Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизмы воздействия на массовое сознание




Общественное (массовое) сознание – это сумма идей, теорий, идеалов, принципов, желаний и настроений людей на данном этапе исторического развития. Оно характеризует уровень развития сознания всего человеческого общества, всего человеческого рода.

Существует в двух феноменах:

1. общественная психология

2. идеология

Общественная психология – массовые психологические процессы, состояния, явления, настроения, чувства, стрессы, паника, слухи, мода, стереотипы и т.д.). Связана с обыденным сознанием, с эмоционально-волевой сферой. Принято считать, что формируется стихийно, но можно утверждать, что часть этих процессов управляется, а значит направляется осознанно и целенаправленно. Влияет на жизненные ценности, смыслы и идеалы.

Идеология – теоретически обоснованная сумма взглядов и идей, выражающих интересы определенных социальных групп.

Связана с логической формой сознания. Формируется целенаправленно идеологами. Чаще всего, идеологию связывают с ложным осознанием, т.к. в интересах той или иной политической силы скрыть реальное положение дел. На сегодняшний день в современной России нет национальной идеологии. Сегодня идеология – отсутствие идеологии.

 

Виды общественного сознания:

1. политическое ( взгляды междуразличными социальными группами на проблему власти, отношение к власти)

2. правовое ( понимание закона и его роли в обществе, отношение к закону)

3. моральное ( сложившиеся в обществе оценки понимания добра и зла, героизма и патриотизма, общественного идеала, смысла жизни)

4. эстетическое ( представления о прекрасном и безобразном)

5. религиозное ( чувства к Богу, представления о Нем, о жизни после смерти, религиозная картина мира)

 

Существует два типа методов воздействия:

1. прямые (традиционные и нетрадиционные)

2. косвенные

Традиционные методы – методы рациональные, логические, обращены к разуму людей.

1. метод большой и малой лжи.

Человек, по мнению многих политиков, существо «стадное», все вместе люди – толпа. Чувство принадлежности к определенной социальной группе заложено у него в подсознании, он слепо склонен верить авторитетам. На этом можно построить любую теорию о расовом превосходстве. Гитлер писал: «Восприимчивость масс довольно ограничена, их понимание – незначительно, зато забывчивость чрезмерно велика. Только того, кто тысячекратно будет повторять ординарные понятия, масса пожелает запомнить. Если уж врать, но врать нагло: в большую ложь верят охотнее, чем в малую… Люди сами иногда врут в мелочах, однако, большой лжи они стесняются. Следовательно, им и в голову не придет, что их так бессовестно обманывают… В случае любой неудачи следует незамедлительно искать врагов. Если их нет, надо придумать. Большая ложь дает выигрыш во времени, а потом о ней никто не вспомнит».

НО метод большой и малой лжи хорош в военное время. В мирных условиях говорить ложь невыгодно, в силу легкой проверяемости.

Эффективен метод, часто применяемый в рекламе, в политике: «Всегда говорите правду, говорите много правды, говорите гораздо больше правды, чем от вас ожидают, никогда не говорите всю правду».

2. аппеляция к авторитетам (метод использования актеров, певцов, спортсменов в предвыборных технологиях)

3. внушение через большинство ( например,масса людей выходит на улицу и что-то активно проповедует)

4. внушение через меньшинство ( когда активное меньшинство влияет на пассивное большинство через агитацию). Примеры исторические: захват власти большевиками в 1917 г., оранжевая революция на Украине в 2004 г.

Принципы:

1. Простота и доступность лозунгов

2. Частая повторяемость

 

Нетрадиционные методы воздействия -иррациональные, т.е. те, которые воздействуют на образное мышление (чувственно –эмоциональную сферу), на подсознание. К ним относятся:

1. искусство, даже просто воздействие цветом (оранжевая революция на Украине)

2. религия

3. музыка

4. Телевидение (компьютеризация)

5. феномен 25 кадра

6. гипноз

7. НЛП

 

Феномен 25 кадра – Зрение человека способно различать и рационально осмысливать 24 кадра в секунду. 25 кадр идет в подсознание. В действительности он не является скрытым, он замечаем глазом, хотя длительность и яркость кадра чуть занижены, но вследствие инертности зрения, сливается с другими. Туда может заноситься, например, какое-либо рекламное слово. Американская психологическая Ассоциация в 1958 г. официально отвергла психологическое воздействие 25 кадра. Но если он существует, значит несет какую-то нагрузку. Какую?!!!

 

Гипноз – погружение человека в сон или транс (человек бодрствует, но часть сознания отключена) при помощи воздействия монотонных раздражителей (аудио, визуальные, тактильные). От 40-75 % людей внушаемы. Но если в гипноз можно ввести не каждого, то в транс любого.

 

НЛП- нейро-лингвистическое программирование -это психотерапевтические методики воздействия на подсознание с помощью информационных и языковых конструкций. Цель – с помощью психотерапевтической коррекции достичь личностного и профессионального совершенствования. Методика представлена в 4-х книгах: «Структура магии», «Паттерны» и 2 книги по гипнозу америк. Психиатра Эриксона.

Можно сказать, что это набор моделей для эффективного мышления и поведения для того, чтобы сделать свою жизнь лучше и полезнее.

Косвенные методы воздействия на массовое сознание – те, которые не воздействуют напрямую на сознание, а воздействуют на сознание через тело.

1. качество питания

2. алкоголь, наркотики, табакокурение, токсикомания

3. электромагнитные и акустические поля

 

 

Дополнительно:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.