Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обеспечение необходимых характеристик пути сообщения в процессе его эксплуатации

Лекция 17

1. Воздействие на пути сообщения движения и природных факторов

Автомобильные дороги как транспортные сооружения работают при постоянном воздействии природно-климатических факторов и движения транспортных средств. Наиболее значительно изменяются транспортно-эксплуатационные качества дорог по сезонам года.

В зимний период решающее влияние на условия движения оказывают снежные заносы, гололед, туман, низкая температура, короткая продолжительность светлого времени суток.

Близкими по влиянию на транспортно-эксплуатационные качества дорог являются осенний и весенний периоды. Для осеннего периода характерно переувлажнение земляного полотна и дорожной одежды, появление кратковременного гололеда, большое количество осадков, туман. В этот период значительно загрязняется проезжая часть, что приводит к резкому снижению коэффициента сцепления шины колеса с дорожным покрытием, разрушаются обочины, уменьшается эффективная ширина проезжей части.

Весенний период характерен резкими колебаниями температуры в течение суток и резкими переходами от сухой погоды к дождливой. В это время в связи с переувлажнением низа дорожной одежды снижается ее несущая способность, что требует ограничения движения тяжелых автомобилей.

Особенно подвержены влиянию разных природных факторов автомобильные дороги, проходящие в сложных условиях рельефа местности.

На дорогах, проходящих в горной местности, часто возникают туманы, обвалы, снежные лавины, селевые потоки. Это вызывает необходимость разработки специальных мероприятий по обеспечению возможности проезда по дорогам с учетом неблагоприятных природных явлений.

Для этого строят снегозащитные галереи, селедуки, проектируют поперечный профиль дороги, при котором обеспечивается наибольшая устойчивость земляного полотна.

Характерным является резкое колебание температуры, приводящее к разрушению дорожного покрытия. Попадание и замерзание воды в образовавшиеся трещины приводит к еще большему разрушению дорожного покрытия.

Для дорог, проходящих в равнинных районах, неблагоприятными являются осенний и весенний периоды, особенно для участков с высоким уровнем грунтовых вод.

К существенному снижению транспортно-эксплуатационных качеств приводит уменьшение расстояния видимости в тумане и при интенсивном пылеобразовании в сухой период года. Происходит снижение скоростей движения, возрастание числа дорожно-транспортных происшествий.

Транспортно-эксплуатационные характеристики дорог в зимний период во многом зависят от качества проведения работ по их содержанию. В большинстве случаев для этого периода наиболее характерны потеря четкого очертания земляного полотна, изменение размеров поперечного профиля проезжей части, сужение проезжей части на мостах и около близкорасположенных к проезжей части препятствий вследствие неполного удаления снега. Наличие снегозаносимых участков на дороге существенно ухудшает транспортно-эксплуатационные качества всей автомобильной дороги.

В зимний период эффективно используемая ширина проезжей части составляет 6...6,6 м на двухполосных дорогах с покрытием шириной 7 м; 8,7 м на трехполосных дорогах с покрытием шириной 11,5 м; 5,5...6,5м для одного направления с проезжей частью шириной 7 м на четырехполосных дорогах с разделительной полосой.

В то же время на отдельных участках дорог в зимний период условия движения лучше, чем в летний период. Так, зимой «дикие» съезды и часть примыканий не используются, а летом и осенью с них заносится на дорогу грязь. При хорошей погоде и хорошем содержании дороги скорость движения зимой незначительно отличается от скорости движения в летний период.

Модальная скорость потока близка к 40 км/ч. В зимний период отмечается резкое разделение транспортного потока на медленно- и быстродвижущиеся автомобили.

Существенное снижение скоростей движения наблюдается при ухудшении условий видимости, уменьшении сцепления шины колеса с дорожным покрытием и изменении геометрических характеристик дороги, например уменьшении эффективной ширины проезжей части вследствие образования снежных и ледяных отложений на прикромочных полосах и неполной очистки при снегоуборке.

На изменение условий движения в разные периоды года указывает также изменение зависимости интенсивность движения - плотность транспортного потока.

В разные периоды года существенно меняется число дорожно-транспортных происшествий и их тяжесть - оказывает влияние изменение состояния дорожного покрытия, условий видимости, погодных условий, продолжительность светлого времени суток.

В ряде стран, где интенсивность движения мало меняется в течение года, наибольшая аварийность наблюдается в осенне-зимний период.

Половина столкновений и опрокидываний происходит при неблагоприятных погодных условиях. Погодные условия и состояние дорог влияют на тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий. Как правило, тяжесть дорожно-транспортных происшествий осенью и весной выше, чем летом, зимой - несколько ниже из-за наличия снега и более низких скоростей движения. Максимальное число погибших на каждые 100 дорожно-транспортных происшествий отмечается и в октябре - ноябре и марте.

Все эти закономерности необходимо учитывать при разработке мероприятий по повышению транспортно-эксплуатационных качеств дороги.

 

2. Служба содержания дорог.

