Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способы воздействия на людей в них




Виды больших групп.

Большие социальные группы, т.е. многочисленные социальные общности, разделяются по такому критерию, как длительность их существования или степень стабильности. С этой точки зрения в социальной психологии различают: 1) организованные большие группы - устойчивые большие социальные группы, которые сложились в ходе исторического развития общества, занимают определенное место в системе общественных отношений и поэтому являются долговременными в своем развитии, например, классы, этнические, гендерные, профессиональные, возрастные и др. группы; 2) неорганизованные большие группы – стихийно образующиеся, достаточно кратковременно существующие общности, возникающие по разным основаниям (массовые движения, толпа, публика и т.д.).

Организованные большие социальные группы чаще всего различают по следующим признакам

  • этнический, посредством которого выделяются этносы (нации, народности);
  • экономический, позволяю­щий вычленять социальные классы (страты);
  • политический, использу­емый для различения членов и сторонников тех или иных партий и движений;
  • профессиональный, формирующий группировки людей по виду и характеру труда, профессиональному образованию и уровню квалификации (учителя, врачи, шахтеры, актеры);
  • религиозный, объ­единяющий приверженцев различных вероисповеданий;
  • гендерный (жен­щины, мужчины); возрастной (дети, пожилые люди);
  • территориаль­ный, связанный с местами проживания (горожане, сельские жители, сибиряки, москвичи).

Устойчивые большие группы, выделенные на основании названных признаков, своеобразны по способам образова­ния и жизнедеятельности, но обладают рядом сходных черт:

Во-первых, хотя члены любой большой группы в определенной сте­пени знают о существовании друг друга, близкое знакомство они поддерживают лишь с ограниченным кругом себе по­добных. С остальными их может связывать сходство условий и образа жизни, интересов, убеждений, ценностей, переживаний и т.п. Этого сходства дос­таточно, чтобы возникло чувство групповой солидарности при взаимодействии с членами своей собственной, либо «чужой» группы, но явно недостаточно для организации структурированной жизнедеятельности группы. Это структурирование может произойти лишь в некоторых случаях, например, при угрозе суще­ствованию самих групп. В обычных обстоятельствах такие группы являются общ­ностями лишь в сознании их участников, что, в частности, обеспечи­вается деятельностью средств массовой информации.

Во-вторых, поскольку происхождение организованных больших групп уходит корнями в прошлое, а срок их жизнедея­тельности не известен, они воспринимаются, да и являются «естественными» и «извечными». Их культурные и психологические особенности складываются исторически, часто под влиянием нескольких поколений, что проявляется в упорядоченности и стабильности групповых ценностей и норм поведения. Контроль за их соблюдением осуществляется самими рядовыми членами группы. Часто эти нормы коллективного поведения настоль­ко прочны и устойчивы, что могут сохраниться не только после смены человеком некой большой устойчивой груп­пы, но и после ее исчезновения. (Достаточно вспомнить личную траге­дию многих представителей старшего поколения, остающихся «со­ветскими» людьми десятилетие спустя распада Советского Союза).

В-третьих, возникновение и существование организованной большой группы предполагает, что существует и другая, подобная ей группа, с которой мы можем ее сравнить. (Например, мужчины и женщины, богатые и бедные, горожане и сельские жители и т.д.)

В структуре психологии организованных больших групп выделяют две составных части:

· психический склад (устойчивое образование) и

· эмоциональной сферы (динамическое образование).

Традиционно в качестве психологичес­ких феноменов больших социальных групп исследовались обществен­ное (или массовое) сознание, социальный характер, коллективные (или социальные) представления. Кроме этих характерис­тик больших социальных групп следует добавить такую, как наличие у них своего специфического языка. Это, прежде всего, относится к эт­ническим группам, а для других групп специфический язык может выражаться в форме определенного жаргона, присущего, например, различным профессиональным группам, молодежи и др.

Неорганизованные большие группы также обладают рядом характерных особенностей. Обратитесь к своему прошлому опыту, вспомните, какие ощущения у вас вызывало пребывание в толпе, и подумайте, какие это могут быть особенности. Неорганизованные группы имеют следующие характерные особенности:

- циркуляция слухов, быстрое возникновение и развитие сплетен;

- большое некритичное доверие к информации;

- размывание личной ответственности, а следовательно, безответственность;

- эмоциональное и экспансивное поведение.

