Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция по культуре повседневности

Тема «Повседневность как феномен культуры»

 

1. Этимология слова «повседневность»

Начнем с этимологии слова «повседневность» в русском языке.

1) В толковом словаре В. Даля, отражающем лексику разговорного и литературного языка первой половины XIX в., повседневное (синонимы: ежедневно, вседневно, день-подню, изо дня в день) означает постоянно, изо дня в день повторяющееся[1]. Родственное слово "обыденный" означало то, что сделано или свершилось за один день. То, что делалось за одну ночь, определялось как "обыночное". Во множественном числе "обыдни" понималось как будни, простые, рабочие дни, не праздники.

Даль также фиксирует появившийся "ныне", как он пишет, новый оттенок смысла: "обыденный" как "обиходный". А "обиходный" прежде относился к иной семантической группе и означал: привычный, усвоенный, принятый, обыкновенный, простой, рядовой, бывающий большей частью, сплошь и рядом (в противоположность исключительному, особенному, из ряда вон выходящему). Близкие по смыслу существительные фиксируют тесную связь с обычаем, с тем, что общепринято. Отсюда "обычничать" — жить просто, по принятому обычаю, "обычайный" (о человеке) — блюдущий житейские обычаи, вежливый, уживчивый[2].

В словаре С. И. Ожегова[3], отражающем языковые реалии советского времени (первое издание — 1949 г., последние авторские изменения внесены в 4‑е изд. 1960 г.), слова "повседневный" и "обыденный" сближаются. Семантика слова "повседневный" содержит в себе два оттенка смысла: внешне-временной ("проводимый изо дня в день, всегда, постоянно, не прекращающийся") и психологически-адаптационный ("бывающий всегда, привычный"). В свою очередь, "привычный" и "постоянный" раскрывают смысл слова "обычный"[4], которое окружено родственными: "обыденный" (обыкновенный, заурядный), "обыкновенный" (обычный, ничем не выделяющийся).

У С. И. Ожегова впервые в качестве синонима "повседневности" появляется слово "быт", смысл которого раскрывается как "общий жизненный уклад, повседневная жизнь". Взятая в контексте календарного времени, повседневная, обычная, обыденная жизнь — это жизнь будничная, не праздничная. Здесь повседневность как будни противостоит праздничным, в том числе и выходным дням.

В конце 50-х гг. понимание "повседневного" как "обыденного", "заурядного", "будничного" окончательно закрепляется. При этом сохраняется и первый смысловой ряд (происходящий каждый день, изо дня в день)[5].

Современные словари, выпущенные в 90-е гг. ХХ в., оставляют этот круг значений слов: "повседневный", "быт", "обыденный", "будни"[6]. Словарь литературного языка дает больший набор синонимов, раскрывая психологический, эмоциональный фон будничной, повседневной жизни. Так, "будни" означают: "1. Рабочие дни; 2. повседневная, обыденная жизнь // однообразная, безрадостная жизнь"[7]. В первом издании этого словаря набор уточняющих, эмоционально насыщенных эпитетов более богатый: "будничный" — беспросветный, серый, неприглядный, скучный[8].

Можно предположить, что близкую по характеру эволюцию прошло слово "повседневный" в других европейских языках. Во всяком случае, это подтверждается относительно немецкого языка. Исторические модификации семантического поля слова "Alltag" прослежены Х. П. Турном[9].

Существуют толкования повседневности как "das Alltägliche" и "das Gemeine". Варианты перевода с немецкого следующие: а) общий уровень; б) низость, подлость, пошлость. Содержательное значение "die Alltäglichkeit" в "Словаре немецкого языка" И.‑Х. Кампе (I. H. Campe) 1807 г. — материальный и духовный уровень маргинальных социальных слоев (der besitzlosen Schichten). У К.‑М. Виланда, Ю. Мёзера, Г.‑Э. Лессинга, Ф.‑М. Клингера, Ф. Шиллера слово "der Аlltag " и производные словосочетания служат для социально иерархического отграничения от низов. Описания повседневности в их текстах создают образ низменной и отвергаемой реальности. Существительное "Аlltag" используется как "оборонительное понятие" (Abwehrbegriff). По Г. Форстеру, "человек повседневности" (Alltagsmensch) и его "разухабистые суждения" выдают необразованность, грубость, серость (matt), односторонность.

Поворот к положительному восприятию повседневности намечается у И. В. Гете в "Вильгельме Мейстере", "Поэзии и правде". Семантика повседневности меняется с "оборонительной" на позитивно приемлемую также и под влиянием Жан-Поля и А. фон Книгге (A. fon Knigge). На смену полного отрицания приходит приятие повседневной бюргерской реальности с ее прагматизмом и практически-созидательной инициативой (gestaltungsinitiativ).