Строительством и капитальным ремонтом автомобильных дорог в республике занимается департамент «Белавтодор» с правами юридического лица Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь

В состав департамента также входят Республиканские унитарные предприятия автомобильных дорог:

РУП «Минскавтодор-центр»; РУП «Бреставтодор»; РУП «Витебскавтодор»; РУП «Гомельавтодор»; РУП «Гродноавтодор»; РУП «Могилевавтодор»;

Дорожные тресты дорожно-строительные управления и мостоотряды: ОАО «Дорожно-строительный трест № 1, г. Витебск»; ОАО «Дорожно-строительное управление № 45, г. Витебск»; ОАО «Дорожно-строительный трест № 2, г. Гомель»; ОАО «Дорожно-строительное управление № 1»; ОАО «Дорожно-строительный трест № 3»; ОАО «Дорожно-строительный трест № 4, г. Брест»; РУП «Дорожно-строительный трест № 5»; РУП «Дорожно-строительный трест № 6»; РУП «Дорожно-строительный трест № 7»; РУП «Строительно-монтажный трест № 8»; ОАО «Мостостроительный отряд-58»; ОАО «Мостоотряд № 88»; РУП «Мостоотряд № 425»; РУП «Мостострой»;

Проектные, научные, производственные и иные предприятия:

РУП «Белорусский дорожный инженерно-технический центр»

ГП «БелдорНИИ»

РУП «Белгипродор»

РУП «Белдорресурс»

РУП «Белавтострада»

ОАО «Автомагистраль»

РДУП «Белдорсвязь»

РУП «Белдортранс»

РУП «Белдортехника»

РУП «Дорстройиндустрия»

РУ «Белдорстрой»

 

Предприятия местных автомобильных дорог:

УП «Брестоблдорстрой»
КУП «Витебскоблдорстрой»

КПРСУП «Гомельоблдорстрой»

ОУП «Гроднооблдорстрой»

КУП «Минскоблдорстрой»

УКДПРСП «Могилевоблдорстрой»

 

3. Деформации дорожных одежд и способы их устранения.

Под воздействием более или менее интенсивного автомобильного движения любое дорожное покрытие постепенно утрачивает качества, приданные ему при сооружении, становится неровным. По исследовательским данным, работоспособность различных дорожных покрытий характеризуется следующими примерными величинами (в миллионах брутто-тонн): Цементобетон - 20-80 Асфальтобетон - 10-40 Черные покрытия - 2,0-7,5 Стабилизированное грунтовое покрытие - 0,2-1,0

Автомобильная дорога только в том случае в течение длительного времени обеспечит хорошую и бесперебойную работу автотранспорта, если она будет находиться под постоянным наблюдением со стороны соответствующих дорожных органов, и систематически ремонтироваться. Повреждения дорожной одежды (выбоины, проломы, колеи) (рис. 62), возникающие чаще и в больших масштабах, чем повреждения земляного полотна, вызывают необходимость в систематическом производстве ремонта проезжей части. Ремонт может быть текущим, средним или капитальным. Текущий (ямочный) ремонт проводится тогда, когда повреждения дорожной одежды единичны, носят местный характер. При ямочном ремонте поврежденное место подвергается поверхностной очистке, оконтуривается прямыми линиями и в пределах прямоугольных очертаний разрыхляется киркой на глубину, достигающую дна выбоины. После удаления разрыхленного материала на месте ремонтируемого повреждения образуется так называемый ящик, который подвергается тщательной вычистке, а затем вновь заполняется, но уже свежим материалом. Заполнение поврежденного места свежей россыпью чередуется с послойным ее уплотнением, до тех пор пока поверхность уплотненной россыпи не будет составлять одно целое с неповрежденной поверхностью проезжей части.

Рис. 62. Виды деформации щебеночной одежды
(двойным пунктиром показаны контуры кирковки при производстве ямочного ремонта):
а) выбоина; б) пролом; в) колея с выплеском; г) контуры ремонта выбоины в плане

 

 

Часто при ремонте щебеночного или гравийного шоссе практикуют «черный» ямочный ремонт; при черном ямочном ремонте дно и стенки «ящика» подвергаются обмазке битумом; пропитке битумом подвергается также россыпь щебня или гравия, употребляемого при ремонте. При ямочном ремонте асфальтобетонных покрытий производят расчистку выбоин сжатым воздухом при помощи перфораторов. Применяется также обработка асфальтобетонного покрытия специальными нагревателями, после которой поврежденный материал легко удаляется из выбоины. Заполнение выбоины производится готовой асфальтобетонной смесью, причем для ремонта могут быть использованы как горячая, так и холодная смеси; холодные смеси используются при мелких объемах работ. После заполнения выбоины асфальтобетонной смесью ремонтируемое место уплотняют катком.

С течением времени динамические воздействия и истирающий эффект, возникающие при движении автомобилей, приводят к такому износу, для ликвидации которого ямочный ремонт оказывается недостаточным. В этих случаях прибегают к сплошному ремонту дорожного покрытия. Для сравнения можно отметить, что грунтовая профилированная дорога без сплошного ремонта работает, как правило, не более двух лет. При сплошном ремонте дороги с каменной одеждой дорожное покрытие разрыхляется на всей площади проезжей части, основание ремонтируется, а старый каменный материал удаляется с полотна дороги. Затем производится новая россыпь с послойным уплотнением, что соответствует устройству нового покрытия. Разница, однако, в том, что значительная часть старого собранного материала обычно вновь участвует в деле, после того как его подвергнут так называемой прогрохотке (тщательной очистке от грязи и сортировке по фракциям). Специфический характер носят ремонтные мероприятия, обычно предпринимаемые при подготовке местной дорожной сети к массовой вывозке зерна и других сельскохозяйственных продуктов в период заготовительной кампании. При этом обращают особое внимание на обеспечение бесперебойного движения по низинным участкам дорожной сети, не имеющим твердого покрытия. На этих участках производится регулярное профилирование, особенно после затяжных дождей. Кроме того, на дорогах, предназначенных для массовой транспортировки сельскохозяйственных грузов, должны быть приведены в образцовый порядок все искусственные сооружения.

