Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая характеристика этнических групп

Термин «этнос» описывает группу людей, связанных единой си­стемой отношений и ценностей, выработанных в процессе этноге­неза (Почебут, 1995). Культура же и есть эта система отноше­ний и ценностей. Люди приобретают культуру благодаря принад­лежности к этнической общности. Люди создают культуру исходя из потребностей этнической общности. «Нации — это горячие мон­стры, воспламеняющие холодного монстра — общество» (Московичи, 1998, с. 481).

В науке описываются разные тенденции в понимании культур­ных различий: абсолютизм, универсализм, релятивизм (Стефаненко, 1999). Почебут предлагает использовать два критерия для оценки культурных различий. Первый критерий основан на оценке рав­нозначности культур. Второй — на оценке наличия или отсутствия культурных различий. Соответственно возникают четыре тенден­ции:

1. Этноцентризм, и особенно национализм, основан на идее культурного превосходства. Все мировые культуры являются не равными по значению и не одинаковыми по своей сущности.

2. Абсолютизм основан на идее одинаковости культур. Однако между культурами не существует равенства. Одни культуры циви­лизованные, другие примитивные и первобытные.

3. Универсализм нацелен на поиск общих универсалий, посред­ством которых все народы могут понимать друг друга и общать­ся друг с другом. Теоретически идеи культурного универсализма разрабатывали американские социологи и культурологи А. Кребер, К. Леви-Стросс, Т. Парсонс, П. Сорокин.

4. Релятивизм основан на идее равноценности культур при признании значительных культурных различий. Поворот в пони­мании взаимоотношений культур совершили Р. Бенедикт, Ф. Боас, К. Клакхон, Л. Леви-Брюль, М. Лейрис, Р. Линтон. Ф. Боас провоз гласил главный принцип релятивизма - культуры равные, но раз­ные. Релятивизм предполагает отрицание этноцентрической пози­ции, выход за пределы своей культуры, сочувствие и понимание другой культуры.

Основным способом исследования культуры являлось изучение конкретной личности и осуществление посредством этого типиза­ции национальных характеров. Были введены понятия модальной и базовой личности. Мы предлагаем изучать культурные различия, используя понятие общности. Согласно нашей концепции специфи­ка общности в первую очередь зависит от вида социального. Эт­нокультурные общности формируются на основе воспроизводства психическим миром мира социального. Человечество создает куль­турный мир с целью образования единой системы взаимоотношений в общности, единого смыслового поля, осознанного и бессознатель­ного взаимопонимания членов общности между собой.

Принадлежность человека к этнокультурной общности, по мне­нию ученых, определяется на основе множества признаков — марке­ров этничности. К ним относятся кровнородственные связи, язык, общая символическая среда, поведенческие стереотипы, националь­ный характер, внешность, общность исторической судьбы и пр. (Русские..., 1992; Сикевич, 1999). Однако какой бы маркер мы ни взяли в качестве предмета научного анализа, при ближайшем рассмотрении он оказывается когнитивным конструктом социаль­ной категоризации окружающего мира. Даже такой мощный мар­кер, как кровнородственные связи, объединяющие всех членов эт­нокультурной общности, на деле представляет собой когнитивный конструкт, а не реальное положение вещей.

Ядром человеческой культуры являются ценности, а одним из способов сохранения этнокультурных ценностей — социально-пси­хологическая граница и дистанция во взаимоотношениях с другими общностями. Граница и дистанция позволяют обезопасить единое смысловое поле и ценностное своеобразие от вторжения со стороны.

Почебут Л.Г. провела исследование ценностей русской культуры, полученные результаты представлены в ее книге (6). В частности, в исследовании установлено:

1. В настоящее время в России происходит транс­формация ценностей (принципов и смыслов жизни), которая ме­няет сердцевину культурной системы. Система ценностей русского народа постепенно переориентируется в сторону приоритета совре­менных западных ценностей. Детальный социологический анализ показывает, что молодежь в большей степени предпочитает цен­ности современных обществ, чем люди старшего поколения. Наибо­лее значимым фактором изменения приоритета ценностей оказался уровень дохода. Современные бизнесмены полностью встроились в западную систему ценностей и активно отвергают ценности тра­диционной общины. Ценностная система современных демократи­ческих партий гораздо более близка ценностной системе русского народа, чем ценностная система КПРФ. Коммунисты, придержи­ваясь общечеловеческих и общинных ценностей, значимо отверга­ют ценности современного западного общества. Поэтому изменение политической и идеологической системы также способствует транс­формации системы ценностей в России.