В немецких словарях середины XIX в. прилагательное "повседневный" отражало как темпорально-ритмический аспект — "изо дня в день повторяющееся", так и качество "неважности" ("несущественности" — unerheblicher Beschaffenheit). Оба смысловых момента не различались. То, что происходит изо дня в день, в чем человек нуждается каждый день, понималось как принадлежащее к низменному и обычному.

В словаре, издававшемся несколько раз во второй половине XIX в. и начале XX-го, Alltag раскрыто как "обычный рабочий день, противоположный праздничному дню". XX в. сохраняет за повседневным также и значение "невыразительного, скучного, пошлого, посредственного".

Таким образом, как историческая эволюция, так и семантическое поле слова "повседневность" и родственных ему слов в немецком языке в общем и целом повторяют эволюцию и совпадают с аналогичными словами русского языка.

2. Исходные принципы анализа повседневности

 

Итак, мир повседневности – это реальный человеческий мир с его ежедневными заботами, «суета сует», быт, который втягивает человека в банальность и повторяемость событий; наконец, это ближайшее микроокружение человека и мышление, характерное для этого микроокружения.

В одном обществе существуют разные повседневные миры. Сколь различны, например, повседневность элиты и повседневность масс, повседневность состоятельного человека и повседневность бедного учителя. Своя повседневность у музыканта, художника, для которых концертная жизнь – это повседневность; своя повседневность у теоретика, пребывающего в постоянных размышлениях, живущего в какой-то иной реальности (=повседневности). Однако чаще всего о повседневности говорят как о среде обитания «маленького человека», где он проживает свою «неподлинную» жизнь, это мир, в котором творчество, идеалы, высокие цели «вынесены за скобки», где человек живет не рефлексируя, не задумываясь о смысле и происхождении бытия.

Сегодня происходит возвращение ценности повседневного, представляющего жизненный мир людей за пределами сферы воображения, сна, фантазии. Повседневность – это область, в которой человек живет и осознает себя действующим, это пространство решения жизненных задач.

 

Выделим основные черты повседневности.

1. Интерсубъективность – необходимая черта мира повседневности. Осознание типичности ситуаций ведет к убеждению, что этот мир воспринимается другим так же как мною, что структура социальных контактов едина для всех людей.

2. Нерефлексивность. Повседневный опыт дан нам в ощущениях, которые наше сознание давно перестало фиксировать. Рутинообразная устойчивость повседневного заключается в том, что мы не только привыкаем к знакомому, но и перестаем замечать привычное. Бессознательное, автоматическое движение руки, протирающей пыль, отличается от того же движения, сопровождаемого внимательным взглядом, разбивающим это движение на отдельные элементы и фиксирующим его результат.

3. Повседневный образ жизни предполагает специфическую пространственно-временную организацию. Мы живем в географически определенном месте, в переплетении человеческих взаимосвязей. Реальность повседневной жизни организуется вокруг «здесь» моего тела и «сейчас» моего настоящего времени. Это «здесь-и-сейчас» - фокус моего внимания к реальности повседневной жизни.

4. Мы осознаем мир состоящим из множества реальностей. Реальность повседневной жизни имеет привилегированное положение, это высшая реальность. Мы воспринимаем повседневную жизнь в состоянии бодрствования. Это бодрствующее состояние существования в реальности повседневности и ее восприятие воспринимается как нормальное и самоочевидное, т.е. составляет естественную установку. По мере перемещения из одной реальности в другую человек испытывает своего рода шок, вызванный переключением внимания в связи с этим переходом. Лучше всего это иллюстрируется тем состоянием, которое испытывает человек, просыпаясь.

Повседневность является предметом анализа различных научных дисциплин.

В исторической науке для анализа повседневности используется термин «структура повседневности» (введен французским ученым-историком Ф.Броделем). Это способы организации и оформления пространства человеческой жизни (город, ландшафт, интерьер), человеческого поведения и общения (обряды, обычаи, традиции, ритуалы, этикет), предметного мира («система вещей»), мода, реклама.

С точки зрения культурологи, повседневность – это культурный мир, как он воспринимается людьми, воздействует на них и сам подвергается их воздействию, выступая продуктом и условием человеческой деятельности.

Чаще всего повседневность рассматривают социологи, описывая ее с точки зрения конституции необходимого общественного сознания, места, где это общественное сознание проявляет себя.

Другой вариант – рассмотрение повседневности философами в качестве социального жизненного мира. Здесь повседневность предстает как система, объективный мир, репрезентирующий внутреннее психологическое состояние субъективного мира.

Повседневность рассматривается в ее социальном, культурологическом, социологическом, историческом планах. Существующие определения трудно привести к общему знаменателю и выработать единую точку зрения для понимания этого феномена.