 

 

4. Пучины на дорогах и способы борьбы с ними.

Пучины являются серьезным и довольно частым дефектом земляного полотна, возникающим в результате чрезмерного накопления влаги в верхних слоях полотна в осенне-зимний период и неравномерного оттаивания этих слоев весной. Особенно подвержены пучинам насыпи, отсыпанные из некачественных, например, пылеватых грунтов, изобилующих глинистыми прослойками. В период осенних дождей верхние слои полотна насыщаются влагой, которая скапливается в пазухах между слабоводопроницаемыми прослойками, рис. 60 (I).

Рисунок 60. Этапы пучинообразования

 

Зимой эта вода замерзает, причем образовавшиеся в теле насыпи ледяные линзы увеличиваются в объеме (II); это происходит как за счет самого факта льдообразования, так и за счет капиллярного подсоса воды из нижних, более теплых слоев полотна. Весенние оттепели, перемежающиеся с заморозками, особенно ускоряют процесс образования крупных ледяных линз в теле насыпи (III). Увеличиваясь в объеме, ледяная линза приподнимает над собой вышележащий грунт и «вспучивает» на высоту 5-10 см (иногда даже до 30 см) дорожную одежду.

Исследования показали цикличность характера пучинообразования. В годовом цикле дорожной одежды различают следующие периоды:

• первоначальное переувлажнение земляного полотна поверхностным стоком и грунтовыми водами осенью;

• интенсивное перераспределение влаги зимой и скопление ее в промерзшем грунте земляного полотна; в этот период происходит взбугривание поверхности дорожного покрытия (обычно на высоту 5...10 см, иногда 30 см);

• неравномерное оттаивание (вскрытие пучин) весной с появлением большого количества воды под дорожной одеждой при более быстром ее прогревании под лучами солнца по сравнению с прогреванием земляного полотна, еще покрытого снегом. Этот период наиболее опасен с точки зрения сохранности дорожной одежды;

• восстановление нормального водного режима земляного полотна и дорожной одежды.

С наступлением весны и таянием льда грунтовое основание, оказавшись переувлажненным, теряет прочность, а движение автомобилей выводит из строя дорожную одежду, перемешивая ее с разжиженным грунтом. Во избежание этих неприятных последствий пучинистые места должны быть ограждены, снег с поверхности полотна в целях более равномерного оттаивания полностью удален. С той же целью полезно устройство воздушных воронок на обочинах. Если эти меры не помогут предотвратить образования пучин, «заболевшее» место следует подвергнуть более радикальному «лечению», заключающемуся в вычистке и удалении недоброкачественного грунта и замене его новым, доброкачественным. Не подверженное пучинам земляное полотно может служить многие десятки лет, в особенности если приняты меры по укреплению откосов; такое укрепление осуществляется сплошной одерновкой, одерновкой в клетку (рис. 61), отмосткой и т. п.

 

 

Рис. 61. Укрепление откосов выемки одерновкой в клетку

5. Ограничения движения по дорогам в весенний период.

Весной в процессе таяния льда основание переувлажняется, и дорожная одежда теряет прочность. Проезд тяжелых транспортных средств в этот период может привести к просадкам, образованию трещин и даже проломам дорожной одежды. Эти разрушения становятся еще более существенными при интенсивном движении на дороге и наличии в составе транспортного потока автомобилей большой массы.

Для обеспечения сохранности дорог службами эксплуатации и организации дорожного движения предусматривается ряд мероприятий, зависящих от интенсивности движения на дороге и возможности ограничения проезда.

В качестве временных мер вводят ограничение или закрытие проезда тяжелых грузовых автомобилей на период наибольшего переувлажнения низа дорожной одежды, а также разрабатывают инженерные мероприятия по уменьшению нагрузки на пучинистых участках дорожных покрытий. Проезд закрывают в момент начала наиболее интенсивного оттаивания и резкого повышения температуры воздуха. При этом важна визуальная оценка состояния проезжей части.

Первыми признаками таяния льда под дорожной одеждой являются темные влажные пятна на поверхности дорожного покрытия, особенно заметные на щебеночных покрытиях, обработанных вяжущими. Дорожные покрытия покрываются сеткой трещин из-за наличия под дорожной одеждой разжиженного грунта.

Обычно у работников дорожно-эксплуатационной службы по опыту прошлых лет имеется информация об участках, наиболее подверженных пучению. Такие участки закрывают в первую очередь. О закрытии дороги или отдельных участков на определенный период дорожной службой осуществляется заблаговременное информирование в средствах массовой информации.

При невозможности полного закрытия движения на дороге выполняются инженерные мероприятия, предупреждающие разрушение дорожной одежды. Основное назначение этих мероприятий - снижение нагрузки на дорожную одежду. Для снижения нагрузки насыпается слой песка на проезжей части в месте пучины (толщина слоя песка должна быть не более 10 см); укладываются фашины из хвороста или бревенчатые настилы. Перечисленные мероприятия выполняются одновременно с открытием дренажных воронок, обеспечивающих отвод воды из-под низа дорожной одежды.

 

6.Заносимость дорог снегом. Снегозащитные ограждения и посадки, снегоочистка.