2. Исследование выявило единство русского народа в отношении выбираемых ценностей. Региональные различия и близость к иным культурам не разрушают этнокультурную общность. На всей тер­ритории России русские представляют собой единую этнокультур­ную общность, согласованно приверженную общей системе ценно­стей.

Одним из защитных механизмов сохранения системы ценно­стей является этнокультурная дистанция. Субъективно оценива­емую длину дистанции можно рассматривать как показатель эт­нической толерантности. По результатам исследования Почебут Л.Г., одним из важных факторов этнической толерантности является качество об­разования. Люди, имеющие гуманитарное образование, проявляют нормальную толерантность в отличие от людей, имеющих воен­ное или техническое образование. В ситуации межгосударственного или межэтнического конфликта толерантность людей, не принима­ющих участия в конфликте, снижается по отношению к обеим кон­фликтующим сторонам. Люди психологически дистанцируются от участников конфликта и стараются найти союзников, психологиче­ски расширяя и усиливая свою общность.

Организация как специфический вид больших социальных групп.

Специфическим видом больших социальных групп являются организации. Под организацией понимается группа людей, деятельность которых координируется для достижения общей цели или целей (Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 2000.).

На каком основании можно говорить о том, что это организации являются именно большими группами?

Если проанализировать признаки, характеризующие большие группы (см. начало лекции) они вполне подойдут к организации:

  • Организации бывают весьма многочисленны, численность работающего персонала вполне может включать как свыше нескольких десятков человек до тысяч и более.
  • Организации формируются на основе выполняемой деятельности; между всеми их членами не могут быть постоянные налаженные контакты между собой (например, все мужчины на земле не знают друг друга, также как и все россияне);
  • Персонал организаций, как правило оказывает влияние на жизнь социума благодаря производству определенных товаров или услуг.

Важным феноменом организации, отражающим ее внутренний уклад является организационная культура. Сотрудники, работающие в какой-либо конкретной организации усваивают ценности, убеждения и модели поведения, принятые в этой организации.

Исследования организационной культуры начались в 80-е годы. Эгдар Шайн, один из первых исследователей организационной культуры, определяет ее как совокупность основных убеждений – сформированных самостоятельно, усвоенных или разработанных определенной группой по мере того, как она учится решать проблемы адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, - которые оказались достаточно эффективными, чтобы считаться ценными, а потому передаваться новым членам в качестве правильного образа восприятия.

Существует немало подходов к определению организационной культуры, однако следует указать ряд признаков ОК, которые не вызывают разногласий у разных исследователей:

1. Наблюдаемые регулярные формы поведения. Когда члены организации взаимодействуют, они прибегают к общему языку, терминологии, а также ритуалам для проявления уважения или демонстрации приемлемого поведения.

2. Нормы. Существующие стандарты поведения определяют отношение к работе.

3. Доминирующие ценности. Основные ценности, которых придерживаются члены организации. Типичным примером служат высокие стандарты качества продукции, редкие прогулы, высокая производительность труда.

4. Философия. Организацией выработана политика, отражающая ее убеждения о том, как надлежит обращаться с сотрудниками и/или клиентами компании.

5. Правила. В организации имеются жесткие правила поведения. Вновь принятые на работу сотрудники должны их усвоить, чтобы стать полноправными членами организации.

6. Социально-психологический внутриорганизационный климат. Это то общее ощущение, которое создается физической организацией пространства, стилем общения сотрудников между собой и формой поведения сотрудников по отношению к клиентам и другим посторонним лицам.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Способы воздействия на людей в них | Структура социальной установки, функции социальных установок в регуляции социального поведения личности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.