В.Бергман дает интерпретацию понятия «повседневность» через сопоставление ее с противоположным понятием, например:

Повседневность = Ежедневные события Выдающиеся события
Повседневность = Работа (учеба, рутина) Праздник (отдых, каникулы)
Повседневность = Частная жизнь (жизнь народной массы) Общественная жизнь (жизнь отдельных известных личностей)
Сфера естественных спонтанных нерефлекторных достоверных переживаний и мыслей Сфера рефлективных, творческих переживаний и мыслей (особенно, в науке)
Совокупность обыденных, наивных, фальшивых представлений, представлений и мыслей Верное, подлинное, истинное сознание
Массовая культура Высокая культура

 

Перечень можно продолжить (подробнее этот вопрос рассмотрим на семинаре).

 

3. Структура социокультурного пространства повседневности

 

Мир повседневности, как было уже отмечено, не является беспорядочным вместилищем всего сущего и мыслимого, это определенным образом организованная система, более или менее ограниченная по отношению к фактическому множеству природных и человеческих проявлений.

Сложность описания социокультурного пространства повседневности состоит в том, что оно не обладает той наглядностью, которая присуща физическому пространству. Оно, как и социокультурное время неразрывно связано с самими социальными и культурными процессами, формирующими это пространство. Оно «собирается» из повседневных событий, и в силу этого всегда открыто, всегда исполнено равновесия и свободы, не имея границ в физическом смысле этого слова.

Осознавая пространство бытия в силу своего пребывания в нем, человек стремится к составлению мира в единый универсальный образ мира, стремится к освоению пространства бытия. В своих взаимоотношениях с окружающим миром социальный субъект придает миру соотносимую с собственными потребностями организованность, структурирует его пространственно.

Социальное взаимодействие обусловлено устойчивыми символическими формами, в которых организуется культура повседневности. Социокультурный опыт людей кодируется в мимике, жестах, телодвижениях, интонациях и словах, формулах, образах, технологиях.

Актуальность исследования пространственных форм социального и культурного бытия обусловлена фундаментальными изменениями в научном анализе современных процессов социума и бытия. Если до ХХ века материя была главной категорией в философской интерпретации человеческих проблем бытия, то сегодня пространственно-временной континуум выдвигается как принцип исследования культуры и все в большей степени становится ведущей методологической установкой, позволяющей раскрывать внутренние связи между формой и содержанием культурных процессов. Гуманитарная наука XXI века начинает ставить пространственные представления на первый план, приходит осознание того, что жизнь человека напрямую зависит от пространства, в котором он обитает.

Национально-специфические представления о пространстве находят яркое выражение в языке. Термин «пространство» в различных культурах звучит по-разному.

Так, в европейских языках пространство воспринимается как «пустота между предметами». В западноевропейской философии общепринятым понятием пространства стал латинский термин «spatium» – шагать, двигаться. Пространство всегда наполнено, связано с мирочувствованием человека.

В русском мировоззрении пространство воспринимается как простор, ширь. Г.Д.Гачев, подчеркивая эту особенность русского восприятия пространства, отмечал: «Пространство надо мыслить более живым, родным и конкретным вместилищем жизни живой, а не просто пустотой для неорганического бытия тел».

Если рассмотреть более детально историю развития культуры, то мы столкнемся со своеобразным феноменом, когда каждая культурная эпоха строит свое пространство. Пространство выступает одним из изначальных символов жизни. Именно пространственные представления создают общее мировоззрение, на основе которого возникает общая картина мира.

В ХХ веке человечество оказалось перед лицом многих проблем и противоречивых тенденций, нарушающих привычный порядок повседневности, изменяющих человеческое сознание. Теоретический и практический интерес представляет мало разработанная в культурологии проблема пространственной социализации и формирования идентичности субъекта в зависимости от окружающей среды. Полихронность современного социального пространства проявляется в одновременном сосуществовании ценностно-смысловых позиций различных культурных групп, заимствующих свою идентичность благодаря информационной культуре сорвеменного общества у разных времен, народов, культур прошлого и настоящего.

Социализация и культурная идентификация субъекта осуществляется в процессе непрерывного взаимодействия с окружающей средой. При этом окружение как часть социального бытия пространственно репрезентирует социокультурные нормы и ценности общества. Культурное пространство повседневности формирует определенные образцы поведения, взаимодействия с другими людьми, с миром. Таким образом конструируется представление субъекта о культурном пространстве, его структуре и собственном месте субъекта в этой структуре.

Фактором, обеспечивающим эффективность освоения и присвоения пространственных феноменов культурной реальности, выступает компетентность субъекта, определяемая как адекватность поведения индивида конкретной социальной ситуации, умение понять ее социокультурный контекст.