Весьма сложен и специфичен комплекс мероприятий по зимнему содержанию автомобильных дорог, имеющий большое значение для бесперебойной эксплуатации автотранспорта в зимнее время. Основная задача в этот период - воспрепятствовать скоплению снега и льда на проезжей части дороги. Снежный покров толщиной более 10 см снижает скорость движения автомобилей, а при толщине рыхлого снега свыше 25 см движение автомобилей (кроме вездеходов) вообще прекращается. Наличие ледяной пленки на проезжей части также ухудшает условия движения на дороге, так как при этом усиливается опасность возникновения бокового заноса автомобиля, увеличивается величина дистанции торможения и становится неизбежной пробуксовка колес автомобилей при преодолении ими крутого подъема. Наибольшую угрозу для бесперебойного движения на дороге представляют собой плотные отложения снега, образующиеся при сильных метелях. В связи с этим не все участки дорог в равной степени подвергаются опасности снежных заносов. К числу наиболее заносимых снегом участков относятся выемки глубиной до 4-6 м, нулевые места и небольшие насыпи высотой до 0,6-0,8 м. Малозаносимыми или вовсе не заносимыми являются насыпи высотой более 1,2-1,5 м, выемки глубиной более 6-8 м, а также лесные участки. Для предотвращения снежных заносов проводятся профилактические снегозащитные мероприятия. Наилучшую защиту от метелей обеспечивают зеленые (древесно-кустарниковые) насаждения, располагающиеся на обрезе, вдоль дороги, задерживающие снег и не допускающие его на проезжую часть (рис. 63).

Рис. 64. Профилактика борьбы со снежными заносами с помощью решетчатых щитов: а) конструкция щита; б) схема установки и переноса щитов: I - первоначальное положение щитов; II - их положение после перестановки

 

При отсутствии зеленых насаждений прибегают к заменяющим их снегозащитным устройствам. Наиболее распространенными являются снегозащитные устройства в виде ограждений из переносных решетчатых деревянных щитов размером 2х2 м (или 2х1.5 м). Щитовая стенка устанавливается перед началом зимы вдоль заносимого участка дороги на расстоянии 25-50 м от бровки земляного полотна (рис. 64). Щиты привязываются к кольям, забиваемым в грунт еще до его замерзания. С наступлением метелей возле щитов по ту и другую сторону начинают откладываться снежные сугробы. Однако решетчатая конструкция щита обеспечивает своеобразный аэродинамический эффект, в силу которого сам щит оказывается почти не занесен снегом. Когда снежные валы у щитов достигают высоты около 1-1,5 м, дорожный мастер имеет полную возможность отвязать щиты от кольев и переставить их на новое место - на вершину ближайшего снежного вала. Иногда такая перестановка щитов практикуется по нескольку раз в течение одной зимы. Если профилактические снегозащитные мероприятия не были своевременно в надлежащих размерах проведены, то на дороге могут образоваться снежные заносы. В этих случаях приходится прибегать к мерам активной снегоборьбы. Активную снегоборьбу обычно ведут с применением автомобильных (иногда тракторных) снегоочистителей - плужных или роторных. Автомобильные плужные снегоочистители являются самым маневренным и эффективным средством борьбы со снегом в тех случаях, когда снежный покров на проезжей части не очень велик. Несколько снегоочистителей объединяется в отряд, несущий патрульную службу и производящий очистку городских улиц и автомобильных дорог вскоре после интенсивного снегопада. Входящие в состав отряда снегоочистители располагаются по ширине дороги таким образом, что за один проход отряда снег сгребается с одной половины проезжей части, от оси дороги к обочине (к тротуару). Дальнейшая уборка осуществляется снегопогрузчиками, которые загружают снегом самосвалы, отвозящие его на свалку или к снеготаялкам. Роторные и в особенности тракторные снегоочистители предназначаются для расчистки глубоких снежных заносов, например, на перевальных участках горных дорог. Роторы снегоочистителя, вращаясь, создают мощную струю воздуха, увлекающую за собой снег и отбрасывающую его на расстояние нескольких метров за пределы проезжей части.

 

Зимний период является наиболее сложным с точки зрения организации дорожного движения и всего транспортного процесса.

Большие трудности для движения возникают в районах с интенсивными снежными осадками. Отложение снега приводит к значительному снижению скоростей движения, а на снегозаносимых участках в период больших снежных осадков - к полному прекращению движения.

Накопленный в разных странах опыт показывает невозможность полного предотвращения отложения снега даже при наличии мощных снегоуборочных машин.

В ряде случаев на дорогах низших категорий при определенных климатических условиях и интенсивности движения целесообразно сохранение снега, добиваясь его хорошего уплотнения.

Для районов с устойчивыми отрицательными температурами рекомендуются следующие значения толщины уплотненного снега:

 

Интенсивность

движения

авт./сут………………Менее 100 100-150 150-300 300-500 Более 500

Толщина

уплотненного

снега, см……………..Не ограничена 30............40 20.........25 12........15 8...10*

_________

* Как исключение.

 

Наличие снежного покрова на проезжей части необходимо учитывать при организации дорожного движения введением ограничения скорости на всем протяжении дороги и, особенно, на опасных участках, где возможны заносы автомобиля.

С целью правильности выбора мероприятий по предупреждению заноса дороги снегом проводят обследование дорог в зимний период и анализируют данные многолетних наблюдений за снежными осадками, накопленные на метеостанциях.

Существуют три формы снежных осадков, приводящих к появлению снежного покрова на проезжей части дорог: снегопад без переноса ветром ранее выпавшего снега; метель без выпадения нового снега; снегопад в сочетании с ветром, перемещающим ранее выпавший снег.