Выделяют несколько видов неорганизованных больших групп:

- Толпа разновидность больших групп, объединение людей, стихийно образующееся на открытых пространствах по поводу различных событий (например, по поводу ДТП); длительность существования данной группы зависит от значимости события.

- Масса -более стабильное и организованное объединение людей, обладающее нечеткими границами, собирающееся с какой-либо целью (например, для участия в какой-то акции – манифестации, демонстрации, митинги).

- Публика – кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-либо зрелищем (например, на трибуне стадиона, в большом зрительном зале, на площади). В более замкнутых помещениях (в лекционных залах) публику именуют аудиторией. Публика более управляема, чем другие виды неорганизованных больших групп, в большей степени соблюдает нормы, принятые в избранном типе организации зрелищ. Однако достаточно возникновения какого-либо инцидента, чтобы публика также стала неуправляемой.

Механизмы воздействия на людей в больших неорганизованных группах:

Часто находясь в толпе мы даже и не подозреваем о том, что подвергаемся ее влиянию. Социальными психологами были выделены такие механизмы воздействия на людей в больших неорганизованных группах:

- Заражение бессознательная невольная подверженность человека, индивида определенным психическим состояниям, основанная на передаче определенного эмоционального состояния, психического настроя при участии механизма многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий. (Заражение усиливается в ситуации паники.).

- Внушение целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу, оказываемое при помощи убежденности коммуникатора и суггестивных механизмов.

- Подражание имеет ряд общих черт с явлениями заражения и внушения, однако его специфика состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

- Убеждение способ рационального воздействия, основанный на логике и аргументах.

Особенности психологии социальных классов

Социальные классы как большие группы выделяются из всего многообразия больших социальных групп, прежде всего ролью в развитии общества. Социаль­но-классовая структура общества понимается как объективно возник­шее разъединение людей на классы, касты, сословия, социальные группы или слои, которые характеризуются совместной деятельнос­тью, совместным пространственно-временным бытием и общением (у них общая среда, территория, коммуникация), общими групповы­ми установками и ориентирами.

Существует разные критерии для выделения социальных классов, например:

· характер и размер собственности на средства производства и производимый продукт,

· уровень получаемых доходов и лич­ного материального благосостояния,

Принадлежность к данным группам не регламентируется властью, законом и не передается по наследству.

В современных условиях получает распространение идея стратификации общества. Эмпирическая модель социальной стратификации современного российского общества предложена Ю.В.Ширковым. Социальная стратификация - социологическое понятие, обозначающее структуру общества и его слоев, систему признаков социальной дифференциации (образование, бытовые условия, занятие, доходы, психология, религия и т.п.), на основе которых общество делится на классы и страты (чаще всего на "высшие", "средние" и "низшие"). Классы отличаются от стратов не только количественно (классовый подход – наиболее грубая социальная стратификация). В современном обществе стратификация очень динамична.

В основе этой модели лежат два критерия — материаль­ный уровень (степень независимости субъекта от обстоятельств) и культурный уровень (образование, эрудиция, выполняемая работа). В проведенном им исследовании были выделены пять групп:

1) «Социальное дно» - характери­зуется низким материальным и культурным уровнем, ниже которого опуститься невозможно.

2) Интеллигенция обладает высоким культурным уровнем и низкими доходами, выполняет важную функцию — под­держивает социальные нормы общества.

3) Новые русские не испытывают материальных затруднений, но их культурный уровень зачастую весь­ма невысок.

4) Элита, обладая высоким культурным уровнем, имеет так­же и высокий доход, осуществляет социальное влияние.

5) Резерв, из которого пополняются разные группы в ходе социальной миграции. Хотя описанная социальная структура не является доста­точно полной с точки зрения и количества выделенных групп (в ней, например, отсутствуют очевидные большие группы, обладающие сред­ним доходом и невысоким культурным уровнем), критериев их выде­ления (например, не обозначена активность в получении дохода), она представляет несомненный интерес как попытка анализа социальной структуры общества в новых условиях.

