Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Н.А. Бердяев: от марксизма к христианству. Христианский персонализм Бердяева

Представление В.И. Вернадского о ноосфере. Учение К.Э. Циолковского о «разумных атомах».

Софиология С.Н. Булгакова и П.А. Флоренского.

Философская система В.С. Соловьева. Концепция всеединства и идея Богочеловечества. Эволюция природы и общества.

Занятие 1. Философия В.С. Соловьева и русский космизм

Тема: Русская философия конца 19 – начала 20 века

3. Философия «русского космизма». Религиозный и естественнонаучный варианты космизма. «Философия общего дела» Н.Ф. Федорова.

1. Философия “всеединства” В.С. Соловьева

Учение о Богочеловечестве. Идея Софии. Онтология всеединства. “Критика отвлеченных начал”

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900). Основные сочинения: “Философские начала цельного знания” (1877), “Критика отвлеченных начал” (1880), “Духовные основы жизни” (1882-1884), “История и будущность демократии” (1886), “Россия и вселенская церковь” (1889), “Русская идея” (1888),”Красота в природе” (1889), “Смысл любви” (1892-1894), “Оправдание добра” (1897), цикл статей “Теоретическая философия” (1897-1899), “Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории” (1900).

Соловьев первый в русской философии выстроил связную и проработанную систему, охватывающую все традиционные разделы философского знания - онтологию, гносеологию, этику, эстетику, антропологию и социальную философию. Одна из важных тем в творчестве Соловьева - тема истинного смысла христианства. Свое отношение к “истинной” сути христианства он изложил в работе “Об упадке средневекового миросозерцания”. Главная мысль Соловьева заключалась в том, что “средневековое созерцание”, составляющее основу исторического, церковного христианства в обоих его главных конфессиях, по своей сути не является выражением той истины, которая содержится в Откровении, данном человечеству приходом Иисуса Христа. Искажение учения первоначального христианства связано с внесением в него догматизма, одностороннего индивидуализма и ложного спиритуализма. Догматизм выражался в том, что язычники обращались в христианство не по убеждению, а по принуждению: по рабскому подражанию и корыстному расчету. Эти новообращенные христиане превратили свое учение в систему абстрактных догматов, принятие и “теоретическое” исповедание которых признавалось достаточным для простого спасения. Þ возникает разрыв между религиозной сферой и непосредственной жизнью. Одновременно христианство подпадало под влияние развивавшегося в поздней античности индивидуализма, что выразилось в убеждении о спасении только как об индивидуальном акте. И еще - происходило противопоставление греховной, злой, материальной природы и души человека, спасение которой понималось целиком зависимым от ее способности отстранить плотское, земное бытие (“спиритуализм”).

Соловьев стремиться выявить истинную суть христианства. Он понимает центральный момент христианства - историю Иисуса - не только как историческое событие, имевшее смысл морального “назидания” или образца для правильной жизни, но и как онтологически значимый акт преобразования всего мирового бытия, включая бытие человека. Соловьев полагает, что единство человека и Бога реально уже в земной, эмпирической жизни. Это составляет смысл одной из ключевых его идей - идеи Богочеловечества. Божественная сила реализует себя через отдельную человеческую личность. Но Соловьев не противопоставляет отдельную личность и соборное целое, а пытается выявить их диалектическое взаимодействие, их неразрывную взаимосвязь. Выступая движущей силой преображения мира, человек в своем божественном измерении не может рассматриваться как изолированный индивид; Богочеловечество есть целостный духовный организм, объединяющий людей. Соловьев утверждает, что отдельное существование человека лишь феноменальная иллюзия. Подлинной полнотой бытия обладает отдельный цельный духовный организм человечества. в то время как бытие отдельного человека есть “абстракция”, предстающая реальной при рассмотрении человека под определенным углом зрения.

Само общечеловеческое единство Соловьев понимает как личность, обладающую женским началом, это и есть - София - душа мира. София - это Премудрость, которая была создана Богом до сотворения мира, как идеальный образ мира. Соловьев понимает человечество как духовно-материальное целое, органически соединяющее две стороны жизни, разъединенных и противопоставленных традиционным (средневековым) христианством. По Соловьеву, идеальное, преображенное состояние мира и человека это божественное состояние всеединства, в котором несовершенство мира устранено за счет преодоления обособленности и независимости друг от друга отдельных элементов бытия (вещей, явлений, живых существ). Соловьев верит в достижимость этого идеального состояния. Основанием этой веры Соловьева является интуиция Абсолюта как онтологически реального всеединства, предшествующего в метафизическом смысле нашему несовершенному миру и поэтому гарантирующего воплощение идеального состояния мира в конце его космического и исторического развития.