При второй и третьей формах на дорогах образуются снежные заносы. Их возникновение зависит от следующих факторов: скорости и направления ветра; количества приносимого ветром снега; рельефа окружающей местности; наличия снегозадерживающих препятствий.

Отложение снега происходит при резком уменьшении скорости ветра в отдельных зонах около дороги. Сухой, рыхлый снег переносится при скорости ветра 3...4 м/с.

При уменьшении скорости ветра происходит отложение снега. С увеличением скорости ветра увеличивается количество снега, переносимого и откладываемого в зонах снижения скорости ветра. Наиболее подвержены снежным заносам участки дороги, ось которых расположена перпендикулярно преобладающему зимой направлению ветра.

Опасность заноса отсутствует при углах между направлением ветра и осью участков дороги менее 20...30 °.

Для правильного выбора мероприятий по снегозащите дорог определяется количество приносимого к дороге снега, м3/м:

 

 

где α - угол между направлением ветра и направлением снегозащитных ограждений; q i - интенсивность переноса снега, г/см; t i - продолжительность метели, ч, интенсивностью q i; w - скорость ветра, измеренная на высоте 10 м над поверхностью земли, м/с; п - число случаев снежных заносов при разной интенсивности q i в течение зимы.

Общий объем снегопереноса равен сумме объемов снега, нанесенного к дороге с разных направлений:

 

 

Формулы (12.1) - (12.3) применимы при w = 8...20 м/с и α > 30 °.

С целью недопущения заноса дороги снегом необходима разработка комплекса мероприятий двух видов: направленных на предупреждение заноса и оперативных работ по снегоочистке.

Наиболее действенным является правильное проектирование трассы дороги по отношению к господствующему зимой направлению ветра. При невозможности уменьшения угла между осью дороги и направлением ветра дорогу проектируют в насыпи.

Для снегозадержания используют комплекс ограждений (табл. 12.2, рис. 12.1). В некоторых районах с постоянным направлением зимних ветров устраивают снегозащитные заборы, каменные и бетонные стены, а в горных районах - снегозащитные галереи.

Наиболее надежно защищают дорогу от снега лесонасаждения. Тип деревьев и кустарников, из которых составляют снегозащитные полосы, выбирается по следующим признакам: условия произрастания в данной местности; темпы роста; снегозащитные свойства (теснота расположения ветвей и густота кроны).

 

 

Таблица 12.2

 

Вид снегозащитного ограждения Характеристики снегозащитного ограждения Объем снегозадержания, м3
Кустарниковые лесонасаждения Полосы распределенной конструкции  
Двухрядные снегозадерживающие заборы Просветность заборов - 50...70 % 90...95
Трехрядные линии (два ряда снегозадерживающих заборов и один ряд решетчатых щитов со стороны поля) Просветность заборов - 50...70 %, решетчатых щитов - 50 % 90...95
Двухрядные решетчатые щиты Просветность решетчатых щитов - 57 % 90...95
Однорядные снегозадерживающие заборы Просветность снегозадерживающих заборов - 50...65 % 70...85
Однорядные решетчатые щиты Просветность решетчатых щитов - 57 %  

 

 

 

Рис. 12.1. Расположение снегозадерживающих заборов

по отношению к автомобильной дороге:

 

а - сбоку от дороги; б - при входе дороги в лес; в - при переходе дороги из выемки в насыпь;

1 - направление ветра; 2 - снегозадерживающие заборы; 3 - дорога

 

Важной работой, выполняемой дорожно-эксплуатационными службами, является очистка дорог от снега, обеспечивающая бесперебойное, безопасное и удобное движение транспортных средств с заданными скоростями и нагрузками.

Существуют следующие способы снегоочистки: патрульная; усиленная; уборка сосредоточенных масс снега; авральная.

Основным снегоочистительным мероприятием является патрульный способ очистки дорог, который заключается в очистке дороги путем регулярных проездов (патрулирования) снегоочистительных машин в течение всего времени продолжения метели или интенсивного снегопада.

Дежурство бригад, работающих на патрульной очистке с целью оперативного выполнения работы, организуется круглосуточно.

Потребность в количестве снегоуборочных машин зависит от объема работ по уборке снега, срока их выполнения и производительности машин:

 

 

где Q yб - объем снега, подлежащего уборке за один цикл снегоочистки на рассматриваемом участке дороги, м3; П э - эксплуатационная производительность одной снегоуборочной машины, м3/м; Т д - время, в течение которого необходимо выполнить очистку дороги от снега, ч.

В формуле (12.6) величина Т д зависит от административного значения дороги: для дорог общегосударственного значения и подъездов к больницам Т д = 2...4 ч; для дорог местного значения Т д = 6...8 ч; для остальных дорог Т д = 4...6 ч.

Производительность снегоуборочных машин следующая:

автогрейдеров 250...800 м3/ч; бульдозеров 400...600 м3/ч; роторных снегоочистителей 1300...2000 м3/ч.

Для хорошей видимости снегоуборочных машин на дороге их окрашивают в ярко-оранжевый цвет. Во время работы включают сигнальные маяки.

 

7. Борьба с гололедом.

Резкое снижение коэффициента сцепления наблюдается в осенне-зимний и ранневесенний периоды при образовании на поверхности дорожного покрытия гололеда. Ухудшение состояния дорожного покрытия приводит к резкому увеличению тормозного пути (рис. 12.2).

