Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории влияния СМИ на личность, группы и их последствия




СМИ: виды и основные функции

План

1. СМИ: виды и основные функции;

2. Методы воздействия СМИ на личность и группу.

 

Средства массовой информации (СМИ) обладают огромными возможностями влияния на личность и массы. Во многих случаях они становятся воспитателями подрастающего поколения, важным фактором формирования мировоззрения, побуждения к активным действиям.

Средства массовой информации - социальные институты, обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе

К основным видам СМИ относятся:

радио - акустическое, словесно-звуковое воздействие;

печать -.словесное и графическое воздействие;

кино - художественно-образное воздействие;

телевидение - интегрированное акустическое и художественно творческое воздействие;

компьютерные технологии (Интернет) - оперативное взаимодействие потребителя с информационными потоками

 

Наибольшими возможностями влияния обладают телевидение, кино и компьютерные технологии.

 

Основные функции СМИ:

• общественно-политическое воздействие (решение определенных политических задач);

• воспитание (идеология, ценности, патриотизм и пр.).

• информационная (от лат. informatio - разъяснение): осведомле­ние о чем-либо, сбор, обработка, распространение и хранение инфор­мации;

• обучение и просвещение: профессионально-заинтересованная аудитория, расширение кругозора;

• художественно-репродуктивная: трансформирование произведе­ния искусства, сохранившего свои существенные социокультурные признаки;

• художественно-продуктивная: распространение произведений особого вида искусства - рекламы, телешоу, радиодрамы, телефиль­мов и проч., при этом имеет место доставка информации на дом в ори­гинале;

• развлечение: заполнение досуга приятным отдыхом, развлечени­ем (музыка, кино и т.д.).

 

Исследование воздействия СМИ на личность и группу (массы) потребителей осуществляется социологией, психологией и педагоги­кой. Психология изучает в большей степени механизмы влияния на аудиторию, а педагогика - способы достижения прогнозируемого влияния, в том числе: пути, методы и средства информационного воз­действия, а также условия, обеспечивающие эффективность исполь­зования различных программ.

Существует выражение «педагогика средств массовой информа­ции», под которым подразумевается теория и практика исследования и использования педагогических (воспитательных) возможностей СМИ для обеспечения влияния на человека, группу.

 

 

Теория унифицированных последствий воздействия массовых коммуникаций. Согласно теории, люди в современном обществе воспринимают сообщения СМИ одинаково, т.е. у них похожие реакции. Предрасположенность аудитории (человека) к агрессии может активизироваться при просмотрах некоторых передач.

Даже если какая-то телепро­грамма оказывает определенное воздействие всего на 0,1% зрителей, но при этом ее аудитория составляет 40 млн. человек, то это влияние распространится на 4 тыс. зрителей!

Теория социального научения (Альберт Бандура). Подход возник в бихевиористской психологии. В ос­нове лежит утверждение, что усвоение модели поведения чело­века происходит по примеру поведения окружающих. СМИ демонстрируют примеры поведения, что становит­ся источником научения. Чтобы происходило социальное на­учение, необходимо:

1) наличие примера;

2) запоминание модели поведения;

3) осмысление действий;

4) мотивация;

5) реализация модели поведения.

Теория культивирования (постепенного формирования образа мысли) (Джордж Гербнер). СМИ (в первую очередь телевидения) на протяже­нии продолжительного времени способствует постепенному измене­нию у потребителей представлений о социальной реальности. Такое влияние формирует опре­деленные взгляды, что находит применение в процессе решения политических задач, проведения предвыборных кампаний и пр.

Теория социализации (теория социального развития). СМИ - источник знаний о мире. Направленность телевидения на детскую и моло­дежную аудиторию с использованием методов, приемов и средств, ориентированных на их психологию (элементы развлекательности, состязательности, новизны, азарта и пр.), способствует наибольшему влиянию на них. Именно на детях в большей степени видна позитивная и негативная роль СМИ.

Теория использования и удовлетворения. СМИ существует, когда есть зритель. Важ­ная задача - создание своей аудитории. Поэтому создаются передачи, которые максимально захваты­вают зрителя сюжетом, для этого активно используют знания психологии.

 

Влияние СМИ на аудиторию обеспечивается благодаря:

• актуальности информации;

• настрой зрителя на восприятие этой информации.

• соответствие информации интересам, потребностям аудитории.

• эмоциональная заразительность, заставляющая потребителя ин­формации сопереживать. Групповой просмотр больше способствует проявлению эмоций - эффект «взаимозаражения». Может быть эмоциональное единство с героем фильма - «эмоциональная инфекция». Это характерно для детей и подростков, после просмотра фильма они имитируют речь, поступки героев фильма.

• создание эффекта достоверности предлагаемой информации. Для усиления достоверности информации приглашаются наиболее авторитетные для аудитории лица. Человек верит авторитету: «он не может врать»;

• напряженное ожидание создает у аудитории возбуждение, нетерпение и готовность к последующему взаимодействию со СМИ. На этом эффекте строятся сериалы, многосерийные фильмы.

 

Последст­вия:

поведенческие последствия. Образ деятельности, представленный СМИ, является руководством для зрителя.

когнитивные последствия. Изменяются знания, мировоззрение, суждение зрителей.

отношение человека к жизни, окружающим людям. Увлечение телевидением и особенно Интернетом приводят к формированию «виртуальных» интересов, потребностей, человеку скучно от реальной жизни;

психологические последствия. При просмотре триллеров, фильмов ужасов и пр. у человека возникает возбуждение, страх и пр. Он долго не может уснуть, у людей с нарушениями психики могут быть более сложные последствия;

физиологические последствия. - определенные физиологические изменени­я в организме. Например, сексуальное возбуждение под влиянием просмотра порно­графии. Просмотр филь­ма ужасов или спортивного матча вызывает учащение дыхания и сердцебиения (см. табл.2),




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 6082; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.