Понятие о среднем классе

Особое внимание исследователей привлекает нарождающийся в России средний класс. Понятие «средний класс» впервые начали упо­треблять в Англии, где первоначально так определяли прослойку между духовенством и землевладельцами. После Второй мировой войны к среднему классу на Западе стали относить также специалистов и ква­лифицированных рабочих с высоким уровнем заработной платы. Сред­ний класс в развитых странах представляет собой большинство, кото­рому свойственно желание политической стабильности, нежелание резких изменений в обществе, политических потрясений. Его мнение и поведение в целом весьма прогнозируемы, что и делает средний класс желанным для любого государства [Казанцев, 2002]. К среднему классу относят интеллигенцию, высококвалифицированных рабочих, управленцев среднего и низшего звена. При этом доходы представите­лей среднего класса сопоставимы с доходами средней буржуазии.

В России средний класс только формируется, критерии его выделения пока еще до конца не сформулированы, хотя и обозначе­ны некоторые параметры определения этой группы населения: соци­ально-демографическая характеристика (уровень дохода, сфера дея­тельности, занимаемая должность, иногда профессия, социальный статус, текущее потребление, возраст); особый образ жизни; ориен­тация на увеличение дохода (деньги как мерило успеха) или на само­реализацию (в случае, когда имеется необходимый для этого доход). Обнаружена тенденция возникновения так называемого нового среднего класса как движущей силы развития постиндустриального общества. Эта группа объединяет наемных служащих, зарабатываю­щих интеллектуальным трудом. В основе поведения этой части средне­го класса — «новая рациональность», т.е. стремление не к деньгам и материальному благополучию, которые подразумеваются, а к само­реализации.

Новые средние — люди, достигшие определенного поло­жения в обществе благодаря своему профессиональному опыту, же­ланию и умению им воспользоваться. Эта группа наиболее прогрес­сивна, быстро развивается. Социальное поведение членов группы определено ценностями среднего класса, целью их жизни становится пребывание в нем. В развитых странах доля этого слоя среднего класса больше, чем «старых средних». В развитых странах значимость капита­ла как критерия принадлежности к среднему классу постоянно умень­шается, в то время как все больший вес получает профессионализм [Средний класс в современном российском обществе, 2000]. Что ка­сается России, то здесь тенденция еще только намечается.

Важнейшей психологической характеристикой среднего класса является идентификация с ним его представителей. Средний класс, как и всякая устойчивая группа, может считаться реальным образованием тогда, когда его члены разделяют общие ценности, имеют общую сис­тему категорий и оценок и осознают себя принадлежащими к данной группе. Идентификация со средним классом становится важным субъек­тивным критерием определения представителей этого класса.

Исследование К. Ю. Подцерковской, проведенное в 2002 г. под руководством Т. В. Фоломеевой, было посвящено изучению социальных представлений представителей нового среднего класса о социальной структуре российского общества. Это исследование показало, что сред­ний класс субъективно определяется как слой с определенным уров­нем дохода, состоящий из нескольких групп, различающихся по ха­рактеру занятости и профессиональному признаку. Кроме того, ре­зультаты исследования показали, что идентификация представителей среднего класса со своей группой высока и носит положительную эмоциональную окраску. Отнесение себя к среднему классу делается на основе сравнения с представителями других социальных групп по критериям дохода, характера работы, образа жизни, уровня образо­вания и активной жизненной позиции. Полученные результаты не позволяют формулировать широкие выводы относительно психоло­гии образующейся новой группы, но обозначают направление даль­нейших исследований.

Наряду с формированием нового среднего класса важной харак­теристикой изменения социальной структуры общества в России яв­ляется размывание социального слоя интеллигенции. Этот процесс идет по трем направлениям. Первое направление характеризуется тем, что в ходе становления новой российской государственности многие пред­ставители интеллигенции вливаются в структуры власти, образуют чиновничество и номенклатуру. Второе направление связано со сме­ной профессии значительной частью интеллигенции, переходом из сферы интеллектуального труда в частный сектор, торговлю, посред­ническую деятельность. Третье направление обусловлено «утечкой умов», т.е. отъездом за рубеж специалистов в разных областях, уче­ных, писателей, деятелей культуры и т.д. [Мансуров, Семенова, 2001].

Формирование новых экономических отношений сопровождается появлением новых ценностных экономических ориентиров, таких как собственность, материальная обеспеченность, богатство и др. Для од­них социальных групп они могут выступать основными ценностями, регулирующими социальное поведение их членов, для других — лишь необходимым условием существования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2775; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.