Рис. 12.2. Зависимость тормозного пути от скорости движения при разном состоянии дорожного покрытия:

 

1 - сухое покрытие; 2 - грязное покрытие; 3 - обледенелое покрытие

 

Для борьбы с зимней скользкостью дорожного покрытия применяются разные методы. Наиболее широко используется россыпь песка с размером частиц 0,2...5 мм, имеющих кубическую форму и острые грани. Могут применяться также топливные дробленые металлургические шлаки, высевки и др. Для предупреждения смораживания частиц песка, предупреждения сбрасывания его с дорожного покрытия автомобилями и сдувания ветром добавляют гигроскопические соли (хлорид натрия или хлорид кальция). Расход соли 30...40 кг на 1 м3 песка. Такая смесь песка с солью хорошо удерживается на проезжей части.

Радикальным методом борьбы с зимней скользкостью является предотвращение образования на дорожном покрытии корки снега и льда или полное ее удаление. С этой целью в ряде стран широко применяют растворы солей. Однако существует мнение об их вредном влиянии на окружающую природную среду и ускорение коррозии кузова автомобиля.

Обогрев дорожного покрытия является наиболее энергоемким и дорогостоящим методом удаления льда, поэтому его применяют обычно на городских дорогах (на путепроводах, эстакадах, где раньше появляется гололед).

В Швейцарии предложен новый материал Verglimit, препятствующий образованию гололеда. Этот материал выпускается в виде многослойных гранул, которые в количестве 5...6% по массе добавляют в асфальтобетонную смесь. Размер гранул до 5 мм. В каждой грануле имеется хлорид кальция.

Под действием колес проходящих автомобилей происходит истирание гранул и высвобождение хлорида кальция, который препятствует появлению корки льда на дорожном покрытии.

Материал может быть применен только при интенсивности движения не менее 5 000 авт./сутки и износе дорожного покрытия примерно 1 мм/год. На бетонном покрытии материал Verglimit не дает эффекта. Этот материал особенно эффективен с точки зрения охраны окружающей природной среды, так как количество хлорида кальция, приходящегося на единицу площади, значительно меньше, чем при использовании других методов борьбы со скользкостью, а, следовательно, и меньше его влияние на окружающую природную среду.

Очень эффективным и экономичным является противогололедный реагент, не оказывающий коррозионного воздействия на кузов автомобиля.

Во многих странах для повышения сцепления при движении по обледенелому дорожному покрытию применяют шины с шипами. Однако после нескольких лет эксплуатации большинством стран принято решение о запрете широкого применения таких шин, так как ими были вызваны серьезные разрушения дорожных покрытий. Применение шин с шипами разрешено только на автомобилях скорой медицинской помощи и специальных автомобилях.

При выполнении работ, направленных на повышение сцепных качеств дорожного покрытия, большое внимание должно уделяться вопросам организации дорожного движения в месте производства работ с целью обеспечения безопасности как рабочих, так и проезжающих автомобилей.

 

7. Ремонтные работы и организация движения на ремонтируемых участках.

Работы, выполняемые дорожными органами по ремонту и содержанию дорог, ведутся в течение всего года на всем протяжении дороги. Однако отдельные виды работ имеют отчетливо выраженный сезонный характер. Комплекс основных дорожно-ремонтных работ характеризуется следующим распределением по сезонам:

Весна. Очистка проезжей части от льда и грязи, а обочин и кюветов от снега; борьба с пучинами; прочистка русел в малых мостах и трубах; охрана больших мостов от ледохода и паводка.

Лето. Текущий (местный) ремонт проезжей части дорог; средний и капитальный (сплошной) ремонт проезжей части дорог; ремонт искусственных сооружений; планировка обочин; борьба с пылью.

Осень. Подготовка к зимнему содержанию дорог; проведение противопучинных профилактических мероприятий.

Зима. Снегоборьба; заготовка местных материалов для летних ремонтных работ.

Работы по ремонту и содержанию земляного полотна сводятся главным образом к проведению противопучинных мероприятий, а также к планировке обочин и откосов, очистке кюветов, мер по предупреждению размывов оползней и т.д. Наряду с чисто ремонтными мероприятиями дорожные органы систематически проводят мероприятия по содержанию дорог, приурочивая их к соответствующему сезону.

До начала дорожных работ дорожная организация должна составить привязанные к местности схемы организации движения транспортных средств и пешеходов на участке проведения работ. На схемах показывают геометрические параметры ремонтируемого участка(ширина проезжей части и обочин, радиусы кривых в плане, продольный уклон, тип покрытия и т.д.) с указанием искусственных сооружений, расположения съездов, разъездов и объездов, мест расстановки дорожных знаков, нанесения при необходимости временной разметки, ограждений, расположения сигнальных фонарей, складирования строительных материалов. На схеме указывают вид и характер дорожных работ, сроки их исполнения, наименование организации, проводящей работы, телефоны и фамилии должностных лиц, составивших схему и ответственных за проведение работ. Схемы организации движения и ограждения мест производства дорожных работ должны быть утверждены руководителем дорожной организации и заблаговременно согласованы с органами Государственной автомобильной инспекции(ГАИ).

Согласование с ГАИ производится при выполнении всех видов дорожных работ в пределах полосы отвода, за исключением работ по содержанию дорог. В случае устройства объездов должны быть согласованы их маршруты. В местах краткосрочных дорожных работ (ликвидация ямочности, замена дорожных знаков, разметка проезжей части и т.д.), учитывая подвижный характер их проведения, с органами ГАИ согласовывают только схемы организации движения и ограждения с указанием границ участков работ без конкретной привязки к местности.