При изучении культуры повседневности можно выделить следующие виды источников:

1. Природные, градостроительные (естественная и искусственно созданная среда обитания);

2. Вещественные (здания, мебель, предметы интерьера, другие бытовые вещи);

3. Изобразительные источники (фотографии, хроники, открытки, афиши и т.д.);

4. Письменные источники (письма, мемуары, дневники);

5. Вербальные (пословицы, поговорки, анекдоты).

6. Художественное кино.

Концепция социального пространства представлена в исследованиях многих зарубежных и отечественных социологов. В концепции социальной эволюции Р.Парка освещается взаимодействие природы индивида с окружающей его социальной и естественной средой. Классическими концепциями Э.Дюркгейма и Г.Зиммеля в социологии пространства представлен функционализм. Главная идея Зиммеля – продемонстрировать, что именно социальное взаимодействие превращает то, что прежде было пустым и негативным, в нечто осмысленное, т.е. пространство наполняет социальность. В современной отечественной социальной философии фундаментальный анализ социального пространства представлен работами С.И.Барзилова, В.Г.Виноградского, Л.Г.Ионина, Ю.Л.Каданова, А.Ф.Филиппова.

Частью социального пространства является пространство культуры. Это понятие ỳже, поскольку, во-первых, оказывает прямое и непосредственное влияние на развитие человека; во-вторых, формируется культурной деятельностью людей. Находиться в культурном пространстве – значит принадлежать к конкретно-историческому обществу в определенный период времени. Становление человека есть вход в окружающее его культурное пространство. Концепция культурного пространства рассматривается в работах П.С.Гуревича, Т.Б.Марковой, В.В.Марченко, Ю.С.Степанова, Ю.М.Лотмана, С.С.Аверинцева, Д.С.Лихачева, А.М.Панченко.

Подробно проблема взаимосвязи социального и культурного пространства, а также наиболее интересные социокультурные концепции пространства будут рассмотрена на семинаре.

Итак, социокультурное пространство повседневности может быть рассмотрено как:

1. Пространство быта, предметного мира.

2. Пространство повседневной рефлексии.

3. Пространство переживаний.

Все три уровня предполагают погружение в них индивида, находящегося в ситуации постоянного выбора. Таким образом, возникает необходимость рассмотрения пространства индивидуальности.

Рассматривая обыденное сознание, мы указывали на то, что оно оперирует первичными конструктами, а научное мышление – вторичными. Термин Гуссерля «интерсубъективный жизненный мир», к которому принадлежат все индивиды в донаучной естественной установке, интерпретируется как «интерсубъективный мир повседневной жизни».

Анализируя первичные конструкты повседневного мышления, мы исходим из посылки, что этот мир – частный мир отдельно взятого человека, но на самом деле он является интерсубъективным миром культуры. Мир интерсубъективен, потому что каждый человек живет среди других людей в одном пространственно-временном поле. Этот интерсубъективный мир культуры, будучи миром повседневной жизни, по сути своей является универсумом значений, которые интерпретируются каждым из нас с целью обнаружить свою «наличную цель» и осуществить ее.

Таким образом, культурное пространство, создаваясь человеком, получает самостоятельное существование. Человек воспринимает знаковую систему пространства как внешний мир, не задумываясь о том, что центром пересечения символических знаков, циркулирующих текстов, является он сам. В процессе жизнедеятельности он создает неповторимый текст культурного пространства. Оно имеет свое строение, функции, динамику. Культурное пространство воплощает образную модель действительности, выступает как модель Вселенной данной культуры.

 


[1] Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 3.— М., 1989.— С. 147.

[2] Там же.— Т. 2.— С. 637.

[3] Ожегов С. И. Словарь русского языка.— 8-е изд.— М., 1970.— С. 59, 62, 429, 519, 681.

[4] Сохраняется также и исконный смысл: "установленный обычаем", соответствующий обычаю.

[5] См. слова: "быт", "будни", "обыденный", "обыкновенный", "обычай", "повседневный" в кн.: Словарь современного русского литературного языка. Т. 1, 8, 10.— М., 1950, 1959, 1960.

[6] Лопатин В. В., Лопатина Л. Е. Малый толковый словарь русского языка.— М., 1990. — С. 41, 318, 386.

[7] Словарь современного русского литературного языка: В 20 т. Т. 1. 2-е изд., перераб. и доп.— М., 1991.— С. 798.

[8] Словарь современного...— Т. 1.— М., 1950.— Стлб. 669.

[9] Thurn H. P. Der Mensch im Alltag: Grundrisse einer Anthropologie des Alltagslebens.— Stuttgart, 1980.— S. 4–12.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Подарочные сертификаты | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.