Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изменение социальных установок: бихевиористский и когнитивистский подходы

Изменение аттитюда – это целенаправленное воздействие. В зависимости от того, кто является инициатором данного процесса выделяют две принципиально различающихся ситуации:

1) изменение собственного аттитюда (человек сознательно пытается изменить свои соц.установки, что является необходимым элементом программ тренингов и психотерапии)

2) изменение чужого аттитюда (когда на носителя аттитюда оказывает воздействие посторонний субъект – персонифицированный или групповой)

Существуют 2 основных подхода предлагающих пути как склонить людей к изменению аттитюдов:

1) Бихевиористское направление: психологи этого направления большое значение придают процессам научения.

2) Когнитивный подход: объяснение изменения соц.установок с помощью теории когнитивного диссонанса Фестингера.

Ф. Хайдера (когнитивист)

Ф. Хайдер считается одним из основателей когнитивной психологии. Главная его идея состоит в том, что, по его мнению, люди склонны развивать упорядоченный и связный взгляд на проблему и на мир. Каждый индивид строит «наивную психологию» как попытку объяснить логику и источник событий, с ним происходящих.

Главной идеей здесь является представление о том, что дисбаланс когнитивной структуры вызывает напряжение, которое фундирует силы, обеспечивающие восстановление баланса. Баланс в предположении Хайдера возникает тогда, когда вся ситуация воспринимается как гармоничная

Структуры включают в себя три составных элемента: индивид (Р), другой индивид (0) и событие или объект (Х). Итак, взаимодействие трех элементов составляет некоторое когнитивное поле, и задача заключается в том, чтобы выявить, какой тип отношений между этими тремя элементами является устойчивым, сбалансированным и какой тип отношений вызывает ситуацию дискомфорта для Р и соответственно его стремление изменить ее с целью приведения этой ситуации вновь в состояние баланса.

Например: индивид Р ради стабильности своих отношений с О должен сбалансировать свое восприятие объекта X с восприятием этого объекта с точки зрения О. Если это восприятие различно, Р способен решить эту проблему двумя путями: (1) изменить свое отношение к X или (2) трансформировать отношение к О.

Таким образом, Хайдер в 1946 году сформулировал принцип баланса для всех целостных отношений. Основной балaнсный принцип сегодня может быть определен примерно следующим образом: «Балансное состояние между двумя элементами существует тогда, когда взаимоотношения между ними положительные (или отрицательные) во всех отношениях. Балансное состояние между тремя элементами сохраняется, если все три элемента взаимодействуют положительно во вcех отношениях или когда существует два негативных и одно позитивное отношение (Наider, 1946. Р.115). Многими исследователями отмечается очевидный факт, что основное внимание уделено динамическому взаимодействию между убеждениями и аттитюдами. Восприятие индивидом взаимоотношений между 0 и Х может быть выражено как убеждение относительно 0. Эта теория также учитывает аттитюд не только относительно объекта, но и относительно его самого. Важным моментом всей теории является то, что аттитюд может меняться в результате определенных действий индивида.

 

Т. Ньюком,

Теодор Ньюком был последователем Хайдера и его теория коммуникативных актов очень близка к теории структурного баланса.

исходный тезис автора: когда два человека позитивно воспринимают друг друга и строят отношение к третьему, то они имеют тенденцию развивать сходные ориентации.

Причем Ньюком предположил, что развитие этих сходных ориентации может быть увеличено за счет развития межличностной коммуникации. Поэтому, если в паре или группе возникает расхождение ориентации по отношению к какому-либо объекту, логично предположить, что потребность в уменьшении этих расхождений приведет к увеличению частоты коммуникативных актов. Стремление к развитию сходных ориентации Ньюком назвал стремлением к «симметрии ориентации» и определил их силу как силу уз между двумя людьми или силу их аттитюдов по отношению к третьему.

Основной задачей автору видится объяснение, каким образом в группе возникает давление, принуждение к единообразию, какие факторы делают группу сплоченной. С этой целью выявляется тенденция группового развития коммуникативных актов по отношению к отклоняющимся от нормы членам группы. Следует отметить, что обе модели (Хайдер и Ньюкомб) нашли наибольшее применение в исследовании процессов СМК, особенно в рамках изучения «убеждающей коммуникации»

Исследования К. Ховланда, (бихевиорист)

Карл Ивер Ховланд известен исследованиями в области массовых коммуникаций. Во время второй мировой войны он экспериментировал с убеждающим воздействием обучающих фильмов на солдат.

Согласно Ховланду, установки могут быть изменены путем изменения мнений (информации), касающихся объекта. Мнения, как и другие свойства личности, имеют тенденцию сохраняться, пока человек не подвергнется новому обучающему опыту. Единственный способ, с помощью которого можно приобрести новое мнение состоит в том, чтобы подвергнуться воздействию убеждающей коммуникации, аргументировано обосновывающей необходимость принятия нового мнения. В своих исследованиях Ховланд пришел к следующим выводам:

1. Источники с высоким уровнем доверия ведут к большим изменениям отношений сразу после акта коммуникации.

2. Слабое использования страха ведет к большим изменениям, чем сильная опора на страх.

3. Чисто позитивные сообщения лучше влияют на людей с низким уровнем образования. На людей с высшим образованием лучше воздействует выдача как позитивных, так и негативных аргументов (аргументов «за» и «против»).

4. Наличие в сообщении четкого вывода действует лучше, чем спрятанный вывод.

5. Индивиды, связанные с группой, слабее подвергаются воздействию по вопросам, вступающим в противоречие с групповыми нормами.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структура социальной установки, функции социальных установок в регуляции социального поведения личности | Подходы к пониманию социальной политики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2195; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.