовки умений (например, функция «посредника» требует иных навык, чем функция исследователя); в-третьих, каждая профессиональная роль имеет набор конкретных функций, реализуемых исполнителем (например, коммуникативная функция активно­го слушания входит в функционал практического социального работника).

Виды ролей по функциям:

1. социальный работник выступает посредником между клиентом и социумом (Н.С.Данакин). Он содействует, с одной стороны, эффективной адаптации клиента в этом социу­ме, с другой — процессу преодоления отчуждения социума от забот реальных людей.

Осуществление этих функций возможно при определенных условиях:

- понимание социальным работником проблем клиента;

- способность социального работника к адекватному выра­жению и представлению (репрезентации) жизненных проблем клиента;

- знание посредником социальных ресурсов, которыми рас­полагают различные учреждения и организации;

- знание социальным работником инструментальных воз­можностей смежных профессий, представители которых при­влекаются к решению жизненных проблем клиента;

- наличие взаимопонимания различных специалистов и их эффективное сотрудничество, готовность социального работни­ка стать посредником в их общении;

- делегирование клиентом социальному работнику предста­вительных полномочий;

- делегирование социальному работнику соответствующих полномочий со стороны государственных учреждений и орга­низаций;

- признание права социального работника на частичное представительство смежных профессий;

- доверие сторон посреднику, что достигается его профес­сионализмом.

Профессиональные роли социального работника могут быть классифицированы и более дифференцированно.

Профессор Зимняя И.А., ссылаясь на зарубежных авторов, приводит 13 профессиональных ролей, содержание которых описывается через функционал:

- Социальный работник, который устанавливает людей, группы людей, испытывающих трудности (находящихся в кри­зисной ситуации) или находящихся в опасности быть подвергнутыми некоторому насилию (находящихся в состоянии риска). Задачей этого социального работника является установление факторов окружения, создающих проблемы. Эта роль мо­жет быть названа «Определитель клиента».

- Брокер — социальный работник, направляющий людей в существующие службы, которые могут быть им полез­ны, с целью дать возможность людям использовать систему со­циальных служб и связать эти службы.

- Посредник, «буфер» — социальный работник, который находится между двумя людьми, человеком и группой или двумя группами, с тем чтобы помочь людям преодолеть раз­ногласия и продуктивно работать вместе.

- Адвокат, защитник — социальный работник, который борется за права и достоинство людей, нуждающихся в этой помощи. Его деятельность включает борьбу за обслужи­вание, помощь отдельным людям, группам, общностям, борь­бу за изменение в законах или имеющейся практике с позиции целого класса людей и/или сегмента общества.

- Оцениватель — социальный работник, кото­рый собирает информацию; оценивает проблемы людей, групп, сообществ; помогает принять решение для действия.

- Мобилизатор — социальный работник, кото­рый собирает, приводит в движение, запускает, активизирует, организует действия уже существующих или (после того, как их соберет) новых групп для решения проблем. Мобилизация может выполняться и на индивидуальном уровне.

- Учитель — социальный работник, который пере­дает информацию и знания и помогает людям развивать умения.

- Корректор поведения — социальный ра­ботник, который работает над тем, чтобы внести изменения в поведенческие стереотипы, навыки и восприятия людей или групп.

- Консультант — социальный работник, кото­рый действует совместно с другими работниками или агентст­вами с целью помочь им усовершенствовать их умения в реше­нии проблем клиента.

- Проектант сообществ — социальный работник, планирующий развитие программ деятельности со­обществ.

- Менеджер информации — социальный ра­ботник, который собирает, классифицирует и анализирует дан­ные о социальной среде.

- Администратор — социальный работник, который управляет агентством, учреждением, программой (про­ектом) или социальной службой.

- Практик — социальный работник, который обеспечивает конкретную постепенную помощь, заботу (фи­зическую, бытовую, финансовую) либо в учреждении, либо на местах.

 

Общение является многогранным процессом и реализуется в разнообразных формах (межличностное общение, социальный диалог, деловое и профессиональное общение, коммуникация и пр.). Общение — это прежде всего взаимодействие, взаимоот­ношение, сторонами которого являются люди, субъекты обще­ния (В.И.Курбатов, И.Ф.Поручник). Процесс общения вклю­чает в себя:

- формирование и развитие личности (социализацию инди­вида);

- развитие общества и общественных отношений;

- обмен результатами деятельности;

- создание и развитие общественных механизмов взаимо­действия людей;

- социально-психологическую адаптацию людей;

- обмен эмоциями;

- обучение, передачу умений и навыков;

- обмен информацией; — обмен деятельностью;

- формирование отношения к себе, к другим, к обществу в Целом.

Общение выражается во взаимоотношениях типа:

1) «Я — Я» (индивидуально-личностный тип общения);

2) «Я — Мы» (индивидуально-коллективный тип);

3) «Мы — Мы» (коллективно-общественный тип).

Каждый тип общения характеризуется своими чертами, спе­цифической лексикой, имеет свои цели и задачи.

В основе деятельности социального работника лежит коммуникативная тех­ника общения, владение которой является важным признаком профессиональной пригодности социального работника. Харак­теристики, составляющие профессиональный портрет социаль­ного работника с точки зрения владения им коммуникативной техникой, называются коммуникативной профессиограммой социального работника.

Социальный работник должен:

- знать речевой этикет и уметь его использовать;.

- уметь формулировать цели и задачи делового общения;

- организовывать общение и управлять им;

- анализировать предмет общения, разбирать жалобу, за­явление, ставить вопросы и конкретно отвечать на них;

- владеть навыками и приемами делового общения, его так­тикой и стратегией;

- уметь вести беседу, собеседование, деловой разговор, спор, полемику, дискуссию, диалог, дебаты, прения, диспут, круг­лый стол, деловое совещание, деловую игру, переговоры, торги;

- иметь навык доказывать и обосновывать, аргументировать и убеждать, критиковать и опровергать, достигать соглашений и решений, компромиссов и конвенций, делать оценки и пред­ложения;

- владеть техникой речи, риторическими приемами и фи­гурами, уметь правильно строить речь и другие публичные вы­ступления;

- уметь с помощью слова проводить психотерапию, снимать стресс, страх, адаптировать клиента к соответствующим усло­виям, корректировать его поведение и оценки.

Таким образом, задача социального работника — помочь кли­енту обрести себя, найти свое место в динамично меняющемся мире, сориентироваться в новых социальных отношениях.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.