При выполнении дорожных работ, связанных с переносом или переустройством инженерных коммуникаций(газопровод, водопровод, кабели и т.д.), схемы организации движения и ограждения мест производства дорожных работ необходимо согласовывать со всеми заинтересованными организациями, а затем с органами ГАИ.

На границах участков дорожных работ следует установить информационные щиты, на которых указывают организацию, фамилию ответственного лица, руководящего работами, и номер его служебного телефона.

При выполнении работ по содержанию автомобильных дорог (уборка мусора, мойка знаков, ограждений, их окраска и т.д.) составление схем не производится, но местные органы ГАИ ставят в известность о проведении таких работ.

Неотложные работы по устранению случайных повреждений дороги и дорожных сооружений, нарушающих безопасность движения, а также аварийные работы, можно выполнить без предварительного согласования и утверждения схем, но с условием обязательного извещения органов ГАИ о месте и времени проведения таких работ, если их продолжительность составляет более одних суток.

К обустройству участка работ временными знаками и ограждениями следует приступать только после согласования схемы с органами ГАИ и ее утверждения руководителем дорожной организации.

При организации движения в местах производства дорожных работ должны применяться все необходимые технические средства, предусмотренные схемой. Всякое отклонение от утвержденных схем, а также применение неисправных технических средств недопустимо.

До полного обустройства ремонтируемого участка временными знаками и ограждениями запрещается размещать на проезжей части и обочинах дорожные машины, инвентарь, материалы для ремонта.

К выполнению дорожных работ, в том числе размещению дорожных машин, инвентаря, материалов, нарушающих режим движения, разрешается приступать после полного обустройства места работ всеми необходимыми временными дорожными знаками и ограждениями.

За границы участка дорожных работ следует считать первое и последнее ограждающее средство, установленное на проезжей части, обочине или тротуаре и изменяющее направление движения.

Перед началом работ рабочие и машинисты дорожных машин должны быть проинструктированы по технике безопасности и схеме ограждения места работ, о применяемой условной сигнализации, подаваемой жестами и флажками, о порядке движения, маневрирования дорожных машин и транспортных средств в местах разворота, въездах и съездах, местах складирования материалов и хранения инвентаря.

Применяемые придорожных работах временные дорожные знаки, ограждения и другие технические средства (конусы, вехи, стойки, сигнальные шнуры, сигнальные фонари, разметка ит.д.) устанавливают и содержат, организации, выполняющие дорожные работы.

Ответственность за соблюдение требований возлагается на руководителей дорожных хозяйств и на лиц, непосредственно руководящих дорожными работами, а при производстве работ сторонними организациями - на соответствующих работников этих организаций.

О месте и сроках выполнения дорожных работ в случае устройства объездов или ухудшении условий движения общественного транспорта по ремонтируемому участку дорожная организация должна заблаговременно извещать предприятия общественного транспорта.

 

Основные задачи и принципы организации движения в местах производства дорожных работ

2.1. При составлении схем организации движения в местах производства дорожных работ, необходимо выполнение следующих требований:

а) предупредить заранее водителей транспортных средств и пешеходов об опасности, вызванной дорожными работами:

б) четко обозначить направление объезда имеющихся на проезжей части препятствий, а при устройстве объезда ремонтируемого участка - его маршрут;

в) создать безопасный режим движения транспортных средств и пешеходов, как на подходах, так и на самих участках проведения дорожных работ.

2.2. Основными средствами организации движения в местах производства дорожных работ являются временные дорожные знаки, разметка проезжей части, ограждающие и направляющие устройства, и другие технические средства.

Под временными дорожными знаками следует понимать те знаки, которые устанавливают только на время проведения дорожных работ.

2.3. Для лучшего восприятия водителями дорожных знаков рекомендуется устанавливать на одной опоре не более двух знаков и одной таблички, при этом с запрещающими знаками рекомендуется устанавливать предупреждающие знаки, которые поясняли бы причину введения ограничений.

2.4. Расстановку знаков, ограждающих и направляющих устройств необходимо осуществлять с конца участка, наиболее удаленного от места работ, причем в первую очередь со стороны, свободной от дорожных работ. Сначала устанавливают дорожные знаки, затем ограждающие и направляющие устройства. Снятие знаков, ограждающих и направляющих устройств производится в обратной последовательности.

2.5. На дорогах вне населенных пунктов для обеспечения видимости ограждающие и направляющие устройства в темное время суток должны быть снабжены световозвращающими элементами размером 5´5 см, а на автомагистралях размером 10´10 см, закрепленными на верхней перекладине, ограждающих устройств через 0,5 м. В случае проведения дорожных работ в застроенной местности место работ должно быть обозначено сигнальными фонарями и иметь освещение в соответствии с нормативными документами. На автомагистралях, оборудованных осветительными установками, зона дорожных работ должна быть обозначена сигнальными фонарями, установленными на переносных барьерах или щитах. Их размещают из расчета 1 фонарь на 1 м длины барьера или щита, установленного поперек дороги. Если инвентарные щиты устанавливают вдоль дороги, то фонари размещают на них через 15 м, при этим барьеры и щиты должны быть оборудованы устройствами для крепления фонарей.

Цвет сигнальных огней или световозвращающих элементов, применяемых совместно с ограждающими устройствами, должен быть красным.

Сигнальные фонари устанавливают на высоте 1,5-2 м над уровнем проезжей части. Мощность ламп в светильниках не должна превышать 15-25 Вт. Расстояние их видимости при нормальной прозрачности атмосферы должно равняться 100-300 м. Они не должны вызывать ослепленных участков движения. Сигнальные фонари включают с наступлением вечерних сумерек, выключают с окончанием утренних сумерек. В дневное время фонари включают при наличии дымной мглы или тумана. Допускается установка мигающих сигнальных фонарей с частотой мигания 50-80 в минуту.

