Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дети с комплексными нарушениями развития




Три основные подгруппы в зависимости от структуры нару­шений:

1) дети с двумя выраженными дефектами, каждый из которых вызывает значительные нарушения в психофизическом развитии (например, слепоглухие, умственно отсталые глухие);

2) дети, имеющие одно существенное нарушение психофизи­ческого развития и сопутствующие ему другие нарушения в менее выраженной форме (например, умственная отсталость с нарушением церебральной функции или детский церебральный паралич и нарушения зрения или слуха);

3) дети с множественными нарушениями, когда имеются три или более нарушений развития, приводящих к значительным ог­раничениям жизнедеятельности и социализации (например, глу­бокая степень умственной отсталости, слабовидение и глухота).

По статистическим данным, дети со сложными комплексны­ми нарушениями развития составляют до 40 % контингента спе­циальных образовательных учреждений. Однако эта оценка очень условна, так как значительная часть таких детей нахо­дится за рамками образовательного пространства. Именно эти дети пополняют ряды социальных сирот, помещаются в закрытые социальные учреждения (дома ребенка, психоневрологические дома-интернаты), где они нахо­дятся на положении тяжелобольных. Всю жизнь они вынуждены проводить, лежа в больничных палатах. Многие из них умирают в первые месяцы жизни, так как их состояние усугубляется соматически­ми заболеваниями, социальной депривацией.

Содержание обучения детей с тяжелыми комплексными на­рушениями развития связано с приобретением необходимых со­циальных навыков, помогающих адекватно воспринимать, рас­познавать и интерпретировать многообразные характеристики социальных объектов: эмоциональные проявления, жесты, позы, мимику, интонации речи и т. п.

В программу обучения детей с глубокой умственной отстало­стью и множественными нарушениями развития должны входить следующие блоки:

1) обучение умению ориентироваться в схеме собственного тела, уметь оценивать свои психофизические реакции и управлять ими;

2) развитие навыков самообслуживания, умение принимать помощь других людей;

3) развитие коммуникативных возможностей, умение вступать в контакт с другими людьми, соблюдать очередность в диалоге, уметь слушать и вос­принимать речь;

4) развитие умения ориентироваться в пространстве: форми­ровать значимые ориентиры в окружающем предметном и соци­альном пространстве;

5) обучение навыкам социального партнерства в различных ви­дах совместной деятельности (деятельности при содействии дру­гих, зависимой деятельности).

К формам социально-педагогической помощи детям со сложными нарушениями развития относятся следующие:

• содействие в организации новых форм (альтернативных су­ществующим интернатам) учреждений;

• реорганизация действующих домов-интернатов, создание на их базе новых организационных форм учреждений (малокомплектные детские дома и мини-группы по типу семейных детских домов; опекунские семьи для временного содержания детей-инвалидов);

• разработка методического обеспечения для обучения и соци­альной адаптации детей со сложными комплексными нарушениями развития;

• осуществление поддержки семьи через организацию таких мероприятий, как семейный патронаж; обучение родителей;

• просветитель­ская работа, связь со средствами массовой информации.

Вопросы и задания

1. Дайте содержательную характеристику понятия «умственная отста­лость» и осветите основные направления работы социального педагога с этой категорией детей.

2. Раскройте основные направления социально-педагогической помощи лицам с психическими заболеваниями и ранним детским аутизмом.

3. Как осуществляется социально-педагогическая деятельность по орга­низации комплексной помощи детям с нарушениями опорно-двигатель­ного аппарата?

4. В чем проявляется специфика работы социального педагога с кате­горией детей, имеющих нарушения слуха?

5. Какие мероприятия обеспечивают комплексное сопровождение раз­вития ребенка с нарушениями зрения на всех этапах жизни?

6. Перечислите основные группы детей со сложными нарушениями развития. Охарактеризуйте основные проблемы в организации социаль­но-педагогической работы с этой категорией детей.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.