Онтология всеединства. Соловьев определяет Абсолют как сущее, единое и всё, то есть как сущее всеединое. При этом Абсолют предстает как отличное от мира и человека начало, и главной проблемой становится определение отношения Абсолюта и мира. Один из распространенных вариантов ее решения - это представление о мире как “эманации” Абсолюта; в этом случае реальность понимается как иерархия ступеней бытия, отличающихся друг от друга за счет того, что они обладают “ослабленным” бытием, в то время как “полное” бытие свойственно только самому Абсолюту. Другой подход к проблеме - пантеистическое представление о тождестве бытия эмпирического мира и бытия Абсолюта; в этом случае различие между миром и Абсолютом оказывается иллюзорным и вторичным, мистическое чувство и должно быть направленно на восстановление указанного тождества, затемненного некоторыми вторичными элементами нашего существования. Соловьев же утверждает, что Абсолют находится выше какого-либо бытия и само понятие бытия к нему неприменимо. Различие мира, к которому принадлежит человек, и Абсолюта есть различие бытия и сущего. Соловьев использует противопоставление “сущего” и “бытия” для того, чтобы через него зафиксировать принципиальное отличие фундаментальной интуиции цельного бытия личности от (рационального) постижения возможных форм конкретного бытия (например, бытия отдельной вещи). Соловьев признает бесконечное целостное существование личности, открывающееся в акте интуиции (“внутреннего чувства”), за абсолютное начало и основание всего конкретного бытия. Соловьев обобщает исходную интуицию, в которой каждый из нас находит свою конкретную и цельную личность как всеединство, и называет это обобщение Абсолютом.

Позже Соловьев начинает противополагать друг другу два Абсолюта: актуальный и потенциальный, сущим и становящимся. Второй Абсолют содержит, как и первый, все существующее, но в потенциальности. Этот Абсолют Соловьев полагает тождественным конкретной человеческой личности. В результате оказывается, что все многообразие реального мира имеет своим конкретным основанием не первый Абсолют, а человека как второй Абсолют. Но для Соловьева отдельный человек есть лишь “абстракция” от целостной общности человечества, выражаемой понятиями души мира и Софии Þ он часто отождествляет второй Абсолют с Софией. В результате получается, что метафизической основой реального мира является человеческая личность (понимаемая диалектически - как составляющая души мира). У первого Абсолюта в этом случае остается только одна функция: он оказывается идеалом, идеальной целью для деятельности личности, для становления второго Абсолюта.

Концепция всеединства и идея богочеловечества. Противоречие между двумя подходами к пониманию Абсолюта Соловьев наиболее ясно изложил в книге “Чтения о богочеловечестве”. В качестве основы для своих построений Соловьев использует идею А. Шопенгауэра о том, что внешний мир есть “представление”, присутствующее в сознании человека и обусловленное действием сверхэмпирического Абсолюта. Элементы нашего “представления” множественны Þ их источник также обладает множественностью и состоит из вечных и неизменных оснований всякой реальности, из которых затем слагается реальное бытие, и на которые оно разлагается. Эти основные элементы называются атомами, т.е. неделимыми. Они воздействуют на субъект познания и порождают в нем представления, поэтому их надо понимать как динамические силы. Однако эти атомы не только действуют друг на друга, но и воспринимают действие внутри себя; это означает, что они, как и человек, имеют представление об окружающей их действительности и, значит, обладают сознанием. Эти атомы есть существа, наделенные внутренним качеством, т.е. идеей, которая имеет внутреннее осуществление (это есть субъективная идея) и выражение во внешнем отношении к другим существам (объективная идея).

Отдельные группы идей в нашем познании связаны друг с другом родовидовыми отношениями в некие более общие организмы. Весь организм существ также является не только идеей, но и существом - это и есть христианский Бог, или Христос. В связи с этим Соловьев дает новые определения двум важнейшим понятиям своей метафизики - понятиям Логос и Софии, с помощью которых он описывает два аспекта метафизического организма существ, Христа. Логос - это активное, действующее начало единства, София - та множественность, на которую действует сила единства и которая становится реальным, явленным единством. Абсолют, по Соловьеву, состоит из человеческих существ, что подчеркивает фундаментальное значение личности. Соловьев, таким образом, объясняет “отпадение” материального мира от Абсолюта через эгоистическое самоутверждение отдельных существ. Для Соловьева в его учении о богочеловечестве имеет особое значение этический принцип - требование от человека непрерывной борьбы за совершенство и гармонию против зла и страданий, господствующих в мире.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Средства зрительного ориентирования | Гносеология всеединства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.