2.6. Особо опасные места(траншеи, котлованы, ямы, устраиваемое при укреплении обочин корыто глубиной0,1 м и более) необходимо ограждать, применяя сигнальные шнуры или направляющие конусы, а также инвентарные щиты или барьеры, которые устанавливают на всем протяжении зоны работ через 15 м и оборудуют сигнальными фонарями. При отсутствии электрического освещения такие места в темное время суток должны быть обозначены факелами. В населенных пунктах ограждающие щиты или барьеры оборудуют сигнальными фонарями, которые зажигают с наступлением сумерек.

2.7. Для сохранения оптимальной пропускной способности дороги не следует без необходимости ограничивать скорость движения в местах дорожных работ менее 40 км/ч.

2.8. Движение со скоростью менее 40 км/ч на участках производства дорожных работ допускается только в исключительных случаях, когда геометрические параметры дороги, качество покрытия, условия работ или погодные условия не позволяют осуществлять движении ес большей скоростью.

2.9. Для плавного изменения скоростей транспортных средств перед участком дорожных работ необходимо производить последовательное снижение скорости ступенями с шагом не более 20 км/ч. Временные дорожные знаки, регламентирующие ступенчатое ограничение скоростей, располагают друг от друг ана расстоянии не менее 100 м. Число знаков, ограничивающих скорость, зависит от разности скоростей до и после ограничения.

2.10. Для разделения встречных потоков транспортных средств в местах дорожных работ, обозначения рядности и обеспечения безопасной траектории движения используют переносные направляющие конусы, вехи или стойки. Этой же цели служит нанесенная на проезжую часть временная разметка и дорожные знаки.

В исключительных случаях при невозможности встречного разъезда и устройства уширения проезжей части в обязательном порядке вводят регулирование движения с помощью светофоров или регулировщиков.

2.11. На многополосных дорогах для обеспечения безопасных траекторий движения в местах производства дорожных работ целесообразно совместное применение направляющих конусов, вех или стоек с разметкой проезжей части.

2.12. При нанесении на проезжую часть в местах дорожных работ линий разметки, расстановке направляющих конусов или вех отклоняющих транспортные потоки, длину отгона Lотг следует назначать в соответствии с табл. 2.1. Пример размещения технических средств организации в местах производства дорожных работ показан на рис. 2.1.

2.13. При выполнении небольших по объему работ на проезжей части (мелкий ямочный ремонт, разметка проезжей части и т.д.) для обеспечения наименьшей потери времени проходящими автомобилями длину закрываемого участка следует выбирать минимальной с учетом требований технологии работ.

2.14. При временном переносе остановок общественного транспорта из зоны дорожных работ их оборудование и организация движения в зоне временных остановок должны учитывать условия создания наименьших помех транзитному транспорту со стороны транспортных средств, стоящих на остановках.

2.15. Все временные дорожные знаки и другие технические средства организации движения, связанные с проводимыми работами, после завершения работ следует немедленно убирать.

Таблица2.1 - Рекомендуемая длина отгона ширины проезжей части, закрываемойдля движения при различной скорости на подходе

Скорость на подходе, км/ч Длина отгона, м, при ширине проезжей части, закрываемой для движения, м
2,5 3,0 3,5 4,0 5,0 7,5
             
             
             
             
             
             

 


 


2.16. Размеры временных знаков, используемых для организации движения в местах производства дорожных работ, не должны быть менее тех, которые применяются для данной категории дороги, а при ремонтных работах на автомагистралях применяют знаки увеличенного размера в соответствии со стандартом на дорожные знаки.

2.17. На автомагистралях с высокой среднесуточной интенсивностью движения целесообразно проводить дорожные работы в период спада интенсивности или в ночное время, при этом зона дорожных работ должна иметь освещение в соответствии с нормативными документами.

 

8. Роль владельцев транспортных средств в сохранении и поддержании работоспособности путей сообщения. Правила пользования путями сообщения.

Роль владельцев транспортных средств в сохранении и поддержании работоспособности путей сообщения заключается в строгом соблюдении правил пользования автомобильными дорогами. Основным требованием этих правил является разрешение движения по автомобильным дорогам транспортных средств, гарантирующих безопасность дорожного движения, сохранность дорог и дорожных сооружений. Наиболее частым нарушением является выезд на дороги общего пользования гусеничных тракторов, разрушающих дорожную одежду, дорожное покрытие и обочины.

Другим примером нарушений является выезд на дороги общего пользования негабаритных сельскохозяйственных машин без специального сопровождения ГАИ, создающих опасные условия движения и заторы.

Для дорожных сооружений большую опасность представляет движение негабаритных большегрузных транспортных средств. Поэтому Правилами дорожного движения предусматривается обязательное согласование маршрута и времени проезда таких транспортных средств.

Большую опасность для проезжающих могут составлять временно хранящиеся на обочинах грузы без специального ограждения и оборудования их знаками, поэтому запрещается использование обочины для перевалки грузов.

Владельцы транспортных средств для сохранения и поддержания работоспособности путей сообщения не должны допускать перегруза транспортных средств и обеспечивать осевые нагрузки на уровне нормативных значений

Согласно Правилам дорожного движения требуется согласование с дорожными службами возможности использования земли в пределах полосы отвода, собственниками которой являются дорожные службы.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Вина региона Марке
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1666; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.